Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике

В ходе прохождения практики студенты применяют методы традиционного, проблемного, программированного обучения, активные и интерактивные технологии обучения.

.________________________________________________________________

(Указываются образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые при выполнении различных видов работ на учебной практике).

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике ____педагогическая________________________ .

(Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущей аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентом самостоятельно).

Анализ урока:

1. Проведите психолого-педагогический анализ урока;

2. Проведите психолого-педагогический анализ воспитательного мероприятия;

3. На основе наблюдения сформулируйте психологические гипотезы о (1) причинах поведения ребенка, (2) особенностях взаимодействия педагога и ребенка. Опишите анализируемые случаи, зафиксируйте свои гипотезы;

4. Исходя из выдвинутых гипотез сформулируйте заказ школьному педагогу-психологу;

5. По результатам Вашей деятельности в профессиональных ролях представьте личностную и профессиональную рефлексию, ответив на вопросы: Какова Ваша профессиональная позиция? Что мешает Вам в реализации профессиональных ролей, почему? Что помогает Вам в деятельности педагога? Оцениваете ли Вы педагогическую деятельность как «свою» или предполагаете реализацию в других профессиях, почему?

Проектирование урока, воспитательного мероприятия:

1. Спроектируйте урок, основываясь на психологических особенностях восприятия, мышления, актуальном опыте учащихся определенного возраста и реализующий комплекс задач (образовательных, воспитательных, развивающих) с использованием современных образовательных технологий.

2. Основываясь на психологических особенностях восприятия, мышления, социального взаимодействия, социальных представлений, актуальном опыте учащихся определенного возраста спроектируйте важное для развития детей/подростков воспитательное мероприятие;

3. По актуальному поводу или по запросу родителей спроектируйте беседу с родителями с целью выработать общие подходы в воспитании или обучении

ребенка;

4. По результатам Вашей деятельности в профессиональных ролях представьте личностную и профессиональную рефлексию, ответив на вопросы: Какова Ваша профессиональная позиция? Что мешает Вам в реализации профессиональных ролей, почему? Что помогает Вам в деятельности педагога? Оцениваете ли Вы педагогическую деятельность как «свою» или предполагаете реализацию в других профессиях, почему?

Составление характеристики класса:

На основе личного наблюдения, экспертных оценок учителей, бесед с учениками, социометрического исследования дать педагогическую характеристику классного коллектива.

Составление характеристики личности:

На основе личного наблюдения, беседы с обучающимся, учителями, анализа документации (классного журнала), продуктов деятельности (работ обучающегося), тестирования дать психологическую характеристику личности обучающегося.

Подведение итогов практики осуществляется на итоговой конференции. Участие в конференции является обязательным этапом прохождения практики.

На конференции каждый бакалавр выступает с рефлексивным отчетом по итогам практики (содержание выполненной программы; самоанализ и самооценка деятельности, её успешность и научный характер, причинно-следственные связи; самооценка профессионально-личностного развития на данном этапе обучения, в том числе перспективы своего дальнейшего профессионального и личностного развития). Отчет сопровождает презентацией основных видов практической деятельности бакалавра.

Педагогическая практика считается завершенной при условии выполнения бакалавром всех требований программы практики.

Итоговая аттестация за педагогическую практику проводится руководителем программы по результатам оценки всех форм отчетности бакалавра. Для получения положительной оценки бакалавр должен полностью выполнить все содержание практики, своевременно оформить текущую и итоговую документацию. Практикант, не выполнивший программу практики или не предоставивший её результаты в установленные сроки, считается неаттестованным.

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики _______педагогическая____________________________

а) основная литература:

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии/ Б.Ц. Бадмаев. – М.: Владос, 2010. – 304 с.

Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии/ В.Я. Ляудис. – М.: МГУ, 2009. – 82 с.

Савенков А.И. Педагогическая психология. В 2-х т. Т. 1: учебник для студ. высш. учеб. заведений / А.И. Савенков. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с. (2 т. – 240 с.

Современные образовательные технологии/Под ред. Н.В. Бордовской. – М., 2010.

б) дополнительная литература:

Аржакаева Т.А., Бачкова И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Генезис, 2012.

Аржакаева Т.А., Бачкова И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 3 классе. – М., Генезис, 2012.

Бадмаев Б.Ц. Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству/ Б.Ц. Бадмаев, А.А. Малышев. – М., 1999.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.,- 2000.

Владимирова Ю. Новичок в средней школе: программа адаптационных встреч для пятиклассников / Ю. Владимирова // Школьный психолог. – 2004. –№ 9. – С. 12.

Гаврицкова М. Мы – это много «Я»: программа классных часов для 5-х классов / М. Гаврицкова // Школьный психолог. – 2006. –№ 14. – С. 12.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.

Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога: коррекционные игры; Детская конфликтология; Развивающие занятия / Е. Г. Жадько, Г. А. Широкова. – Рн/Д : Феникс, 2011. – 315 с.

Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)/ В.П. Зинченко. – М., 2002.

Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986.

Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы: Психологическая готовность к школьному обучению; Адаптация детей к школе; Психодиагностика младшего школьника и др. / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Рн/Д : Феникс, 2011. – 443 с.

Казарова Е. Программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся / Е. Казарова // Школьный психолог. – 2007. – № 2. – С. 18-34.

Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе / Е. Г. Коблик. – М. : Генезис, 2003. – 122 с.

Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2000.

Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии/ К.М. Левитан. – М., 1994.

Немов Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 640 с.

Овчарова Р. В. Практическая психология образования : учеб. пособие для студ. психол. фак. ун-тов / Р. В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 448 с.

Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед.спец. высш.учебн.заведений/ А.И. Зазюн. И.А. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; Под ред. А.И. Зязюна. – М., 1989.

Останина, Н. «Я и школа» (программа адаптации пятиклассников) / Н. Останина, С. Вертиплахова // Школьный психолог. – 2003. – № 18, 41.

Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2000.

Пеньевская И. Алые паруса: адаптационное занятие для 5-го класса / И. Пеньевская // Школьный психолог. – 2005. – № 14. – С. 9.

Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг: Избранные труды/ Л.А. Петровская. – М., 2007.

Подласый И.П. Педагогика: В 2-х тт. – М., 2000.

Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.

Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 – 11 классы) / Н. С. Пряжников. – М. : ВАКО, 2005. – 288 с.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 1999.

Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993

Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников / Г. Семенова // Школьный психолог. – 2004. – № 10, 18, 21.

Соловьева Н. Золотые ворота: психологическая игра для учащихся 3-4 классов / Н. Соловьева // Школьный психолог. – 2004. – № 18. – С. 16.

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998.

Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. – Педагогика и психология. – Педагогика/ Ю.Г. Фокин. – М., 2008.

Хагенхан Б., Олсон М. Теории научения/ Б. Хагенхан, М. Олсон. – СПб. Питер, 2004.

Этический кодекс психолога службы практической психологии образования России // Школьный психолог. – 2003. – № 36. – С. 17.

_______

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Microsoft Office, SPSS, Интернет-ресурсы:

1) Science Direct

URL: http://www.sciencedirect.com

Описание: Ресурс содержит коллекцию научной, технической и медицинской полнотекстовой и библиографической информации.

Elsevier (платформа Science Direct)

2) URL: http://diss.rsl.ru

Описание: «Электронная библиотека диссертаций (РГБ) (бывшая библиотека им. Ленина)»

3) Oxford University Press

URL: http://www3.oup.co.uk/jnls/

Описание: Журналы по гуманитарным и социальным наукам Oxford University Press представленные в коллекции HSS.

4) Sage Publications

URL: http://online.sagepub.com,

Описание: база публикаций Sage включает в себя журналы по разным отраслям знаний: Sage_STM – более 100 журналов в области естественных наук, техники и медицины (Science, Technology & Medicine); Sage_HSS – более 300 журналов в области гуманитарных и общественных наук ( Humanities & Social Sciences).

5) Springer/Kluwer

URL: http://www.springerlink.com,

Описание: Журналы и книги издательства Springer/Kluwer охватывают различные области знания и разбиты на следующие предметные категории: Behavioral Science, Biomedical and Life Sciences, Humanities, Social Sciences and Law, Medicine.

6) Tailor & Francis

URL: http://www.informaworld.com,

Описание: коллекция журналов насчитывает более 1000 именований по всем областям знаний из них около 40 журналов HSS (Humanities & Social Sciences: в области гуманитарных и общественных наук).

7) Web of Science

URL: http://www.isiknowledge. com

Описание: Web of Science – база данных по научному цитированию института научной информаии.

8) Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН)

URL: http://elibrary.ru/

9) Университетская информационная система РОССИЯ.

URL: http://www.cir.ru/index.jsp

10) Госты система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу// http://www.ifap.ru/library/gost/sibid.htm

11) Библиотека РУДН// http:// lib.rudn.ru

12) Журнал «Вопросы психологии»// http://www.voppsy.ru

13) Официальный сайт института психологии РАН

http://www.ipras.ru/show.php

14) Сайт «Флогистон»

http://flogiston.ru/

15) Интернет-проект Psy-files.ru

http://www.psy-files.ru/

16) Журнал «Вестник Московского университета». Серия психология.

http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html

17) Национальный психологический журнал

http://www.psy.msu.ru/science/npj/index.html

18) Библиотека психологической литературы на иностранных языках им.В.В. Лучкова

http://www.psy.msu.ru/science/luchkov/index.html

19) Сборник научных статей Psychology in Russia: State of the Art («Психология в России: современное состояние»).

http://www.psy.msu.ru/science/psyrussia/about_ru.html

20) Авторефераты кандидатских диссертаций факультета психологии МГУ

http://www.psy.msu.ru/science/autoref/index.html

____________

Наши рекомендации