Развитие фонематического анализа и синтеза
В специальной литературе под понятием «фонематический анализ» понимаются элементарные и сложные формы анализа звуковой структуры слова.
Элементарная форма анализа (выделение звука на фоне слова) появляется у детей спонтанно уже в дошкольном возрасте. К сложным формам относят вычленение первого и последнего звуков слова, позиционный и количественный анализ структуры слова. Указанные виды операций формируются в процессе систематического обучения. Индивидуально-коррекционная работа по данному направлению строится с учетом сложности форм фонематического анализа, синтеза, последовательности их формирования в онтогенезе.
Работа проводится поэтапно: от осознания мотива задания, формирования интереса к его выполнению, осознания его содержания, освоения действий, переноса действия в умственный план к окончательному становлению умственного действия (по П. Я. Гальперину, Д. Б. Эльконину):
Первый этап - выработка умения анализировать звуковой состав слов с опорой на вспомогательные средства (кружочки, фишки, схемы, графические изображения).
Второй этап - формирование действия звукового анализа в речевом плане (с исключением опоры на материализацию производимых действий и операций).
Третий этап - овладение операциями фонематического анализа в умственном плане.
В ходе коррекционной работы по традиционной методике проводятся следующие упражнения.
A. Развитие умения выделять звуки на фоне слова.
Материал - слова: кошка, пробка, дом, унес; квартира, привет, Ира, прыжок, сырой, саквояж, крыша, машины. Используются также буквы разрезной азбуки. Ребенку читают ряд слов и предлагают поднять определенную букву.
Б. Развитие умения определять первый и последний звук в слове.
Материал - слова: Алла, играть, пол, мачта, черновик, квартира, землекоп, щекотать, елка. После произнесения логопедом слова ученику предлагается назвать его первый и последний звуки.
B. Развитие умения определять количество звуков в словах (с использованием наглядного пособия).
Материал - слова: ум, сова, сок, пробежался, крот, дырка, подземный (второй класс); еж, арка, пузырь, прошлогодний, крошится (третий класс); кружочки, обозначающие звуки. Учитель произносит слово и просит ученика выложить на столе столько кружочков, сколько звуков в слове.
Г. Развитие умения определять количество звуков в словах с опорой на цифры. Материал - слова: арбуз, мед, зеленеть, кувшинка, метро (второй класс); Африка, аэроплан, приключения, фокусник, присоединиться (третий класс); цифры. Ребенку предлагается прослушать слово и показать цифру, соответствующую количеству звуков в нем.
Д. Развитие умения определять количество звуков в словах в умственном плане. Материал - слова: соль, эхо, нежный, мороженое (второй класс); игра, пила, прическа, оркестр, экскурсия (третий класс). Ученик слушает слово и говорит, из скольких звуков оно состоит.
Е. Развитие умения определять место звуков по отношению к другим звукам (с опорой на наглядные пособия).
Материал - слова: атлас, квадрат, паук, чихает, восхитительный (второй класс); оркестр, витраж, придти, голубизна, прикрывает (третий класс); звуковая «линейка». Во время произнесения учителем слова ученик ведет указкой по соответствующим квадратикам наглядного пособия. Учитель предлагает определить, на каком месте в слове стоит данный звук (после названного или перед ним), назвать последующий (предыдущий) звук.
Ж. Развитие умения определять место звуков по отношению к другим звукам в умственном плане.
Материал - слова: уха, мыло, кот, прыгать, молоко, характер (второй класс); ухо, мечтать, предупреждение, скороговорка (третий класс). Школьник слушает слово и говорит, какой звук стоит после заданного звука или перед ним; определяет, каким по счету он стоит в слове, произносит последующий (предыдущий) звук.
3. Развитие умения подбирать слова, состоящие из определенного колигества звуков с опорой на схему.
Материал - слова: утро, портфель, прием, лампочка, коврижка (второй класс); орган, колонка, циркуль, преодолевать, присоединять (третий класс); схемы слов с обозначением количества звуков. Логопед читает слово и просит ребенка показать соответствующую схему.
И. Развитие умения предъявлять слова, состоящие из определенного количества звуков.
Ученику предлагается подобрать 7-9 слов с тремя-восемью звуками.
К. Развитие умения отбирать картинки, в названии которых есть определенные звуки (по их наличию в словах).
Материал - предметные картинки с изображением розы, коровы, ножниц, лампочки, ласточки, школы, кисточки. Учитель выкладывает перед ребенком картинки и просит его показать соответствующую во время произнесения звуков [б], [з], [л], [o], [в], [ш], [ч], [и], [э]. Во время выполнения упражнения ребенок аргументирует свой ответ (называет слово, определяет в нем место данного звука, а также объясняет, во всех ли словах имеется данный звук).
Л. Развитие умения отбирать картинки, в названии которых есть определенные звуки (с использованием графических изображений слов).
Материал - предметные картинки, на которых изображены гусь, овца, корзинка, дерево, яйцо, телевизор, парашют; схемы слов. Учащемуся предлагается внимательно рассмотреть картинки и показать, какой схеме соответствует название изображения.
М. Развитие умения анализировать слова, соответствующие названиям картинок.
Материал - картинки с изображением окна, рогов, пчелы, стога, крапивы, кроссовок. Учитель показывает ребенку картинку и просит указать место определенных звуков в слове, а также звуки, соседние с ними. Затем по заданию учителя ученик устно проводит полный звуко-буквенный анализ слова (для учеников вторых классов предлагается памятка).