Научно-исследовательские
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
Образования «Тюменская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздравсоцразвития России)
Кафедра гигиены, экологии и эпидемиологии
П.Я.Шаповалов, Г.А.Сулкарнаева, Н.А.Ряхина,
А.П.Васильева, О.В. Васильева
Гигиена
лечебно-профилактических
организаций
Учебно-методическое пособие
для студентов лечебного, педиатрического,
стоматологического факультетов
Тюмень, 2013
Учебно-методическое пособие по разделу «Гигиена лечебно-профилактических организаций» включают разработку практических занятий, задания по оценке проектов лечебно-профилактических организаций, по оценке микробного загрязнения воздушной среды в ЛПО; схему акта санитарно-гигиенического обследования ЛПО; ситуационные задачи; контрольные вопросы; варианты тестового контроля; вопросы к итоговому семинару по разделу «Гигиена лечебно-профилактических организаций».
Для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов
Учебно-методическое пособие составлено зав. каф. гигиены с основами экологии ТюмГМА, д.м.н., проф. П.Я.Шаповаловым; д.м.н., проф. Г.А.Сулкарнаевой; к.м.н., доц. Н.А. Ряхиной, ст. преп. А.П.Васильевой
Рецензенты:
зав. каф. медико-профилактического дела ФПК и ППС ТюмГМА, д.м.н. Ю.В.Устюжанин
главный врач ГЛПУ ТО «Областная больница №11» (РП Голышманово), к.м.н. В.А.Вихлянцев
Утверждено на заседании ЦКМС « » 2013г. (протокол № ).
Введение
Современную больницу относят к самым сложным объектам проектирования, поскольку она представляет собой многокомпонентный инженерный комплекс, состоящий из различных лечебных и лечебно-диагностических отделений, а также из помещений административного и хозяйственно-бытового назначения.
Задачи, стоящие перед лечебно-профилактическими организациями (ЛПО), мало изменились с незапамятных времен. Своевременное оказание больному квалифицированной медицинской помощи и создание оптимального лечебно- охранительного режима возможны только при строгом соблюдении санитарно- гигиенических требований к планировке и оборудованию этих организаций.
Архитектурно-планировочные решения лечебной организации играют также весьма важную роль в профилактике внутрибольничных инфекций (ВБИ), поскольку, помимо достижения других целей, они направлены на предупреждение или ограничение циркуляции возбудителей в лечебных комплексах. Это должно достигаться путем оптимального взаиморасположения больничных подразделений как на территории участка, так и в объеме отдельного здания достаточной изоляцией разноплановых санитарно-эпидемиологическом отношений и служб.
Определенные практические навыки в этом плане могут быть получены студентами - медиками в процессе изучения раздела «Гигиена лечебно-профилактических организаций».
Таблица 1
Тематический план проведения практических занятий по разделу
«Гигиена лечебно-профилактических организаций»
№ | Темы практических занятий |
Гигиенические требования к размещению ЛПО. | |
Гигиенические требования к приемному отделению и палатной секции. | |
Гигиенические требования к планировке, оборудованию различных отделений ЛПО. | |
Профилактика внутрибольничных инфекций. Гигиеническая оценка микробного загрязнения окружающей среды в лечебных учреждениях. | |
Оценка условий пребывания больных, лечебно- охранительного и санитарно- противоэпидемического режима в ЛПО (работа на объекте с написание акта). | |
Защита актов санитарно-гигиенического обследования ЛПО. Семинар по гигиене лечебно- профилактических организаций. |
Изучение студентами лечебного факультета модуля «Гигиена лечебно-профилактических организаций» формирует следующие компетенции:
общекультурные:
- способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
- готовность и способность использовать методы управления; организовывать работу исполнителей; находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
- способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; к соблюдению правил врачебной этики, сохранению врачебной тайны; к соблюдению законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8); общепрофессиональные:
- способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
профилактические:
- способность и готовность к использованию методов оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней, их коррекции, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК- 11);
- способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия, мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию (ПК-12);
- способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14);
психолого-педагогические:
- способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в лечебно-профилактических учреждениях (ПК-25);
- способность и готовность к обучению пациентов, членов их семей и общества основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, устранению вредных привычек (ПК- 26);
организационно-управленческие:
- способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации) (ПК-27);
- способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала ЛПО, проводить мероприятия по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, а также обеспечивать контроль за соблюдением экологической безопасности (ПК- 29);
научно-исследовательские
- способность и готовность изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовить рефераты, обзоры, доклады; участвовать в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК- 31);
- способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования (ПК-32).
!!! Информация для студентов
Данное учебно-методическое пособие содержит задания для дополнительного добора баллов по модульно-рейтинговой системе, задания в зависимости от качества его выполнения оцениваются следующим образом:
«отлично» «удовлетворительно»
«хорошо» «неудовлетворительно»
|
следующим знаком:
Задания выполняются в рабочей тетради в недельный срок (до
следующего занятия), проверяются преподавателем, который оценивает работу в тетради, заверяя своей подписью, и одновременно выставляет оценку в журнал. Работы, сданные позже недельного срока, не оцениваются.
Тема занятия 1. Гигиенические требования к размещению ЛПО.
Цель занятия: ознакомить студентов с основными гигиеническими требованиями к месту размещения лечебно-профилактических организаций, к больничному участку, его планировке, к системам застройки ЛПО.
Практические навыки: освоить методику гигиенической оценки ситуационных и генеральных планов проектов лечебно-профилактических организаций.
План изучения темы.