Процесс контроля, виды контроля, характеристики эффективного контроля.

Контроль – это систематическое отслеживание хода выполнения поставленных задач с одновременной корректировкой (регулированием) работы. Он включает в себя анализ достигнутых результатов и выступает как исходный пункт нового цикла управления.

Контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование предприятия как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.

Функция контроля – это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать деятельность организации, упредить кризисную ситуацию.

В функцию контроля входят:

- сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сравнение с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений;

- разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей.

Важной функцией контроля является разработка стандартной системы отчетности (финансовые и производственные показатели), проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам хозяйственной деятельности фирмы, так и каждого отдельного подразделения.

Формы контроля:

- финансовый,

- качества продукции,

- ценообразования,

- административный.

Структура (процесс) контроля состоит из этапов:

- установление стандартов (первый этап процедуры контроля, тесно связан с функцией планирования и целеполаганием, так как стандарты – есть конкретные цели, имеющие показатель результативности контроля или точное определение того, что должно быть получено для того, чтобы достичь целей; может содержать количественную и качественную характеристику);

- измерение достигнутого за определенный период, сравнение достигнутого с ожидаемым (на этом этапе дается оценка отклонений и их опасности; используется принцип и метод исключения отклонений; изучается масштаб допустимых отклонений, измерение результатов, передача информации, оценка информации о результатах);

- осуществление действий по коррекции отдельных отклонений от целей и плана (это этап выбора линии поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение, пересмотреть стандарт).

Области контроля: хозяйственная деятельность – материальные ресурсы, трудовые или человеческие ресурсы, качество выпускаемой продукции.

Виды контроля:

1) - предварительный (осуществляется до фактического начала работ по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам или бюджету; обычно реализуется в форме определенной политики, правил, процедур);

- текущий (осуществляется непосредственно в ходе проведения работ, важна обратная связь управляющего и управляемых);

- заключительный (основывается на обратных связях).

2) - стратегический (тесно связан с перспективным планированием и размещением ресурсов)

- административный (тактический, требует централизации, использованием ресурсов)

- оперативный (требует децентрализации, выполнения конкретных задач)

3) входной, операционный, готовой продукции, транспортировки, хранения;

4) самоконтроль, инспекционный, государственный, международный;

5) активный (предупреждающий), пассивный (по отклонениям);

6) сплошной, выборочный.

Эффективность контроля (по У.Ньюмену) в рекомендациях: устанавливайте осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками; устанавливайте жесткие, но достижимые стандарты; устанавливайте двустороннее общение; избегайте чрезмерного контроля; вознаграждайте за достижение стандарта.

Чтобы быть эффективным контроль должен быть: стратегическим; ориентированным на результат; соответствовать делу; своевременным; гибким; отличаться простотой; экономичным.

9.1.Самосознание личности. Я-концепция: структура, функция и развитие.

Самосознание – психологическая реальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать и относится к самому себе.

Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает[6].

Когнитивная

Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая я-концепции.

Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя[6].

Наряду с прочим, когнитивная компонента Я-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.

Оценочная

Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:

  • соотнесение представлений о себе с «Идеальным я»;
  • соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями;
  • оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности[6].

Поведенческая

Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая Я-концепции[6].

Большинство современных учёных, занимающихся проблемами личности, приходят к выводу, что наиболее продуктивно при исследовании Я-образа перейти от метафор к сферам и свойствам психики, «работающим» на Я-образ. Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто называют «самостью».

Наши рекомендации