Понятие вектора. Свободный вектор

Действия с векторами. Коллинеарность векторов

В школьном курсе геометрии рассматривается ряд действий и правил с векторами:сложение по правилу треугольника, сложение по правилу параллелограмма, правило разности векторов, умножения вектора на число, скалярное произведение векторов и др.Для затравки повторим два правила, которые особенно актуальны для решения задач аналитической геометрии.

Правило сложения векторов по правилу треугольников

Рассмотрим два произвольных ненулевых вектора Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru и Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru :
Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru Требуется найти сумму данных векторов. В силу того, что все векторы считаются свободными, отложим вектор Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru от конца вектора Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru :
Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru

Суммой векторов Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru и Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru является вектор Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru . Для лучшего понимания правила в него целесообразно вложить физический смысл: пусть некоторое тело совершило путь по вектору Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru , а затем по вектору Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru . Тогда сумма векторов Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru представляет собой вектор результирующего пути Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru с началом в точке отправления и концом в точке прибытия. Аналогичное правило формулируется для суммы любого количества векторов. Как говорится, тело может пройти свой путь сильно поддатым по зигзагу, а может и на автопилоте – по результирующему вектору суммы.

Кстати, если вектор Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru отложить от начала вектора Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru , то получится эквивалентное правило параллелограмма сложения векторов.

Умножение вектора на число

Сначала о коллинеарности векторов. Два вектора называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых. Грубо говоря, речь идёт о параллельных векторах. Но применительно к ним всегда используют прилагательное «коллинеарные».

Представьте два коллинеарных вектора. Если стрелки данных векторов направлены в одинаковом направлении, то такие векторы называются сонаправленными. Если стрелки смотрят в разные стороны, то векторы будут противоположно направлены.

Обозначения: коллинеарность векторов записывают привычным значком параллельности: Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru , при этом возможна детализация: Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru (векторы сонаправлены) или Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru (векторы направлены противоположно).

Произведением ненулевого вектора Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru на число Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru является такой вектор Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru , длина которого равна Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru , причём векторы Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru и Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru сонаправлены при Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru и противоположно направлены при Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru .

Правило умножения вектора на число легче понять с помощью рисунка:
Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru

Разбираемся более детально:

1) Направление. Если множитель Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru отрицательный, то вектор меняет направление на противоположное.

2) Длина. Если множитель заключен в пределах Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru или Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru , то длина векторауменьшается. Так, длина вектора Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru в два раза меньше длины вектора Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru . Если множитель Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru по модулю больше единицы, то длина вектора увеличивается в Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru раз.

3) Обратите внимание, что все векторы коллинеарны, при этом один вектор выражен через другой, например, Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru . Обратное тоже справедливо: если один вектор можно выразить через другой, то такие векторы обязательно коллинеарны. Таким образом: если мы умножаем вектор на число, то получится коллинеарный (по отношению к исходному) вектор.

4) Векторы Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru сонаправлены. Векторы Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru и Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru также сонаправлены. Любой вектор первой группы противоположно направлен по отношению к любому вектору второй группы.

Как найти длину отрезка?

Длина, как уже отмечалось, обозначается знаком модуля.

Если даны две точки плоскости Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru и Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru , то длину отрезка Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru можно вычислить по формуле Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru

Если даны две точки пространства Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru и Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru , то длину отрезка Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru можно вычислить по формуле Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru

Примечание: Формулы останутся корректными, если переставить местами соответствующие координаты: Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru и Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru , но более стандартен первый вариант

Пример 3

Даны точки Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru и Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru . Найти длину отрезка Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru .

Решение: по соответствующей формуле:
Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru

Ответ: Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru

Для наглядности выполню чертёж
Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru

Отрезок Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru – это не вектор, и перемещать его куда-либо, конечно, нельзя. Кроме того, если вы выполните чертеж в масштабе: 1 ед. = 1 см (две тетрадные клетки), то полученный ответ Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru можно проверить обычной линейкой, непосредственно измерив длину отрезка.

