Охарактеризуйте процесс контроля и оценки учебной деятельности. Раскройте основные виды и методы контроля.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является со­ставной частью процесса обучения. В педагогической литературе используются различные термины и понятия, относящиеся к кон­тролю. Среди них «контроль», «проверка», «оценивание», «оцен­ка», «учет», «отметка» и др. По мнению И. П. Подласого, кон­троль выступает общим родовым понятием и означает выявле­ние, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и измерение результатов учебной деятельности на­зывают проверкой, основной дидактической функцией которой является обеспечение обратной связи между преподавателем и учащимися, получение педагогом объективной информации о сте­пени усвоения учебного материала, своевременное выявление не­достатков и пробелов в знаниях. Кроме проверки, контроль содер­жит оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. Основой для оценивания успеваемости учащихся являются резуль­таты проверки. При оценивании учебных достижений учащихся необходимо выявлять их фактические знания, их полноту, глубину, системность, осознанность, прочность, умение применять знания на практике в различных ситуациях, владение терминологией и специфическими способами ее обозначения и записи и др.

Результаты оценивания могут быть выражены в баллах - от­метках.

По Н. А. Сорокину, к контролю предъявляются следующие тре­бования:

• индивидуальный характер контроля;

• систематичность и регулярность контроля;

• разнообразие форм проведения контроля, обеспечивающее вы­полнение образовательной, воспитывающей, развивающей, мо-тивационной функций;

• всесторонность;

• объективность;

• дифференцированный подход;

• единство требований учителей при осуществлении контроля;

• этичность;

• гласность и др.

Контроль выполняет следующие функции:

контролирующую - установление обратной связи, учет резуль­татов контроля;

обучающую - дается с профилактико-предупредительной це­лью, в целях активизации работы учащихся по усвоению зна­ний, корректировки, совершенствования, систематизации зна­ний; учащиеся слушают дополнительные объяснения, задают вопросы, отвечают, у них формируются навыки и умения;

воспитывающую- состоит в приучении учащихся к системати­ческой работе, в формировании нравственных качеств, само­оценки;

развивающую - заключается в развитии памяти, внимания, ин­тереса к предмету, творчества;

мотивационную - развитие мотива и потребности в учебе;

диагностирующую и прогнозирующую (по реализации целей кон­троля) и др.

Традиционно в педагогической литературе выделяют следую­щие виды контроля.

Предварительный (исходный) - выявление ЗУНов по теме, которая будет изучаться.

Текущий - проверка усвоения и оценка результатов каждого урока. Осуществляется в повседневной работе с помощью систе­матического наблюдения, тестовых заданий и др.

Тематический (периодический)- осуществляется периоди­чески по мере прохождения раздела или темы, проверяет степень усвоения за длительный период с целью систематизировать зна­ния учащихся. Проходит на повторительно-обобщающих уроках и готовит к контрольной работе.

Итоговый - проводится накануне перевода в следующий класс или в конце четверти, полугодия, учебного года. Его зада­ча - зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.

Ю. К. Бабанский метод контроля определяет как способ, с по­мощью которого выявляется состояние знаний, умений и навыков обучаемых в данный момент времени. Несмотря на некоторые расхождения ученых-дидактов в отношении методов и форм контроля, их можно свести в определенную систему.

Метод наблюдения - это систематическое получение данных о знаниях и развитии ученика, ежедневное изучение учащихся в процессе обучения. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, а учитываются учителем при работе и общей оценке ученика.

Методы устного контроля - в их основе лежит вопросно-ответная форма (ответы учеников на вопросы учителя на уроках, экзаменах, зачетах) или монологический ответ учащегося. Уст­ный контроль как текущий проводится ежеурочно в индивиду­альной, групповой, фронтальной или комбинированной форме. Это такие методы, как опрос; беседа; рассказ ученика; объясне­ние; чтение текста, технологической карты, схемы; сообщение об опыте; зачет; устный экзамен и др. Зачет и экзамен являются наи­более активной и обстоятельной проверкой знаний за определен­ный период обучения.

Методы письменного контроля — характеризуются высокой экономичностью и эффективностью; позволяют глубоко и объек­тивно проверить знания учащихся; дополняются программиро­ванным контролем. В письменной работе ученику нужно показать и теоретические знания, и умения применять их для решения кон­кретных задач. К этим методам относятся контрольные работы, про­верочные работы, изложения, сочинения, диктанты, рефераты и др.

Методы практического контроля - имеют целью проверить практические умения и навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. В эту группу методов входят проведение лабораторных опытов, составление таблиц, схем, карт, чертежей, изготовление приборов, создание изделий, монтаж аппарата, ситуационная деловая игра, имитация и др. Эти методы удовлетворяют требования принципа связи обучения с практикой, ориентируют учеников на применение знаний.

Дидактические тесты - набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень его ус­воения учениками. Это серия вопросов, к каждому из которых на­до выбрать правильный из предложенных 3-5 ответов, или это утверждения, в которые надо вставить пропущенные слова, неза­конченные предложения, которые надо закончить. Преимущества дидактических тестов - объективность, быстрота обработки ре­зультатов, оперативность, экономия времени.

В педагогической литературе также выделяют метод графиче­ского контроля (Г. И. Щукина), метод программированного и ла­бораторного контроля (Ю. К. Бабанский), метод пользования кни­гой, проблемной ситуации (В. Оконь).

Наши рекомендации