Методические рекомендации по написанию курсовой работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Пензенский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ПГУ»)

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Методические указания

К выполнению контрольных и курсовых работ по направлению 03.09.00.62 «Юриспруденция» и

Специальности 40.05.02; 03.10.01.65 «Правоохранительная деятельность».

ПЕНЗА 2015

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Пензенский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ПГУ»)

УДК 378.146.9 (075) ББК 65.290-73 Т77

Рецензент

кандидат юридических наук, доцент

заместитель начальника Правового управления

аппарата Законодательного Собрания Пензенской области

В.В. Авершин

Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ по направлению 03.09.00.62 «Юриспруденция» и специальности 40.05.02; 03.10.01.65 «Правоохранительная деятельность».

Составители:

В.И. Колесников, Н.И. Свечников

Пенза

Издательство ПГУ 2015

Методические указания по написанию контрольных и курсовых работ по направлению 03.09.00.62 «Юриспруденция» и специальности 40.05.02; 03.10.01.65 «Правоохранительная деятельность» являются обязательными для студентов юридического факультета Пензенского государственного университета.

Даны рекомендации студентам по выбору темы контрольной и курсовой работ, определению ее объема и содержания, порядку выполнения и оформления.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….……………….
1. Общие требования, предъявляемые к курсовой, контрольной работам.
2. Методические рекомендации по написанию курсовой работы………......
3. Методические рекомендации по написанию контрольной работы…..….
4. Структура курсовой и контрольных работ……………………………….…
4.1 Структурные элементы работы…………………………………………........
5.Требования к оформлению работ………………………………….…………..
5.1 Требования к оформлению текста…………………………………………...
5.2 Требования к оформлению ссылок……………………….………………….
5.3 Порядок оформления нумераций………..…………………………..……….
5.4 Порядок оформления таблиц………………………….……………………….
5.5 Порядок оформления иллюстраций…………………………….……………
6. Форма и порядок аттестации курсовых работ ………………..…….……..
7. Приложения……………………………………………………………………...


ВВЕДЕНИЕ

Написание контрольной и курсовой работ (далее работы) студентами по направлению 03.09.00.62 «Юриспруденция» и специальности 40.05.02; 03.10.01.65 «Правоохранительная деятельность» является необходимым элементом учебного процесса.

Каждая работа является индивидуальным, завершенным трудом, отражающим интересы студента, его знания, навыки и умения. Основной целью выполнения данных работ является развитие мышления, творческих способностей студента, привитие ему первичных навыков самостоятельной работы, связанной с поиском, систематизацией и обобщением имеющейся научной и учебной литературы, углубленным изучением какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины, формирование умений анализировать и критически оценивать исследуемый научный и практический материал, овладение методами современных научных исследований.

Несмотря на то, что работы представляют собой вид учебной нагрузки, в них должны присутствовать научно-исследовательские элементы.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КУРСОВОЙ,

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТАМ

Организационное и методическое руководство выполнением работ по направлению 03.09.00.62 «Юриспруденция» и специальности 40.05.02; 03.10.01.65 «Правоохранительная деятельность» осуществляется на кафедрах юридического факультета, где:

- предлагается тематика курсовых работ;

- предлагается тематика контрольных работ;

- вырабатываются основные требования к их содержанию и оформлению;

- студенты выбирают темы курсовых и контрольных работ;

- осуществляется периодический контроль за выполнением календарного плана работы.

Студентам предоставляется право выбора темы работ в пределах тематики, определяемой на кафедрах. Наряду с этим студент может выбрать и иную тему для написания работы, которая в этом случае должна быть согласована с преподавателем дисциплины. Выбор темы определяется, прежде всего, личными профессиональными и научными интересами, выработавшимися за время обучения, склонностями и увлечениями студента, а также наличием материала, литературы и формулируется с учетом ее актуальности, значимости и перспективности.

Желательно, чтобы тема курсовой работы была ориентирована на дальнейшую ее разработку в выпускной квалификационной работе.

Название работы должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать ее основному содержанию.

Прежде чем приступить к написанию работы, необходимо составить предварительный план исследования, определить ключевые проблемы, подлежащие изучению. Такой подход во многом облегчает определение структуры будущей работы, которая должна быть сбалансированной и иметь внутреннее единство.

В работу над темой входят поиск и сбор материала, его анализ и систематизация, обобщение, уточнение плана, структурализация работы.

Помимо предварительного плана работы необходимо составление библиографии. Подбор и изучение литературы по исследуемой теме является важным этапом. Важность предварительных библиографических поисков особенно очевидна при подборе литературы к теме, по которой накопилось большое количество публикаций по актуальным проблемам современности. В этом случае полезно овладеть основами библиографической справочной службы. Немаловажную роль при этом могут сыграть источниковедческие, историографические и библиографические обзорные статьи, разнообразные справочники, словари, энциклопедии. В числе доктринальных источников следует обратить внимание на имеющиеся учебники, учебные пособия, монографии, статьи в периодических изданиях.

