Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на научно - производственной практике

8.1 В процессе прохождения практики магистранты используют следующие образовательные технологии, которые в зависимости от специфики и характера выполняемой работы могут иметь некоторые различия:

– ознакомление с общей организацией технологического процесса под руководством специалистов базы практики;

– работа с технологической документацией цеха (завода, предприятия);

– работа с научно-технической и патентной литературой;

– поиск дополнительной информации в глобальной сети Интернет.

8.2 В качестве исходного метода при работе на заводском оборудовании выбран метод показа (демонстрации). Благодаря демонстрации у магистрантов формируются экспериментальные умения и навыки на основе наблюдений за действиями специалистов, выполняющих реальные эксперименты на приборах. Формирование умений и навыков экспериментальной работы в демонстрационном эксперименте проводится поэтапно:

1 этап – знакомство с теоретическими положениями: значение, недостатки, требования к эксперименту, средства, повышающие эффективность.

2 этап – методика проведения анализа, выбор приборов. При просмотре работы действующих приборов и действий специалистов магистрантам предоставляется возможность отследить, оценить и проанализировать представленную демонстрацию по следующим критериям:

– использование новых технологий;

– использование средств, повышающих эффективность анализа;

– особенности методики проведения эксперимента.

3 этап – работа с методической литературой, обработка результатов экспериментов и оформление отчета.

Таким образом, метод демонстрации за сравнительно короткое время позволяет сформировать у магистрантов основные базовые профессиональные компетенции и перейти к самостоятельной исследовательской деятельности.

9 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов при проведении научно - производственной практике

9.1 В процессе практики текущий контроль за работой студента, в том числе самостоятельной, осуществляется руководителем практики в рамках регулярных консультаций, отдельная промежуточная аттестация по отдельным разделам практики не требуется. Общие задачи научно-производственной практики находят свое отражение в задании, выдаваемом студенту.

9.2 Задания на практику готовятся с учетом основных научных направлений, развиваемых структурным подразделением предприятия. Характер и содержание заданий могут предусматривать не только индивидуальную, но и коллективную работу студентов в составе научно-исследовательского коллектива. В частности, возможно создание студенческого научно-исследовательского коллектива для решения общей проблемы по тематике исследований заводской или научной лаборатории (подразделения, отдела).

9.3 При самостоятельном изучении технологического процесса магистрантам необходимо выполнить следующее:

составить технологическую схему производства;

дать описание технологического процесса с указанием особенностей производства, привести схему производственного процесса;

изучить технические условия для правильного ведения производственного процесса и отклонения, влияющие на свойства получаемой продукции;

составить сводную ведомость применяемого оборудования;

произвести сбор данных по прогрессивным нормам расхода, сравнить их с существующими нормами и внести свои предложения по совершенствованию процесса;

изучить содержание и назначение оперативно-технической документации;

ознакомиться с планами модернизации производства, повышения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;

изучить перспективы развития предприятия (организации) – новые виды выпускаемой продукции, расширение рынка потребителей готовой продукции;

изучить мероприятия по технике безопасности, охране труда, оздоровлению условий работы, охране окружающей среды;

изучить инновационный план развития предприятия (организации).

9.4Контрольные вопросы для проведения аттестации по итогам практики.

1. Общие сведения о предприятии, на котором студент проходил практику (юридическая форма, структура управления, вид собственности, акции и акционеры - для ОАО, основные показатели деятельности за ближайший истекший период и т.д.)

2. Сведения о структурном подразделении предприятия (лаборатория, отдел, участок, цех), в котором непосредственно проходила практика студента.

3. Описание предмета изучения (прибора, технологического процесса, лабораторных аналитических методов и т. п.).

4. Техническая и технологическая документация, изученная во время прохождения практики.

5. Описание использовавшегося во время практики оборудования, приборов. Требования к качеству производственных помещений и энергоносителям.

6. Перечень выполненных действий (проведенные технологические процессы, измерения, испытания, исследования, подготовительные или вспомогательные операции и т.п.).

7. Экономические показатели на примере цеха, участка, лаборатории. Экономические характеристики технологических операций и технологического процесса в целом, измерительного или испытательного теста.

8. Рекомендации студента по возможному улучшению реализации конкретного технологического процесса или методики исследования.

Наши рекомендации