Да, решение короткое, но в нём есть ещё пара важных моментов, которые хотелось бы пояснить:

Во-первых, в ответе ставим размерность: «единицы». В условии не сказано, ЧТО это, миллиметры, сантиметры, метры или километры. Поэтому математически грамотным решением будет общая формулировка: «единицы» – сокращенно «ед.».

Во-вторых, повторим школьный материал, который полезен не только для рассмотренной задачи:

Читаем!!!

Обратите внимание на важный технический приём – вынесение множителя из-под корня. В результате вычислений у нас получился результат Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru и хороший математический стиль предполагает вынесение множителя из-под корня (если это возможно). Подробнее процесс выглядит так: Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru . Конечно, оставить ответ в виде Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru не будет ошибкой – но недочетом-то уж точно и весомым аргументом для придирки со стороны преподавателя.

Вот другие распространенные случаи:
Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru

Нередко под корнем получается достаточно большое число, например Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru . Как быть в таких случаях? На калькуляторе проверяем, делится ли число на 4: Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru . Да, разделилось нацело, таким образом: Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru . А может быть, число Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru ещё раз удастся разделить на 4? Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru . Таким образом: Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru . У числа Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru последняя цифра нечетная, поэтому разделить в третий раз на 4 явно не удастся. Пробуем поделить на девять: Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru . В результате:
Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru Готово.

Вывод: если под корнем получается неизвлекаемое нацело число, то пытаемся вынести множитель из-под корня – на калькуляторе проверяем, делится ли число на: 4, 9, 16, 25, 36, 49 и т.д.

В ходе решения различных задач корни встречаются часто, всегда пытайтесь извлекать множители из-под корня во избежание более низкой оценки да ненужных заморочек с доработкой ваших решений по замечанию преподавателя.

Давайте заодно повторим возведение корней в квадрат и другие степени:
Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru

Правила действий со степенями в общем виде можно найти в школьном учебнике по алгебре, но, думаю, из приведённых примеров всё или почти всё уже ясно.

Задание для самостоятельного решения с отрезком в пространстве:

Пример 4

Даны точки Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru и Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru . Найти длину отрезка Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru .

Решение и ответ в конце урока.

Как найти длину вектора?

Если дан вектор плоскости Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru , то его длина вычисляется по формуле Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru .

Если дан вектор пространства Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru , то его длина вычисляется по формуле Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru .

Данные формулы (как и формулы длины отрезка) легко выводятся с помощью небезызвестной теоремы Пифагора.

Пример 5

Даны точки Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru и Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru . Найти длину вектора Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru .

Я взял те же точки, что и в Примере 3.

Решение: Сначала найдём вектор Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru :
Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru

По формуле Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru вычислим длину вектора:
Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru

Ответ: Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru

Не забываем указывать размерность – «единицы»! Всегда ли, кстати, нужно рассчитывать приближенное значение (в данном примере 8,94), если этого не требуется в условии? С моей точки зрения, лишним не будет, отсутствие приближенного значения тянет на придирку. Округление целесообразно проводить до 2-3 знаков после запятой.

Выполним чертеж к задаче:
Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru

В чём принципиальное отличие от Примера 3? Отличие состоит в том, что здесь речь идёт о векторе, а не об отрезке. Вектор можно переместить в любую точку плоскости.

А в чём сходство Примера 3 и Примера 5? Геометрически очевидно, что длина отрезка Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru равна длине вектора Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru . Так же очевидно, что длина вектора Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru будет такой же. По итогу: Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru

Задачу 3 можно было решить и вторым способом, повторю условие: Даны точки Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru и Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru . Найти длину отрезка Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru .

Вместо применения формулы Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru , поступаем так:
1) Находим вектор Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru .
2) А теперь ссылаемся на то, что длина отрезка Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru равна длине вектора Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru :
Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru

Этот способ широко практикуется в ходе решений задач аналитической геометрии.

