Опыт ОАО «Счетмаш» в исследовании товарных рынков
(на примере рынка ККМ)
Отправной точкой создания рынка контрольно-кассовых машин (ККМ) в России является 1993 г. Именно тогда был принят Закон РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением». Согласно ему, денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ производятся всеми предприятиями, организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением ККМ.
С момента возникновения рынка ККМ в России идет процесс расширения их сферы применения. В связи с этим встала необходимость четкого подразделения ККМ в зависимости от специфики требований, предъявляемых к ним, то есть классифицировать ККМ по сферам применения.
В настоящее время в РФ действует общепринятая в мировой практике классификация ККМ по сферам производства: для торговли, для сферы услуг, для торговли нефтепродуктами, для отелей и ресторанов.
В настоящее время весь рынок ККМ можно разбить на отдельные сегменты по сферам применения ККМ (рис.8,4).
Рис. 8.4 Сегменты рынка ККМ
Конкуренция на рынке ККМ чрезвычайно жесткая. Найти свою нишу, выдержать ее - непросто. В феврале 1993 в реестр было занесено 37 моделей, в 1996 - 61, в 2001г. - 248. Следует также учесть, что дополнения и изменения в Госреестр вносятся постоянно. Так, в журнале «Контрольно-кассовые машины», который выходит четыре раза в год, в каждом номере список моделей, включенных в Госреестр, претерпевает изменения.
Отечественные производители кассовой техники изначально были поставлены в неравное положение с зарубежными. На рынке вполне комфортно чувствуют себя инофирмы, например, «Самсунг». Хотя российский рынок обширен, удержать свои позиции на нем непросто. Для этого нужно иметь хорошую производственную базу, серьезный научно-технический потенциал и, конечно же, налаженную сбытовую систему, четко сформулированную маркетинговую стратегию.
Рынок ККМ имеет ряд специфических особенностей, которые могут рассматриваться как барьеры при входе и выходе на него (табл.9).
Таблица 9
Входные и выходные барьеры рынка ККМ
1. Формирование рынка ККМ на основе законодательства РФ |
2. К применению допускаются модели, соответствующие техническим требованиям, устанавливаемым в законодательном порядке |
3. Необходимо получить сертификат соответствия для каждой модели |
4. Наличие оргструктуры для осуществления послепродажного обслуживания (сервисной структуры) |
5. Емкость рынка ограничена: спецификой продукции (качество, надежность, долговечность) |
6. Увеличение емкости рынка возможно только за счет расширения сферы применения и ограничивается торговой структурой |
7. Необходимость постоянных нововведений и разработок |
На рынке работает около 60 поставщиков ККМ. Основными конкурентами на рынке являются ОАО "Счетмаш", ЗАО "Аркус-касби", Сосенский ПЗ, ПО "Искра", АОЗТ "Информвидео", ГП "КЗТА" (рис.6).
В таблице 10 приведена сравнительная характеристика сильных и слабых сторон этих предприятий.
Рынок ККМ имеет из года в год положительный прирост сбыта.
Таблица 10
Сильные и слабые стороны позиции основных конкурентов на рынке ККМ
ПредприЯТИЯ | Сильные Стороны | Слабые стороны | ||
ОАО «СЧетмаш» | Собственная разработческая база Технический, трудовой, кадровый потенциал Репутация надежного партнера, «полезного» предприятия Награды и медали за качество Политика снижения себестоимости | Моральное устаревание производственной базы Проблема перевооружения | ||
Аркус-касби | Месторасположение предприятия Современные производственные мощности | Частая смена названия | ||
Сосенский | Месторасположение качество | |||
«Инфрмвидео» | Современные производственные мощности | |
ПО «Искра» | Репутация опыт работы на рынке ККМ хорошая конструкторская база | Не развита региональная сеть |
КЗПТ | Репутация опыт работы на рынке ККМ хорошая конструкторская база | Не развита региональная сеть |
Динамика объемов производства ОАО «Счетмаш» отстает от динамики объемов производства ККМ в целом (рис.8). Доля рынка предприятия так же снижается (рис. 9).
Рассматривать эту тенденцию как негативную и неконтролируемую не следует. Этап концентрации усилий и ресурсов предприятия на одном стратегическом направлении (ККМ) заканчивается. Предприятие начинает осуществлять диверсификацию производства. В 1998г. начинаются разработки по автомобильной тематике и энергосбережению. Это требует рассредоточения имеющихся ресурсов.
Однако часть потери доли рынка объясняется снижением качества продукции. Это связано с моральным и физическим устареванием оборудования, потенциал которого закладывался еще для оборонной промышленности СССР. Ситуация осложняется тем, что все мощности вводились в строй одновременно. Теперь требуется одновременная их замена. Проблема перевооружения считается на предприятии наиглавнейшей.
Тем не менее, ОАО «Счетмаш» имеет наибольшую долю рынка среди производителей ККМ, в его планах стоит не только ее удержание, но и рост.
В настоящий момент прирост емкости рынка идет в основном за счет расширения сфер применения ККМ: связь, почта, услуги, отели, рестораны, АЗС.
1.На материалах местной периодической печати проследите эволюцию целей ОАО «Счетмаш», ЗАО «Курскрезинотехника» и других курских предприятий в зависимости от состояния внешней среды.
2.Сформулируйте миссию, цели и возможную стратегию ЮЗГУ.