Заключительный этап работы - литературное изложение результатов исследования, причем текст должен быть предварительно обсужден с научным руководителем, с внесением поправок по замечаниям, исправлений и пр. Перепечатка рукописи осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению научных публикаций к печати.

Полные названия курсовых работ вносятся в приложения к дипломам. В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112 (ред. от 16.05.2014) "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов", запись названия курсовой работы во вкладыше к диплому сопровождается указанием оценки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Поскольку курсовая работа является частью учебной работы, и выполняется с элементами научного исследования, то к ней предъявляются требования по оформлению как к научной работе.

Вместе с тем, курсовая работа должна представлять собой целостное, завершенное по внутренней структуре произведение со связным изложением той или иной темы. Написание курсовой работы целесообразно осуществлять последовательно (введение - основная часть — заключение) после глубокого и всестороннего изучения имеющейся литературы. В работе должны быть освещены основные вопросы исследуемой темы, включая критический анализ существующих источников. Курсовая работа должна быть подготовлена студентом самостоятельно, иметь аналитический, а не описательный характер, содержать научно-исследовательские элементы. Общими требованиями к курсовой работе являются: четкость и логическая последовательность изложения материала; убедительность аргументации; краткость и ясность формулировок, исключающих неоднозначность толкования; конкретность изложения основных результатов и выводов, их практическая значимость; обоснованность личных предположений и рекомендаций автора.

Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знания и регламентированы действующими государственными стандартами, в том числе и в упрощенном варианте.

Этап оформления курсовой работы является не менее важным, чем остальные, так как на этом этапе автор должен не только свести все материалы по курсовой работе в единый документ, но и оформить в соответствии с требованиями.

Курсовая работа должна быть написана логически последовательно, грамотно, литературным языком. Особенно важно при этом употреблять общепринятую в научной литературе, учебниках и справочниках терминологию. Не допускается употребление понятий, бытующих в простонародной речи. В тексте работы допускаются общепринятые сокращения (с. - страница; табл. - таблица; и т.п. - и тому подобное; и др. - и другие).

В курсовой работе не рекомендуется вести изложение от первого лица как в форме единственного числа («Я считаю...», «По моему мнению...», «Мне кажется...» и т.п.), так и множественного («Мы наблюдаем...», «Мы получили...» и т.п.). Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы»; фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем». В отдельных случаях можно использовать выражение «На наш взгляд...», «По нашему мнению...», но обычно рекомендуется, ту же мысль выразить в безличной форме: «на основе анализа результатов проведенного исследования можно утверждать...» Имеются слова и выражения, которые вообще не следует использовать в научном тексте, например: «очевидно», «общеизвестно», «само собой разумеется», «естественно». Не следует также употреблять местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу их неопределенности.

При упоминании в тексте фамилий инициалы авторов ставятся перед фамилиями, например: М.С. Строгович.

Важнейшим требованием, предъявляемым к любой научной работе, является однозначность, строгость, четкость применяемой терминологии. Вместе с тем в литературе многие термины трактуются иногда неоднозначно. Поэтому при написании курсовой работы студент должен следить за тем смыслом, который он вкладывает в применяемые термины. С этой целью необходимо использовать энциклопедические словари, словари русского языка В. Даля и С. Ожегова, словарь иностранных слов и др.

В процессе написания работы полезно использовать словарь синонимов русского языка, когда возникает необходимость заменить то или иное слово, чтобы не повторять его несколько раз в предложении.

При написании текста необходимо следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы, т.е. так называемая «красная нить». Она должна быть видна не только узкому специалисту по данной теме, но и читателю, не посвященному в данную проблемную область. Следует постоянно контролировать соответствие содержания раздела или подраздела их заголовкам. Если при написании текста логика изложения отклонилась от темы, ее следует скорректировать в соответствии с фактическим ходом изложения мысли.

Следует постоянно проверять, носит ли аргументация логически стройный характер. Здесь можно воспользоваться таким правилом: в идеале каждый раздел, подраздел и даже абзац должны быть такими, чтобы их можно было заменить тезисами. Желательно, чтобы конец каждого раздела, подраздела или абзаца имел логический переход к следующему. В этой связи рекомендуется заканчивать каждый подраздел и раздел подведением их итогов, из которых бы логически следовала необходимость дальнейшего рассмотрения проблемы, описываемой и в новом разделе или подразделе. Можно порекомендовать и другой прием, а именно: начинать каждый раздел или подраздел с вводного абзаца, который подсказывает, о чем пойдет речь дальше. Во вводном абзаце можно «перекинуть мостик» к предшествующим мыслям. Это лишь подчеркнет «красную нить» всей работы.

К оформлению чистового варианта курсовой работы приступают после учета замечаний руководителя, внесения собственных дополнений и изменений.

Объем курсовой работы должен быть не более 25-30 листов.

Оформленная курсовая работа должна быть сброшюрована.

На последней странице студент ставит свою подпись как автор работы.

Наши рекомендации