Вышесказанное справедливо и для пространственного случая

Для тренировки:

Пример 6

а) Даны точки Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru и Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru . Найти длину вектора Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru .
б) Даны векторы Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru , Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru , Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru и Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru . Найти их длины.

Решения и ответы в конце урока.

Понятие вектора. Свободный вектор

Сначала повторим школьное определение вектора. Вектором называется направленныйотрезок, для которого указано его начало и конец:
Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru
В данном случае началом отрезка является точка Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru , концом отрезка – точка Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru . Сам вектор обозначен через Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru . Направление имеет существенное значение, если переставить стрелку в другой конец отрезка, то получится вектор Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru , и это уже совершенно другой вектор. Понятие вектора удобно отождествлять с движением физического тела: согласитесь, зайти в двери института или выйти из дверей института – это совершенно разные вещи.

Отдельные точки плоскости, пространства удобно считать так называемым нулевым вектором Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru . У такого вектора конец и начало совпадают.

!!! Примечание: Здесь и далее можете считать, что векторы лежат в одной плоскости или можете считать, что они расположены в пространстве – суть излагаемого материала справедлива и для плоскости и для пространства.

Обозначения: Многие сразу обратили внимание на палочку без стрелочки в обозначении Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru и сказали, там же вверху еще стрелку ставят! Верно, можно записать со стрелкой: Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru , но допустима и запись Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru , которую я буду использовать в дальнейшем. Почему? Видимо, такая привычка сложилась из практических соображений, слишком разнокалиберными и мохнатыми получались мои стрелки в школе и ВУЗе. В учебной литературе иногда вообще не заморачиваются клинописью, а выделяют буквы жирным шрифтом: Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru , подразумевая тем самым, что это вектор.

То была стилистика, а сейчас о способах записи векторов:

1) Векторы можно записать двумя большими латинскими буквами:
Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru и так далее. При этом первая буква обязательно обозначает точку-начало вектора, а вторая буква – точку-конец вектора.

2) Векторы также записывают маленькими латинскими буквами:
Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru В частности, наш вектор Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru можно для краткости переобозначить маленькой латинской буквой Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru .

Длиной или модулем ненулевого вектора Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru называется длина отрезка Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru . Длина нулевого вектора Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru равна нулю. Логично.

Длина вектора обозначается знаком модуля: Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru , Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru

Как находить длину вектора мы узнаем (или повторим, для кого как) чуть позже.

То были элементарные сведения о векторе, знакомые всем школьникам. В аналитической же геометрии рассматривается так называемый свободный вектор.

Если совсем просто – вектор можно отложить от любой точки:
Понятие вектора. Свободный вектор - student2.ru

Такие векторы мы привыкли называть равными (определение равных векторов будет дано ниже), но чисто с математической точки зрения это ОДИН И ТОТ ЖЕ ВЕКТОР илисвободный вектор. Почему свободный? Потому что в ходе решения задач вы можете «пристроить» тот или иной вектор в ЛЮБУЮ, нужную вам точку плоскости или пространства. Это очень крутое свойство! Представьте вектор произвольной длины и направления – его можно «клонировать» бесконечное количество раз и в любой точке пространства, по сути, он существует ВЕЗДЕ. Есть такая студенческая присказка: Каждому лектору в ж**у по вектору. Ведь не просто остроумная рифма, всё математически корректно – вектор можно пристроить и туда. Но не спешите радоваться, чаще страдают сами студенты =)

Итак, свободный вектор – это множество одинаковых направленных отрезков. Школьное определение вектора, данное в начале параграфа: «Вектором называется направленный отрезок…», подразумевает конкретный направленный отрезок, взятый из данного множества, который привязан к определённой точке плоскости или пространства.

Следует отметить, что с точки зрения физики понятие свободного вектора в общем случае некорректно, и точка приложения вектора имеет значение. Действительно, прямой удар одинаковой силы по носу или по лбу хватит развивать мой дурацкий пример влёчет разные последствия.

Далее, если не оговаривается иное, речь пойдёт только о свободных векторах.

Наши рекомендации