Рекомендации к написанию курсовой работы по анализу музыкальных форм

Методические материалы по анализу музыкальных форм.

Оглавление

Рекомендации к написанию курсовой работы по анализу музыкальных форм. 2

Образец титульного листа курсовой работы по анализу музыкальных форм. 6

Методика составления схемы формы музыкального произведения. 7

Методика анализа средств музыкальной выразительности. 8

Вопросы к экзамену. 10

Критерии оценки знаний по анализу музыкальной формы (экзамен) 11

Образец схемы формы музыкального произведения. 14

Рекомендации к написанию курсовой работы по анализу музыкальных форм.

Курсовая работа представляет собой описание результатов самостоятельного структурного и языкового анализа студентом одного крупного или двух небольших произведений сложной формы, или же трех произведений простой формы.

Состоит из введения, двух глав и выводов. 1 глава – теоретическая. В ней обосновываются и описываются жанр и форма избранного музыкального произведения (произведений). 2 глава – аналитическая. Она содержит подробный структурный и языковый анализ произведения: графическую схему формы произведения (форму-схему), словесный комментарий к ней и анализ средств выразительности. 2 глава является основной и должна составлять не менее 55% (около 3/5) объема всей работы. Остальные разделы (включая введение и выводы) составляют 2/5 всей работы.

Курсовая работа должна содержать также Список литературы по вопросам исследования или Список цитированной литературы (не менее 10 названий, учебники не включать) с полным библиографическим описанием .Образец описания см. в «Вопросах к экзамену» - «Учебные пособия»

Объем работы 20-25 страниц. Текст: шрифт 14, Times New Roman, интервал 1,5, по ширине. 1 и 2 страницы (титульный лист и Содержание работы) не нумеруются.

В Приложении к курсовой работе должна содержаться ксерокопия полного нотного текста (клавира) анализируемого произведения (произведений) без пометок.

Разделы работы должны содержать следующие сведения и характеристики:

Введение:

1) краткое обоснование темы работы,

2) определение цели, задач и методов исследования.

1 глава:

1) определение и характеристика анализируемой формы (жанра)

2) краткая эволюция данной формы (жанра); на каждом этапе эволюции дать

а) определение

б) описание характерных признаков – признаки формы и жанра всегда надо описывать с теоретической, а не исторической точки зрения

3) специфика данной формы (жанра) в творчестве композиторов, близких

автору (по временным, стилистическим, национальным признакам)

а) характеристика

б) краткое описание с выделением теоретических, а не исторических параметров

4) данная форма (жанр) в творчестве данного композитора

а) характеристика

б) краткое описание с выделением теоретических, а не исторических параметров

Характеристику творчества, биографию, описания творческого пути композитора и прочие общие исторические сведения в работу включать не нужно. Исключение делается только для работ, в которых анализируются неизвестные или малоизвестные произведения.

2 глава:

2.1. Форма-схемаанализируемого произведения представляет собой таблицу и должна включать схематическое отображение основных параметров конструкции музыкальной формы (каждого ее раздела).Схема формы состоит из 10 рядов для произведений сложной формы или из 6 рядов для произведений простой формы; в музыке со словесным текстом добавляется еще один ряд для его анализа.

Для этого требуется определить и обозначить в соответствующих рядах схемы следующие параметры конструкции музыкальной формы -

В схеме произведения простой (формы:

1) тональный план (тональный ряд)

2) тематическое содержание (буквенный ряд)

3) количество тактов в каждом разделе (масштабный ряд)

4) строение каждого раздела (структурный ряд)

а) определение структуры

б) подробная классификацию структуры

5) функции разделов (функциональный ряд)

6) структуру текста (в вокальной музыке)

7) итоговое определение формы в целом

а) определение формы

б) ее классификация (описание разновидности).

В схеме произведения сложной формы:

1) тональный план (Тональный ряд)

2) тематическое содержание каждого раздела

а) тематические соотношения внутри разделов формы - на уровне периодов, построений (малый буквенный ряд)

б) тематические соотношения на уровне сложной формы (Большой буквенный ряд)

3) количество тактов в каждом разделе формы

а) количество тактов в каждом периоде, построении (малый масштабный ряд)

б) количество тактов в каждом разделе сложной формы (Большой масштабный ряд)

4) строение разделов простой формы (малый структурный ряд)

а) определение структуры

б) подробная классификация структуры

5) строение разделов сложной формы (Большой структурный ряд)

а) определение структуры

б) подробная классификация структуры

6) функции частей формы

а) функции каждого из периодов, построений (малый функциональный ряд)

б) функции разделов сложной формы (Большой функциональный ряд)

7) структура текста (в вокальной музыке)

8) итоговое определение формы

а) определение формы

б) описание разновидности

в) обобщенное описание структуры разделов формы.

Наши рекомендации