Рекомендации по написанию курсовой работы

- в работе не должно быть материала, не имеющего прямого отношения к теме. Очень важно удалить то, что мешает целенап­равленному его изложению. Не следует нагромождать подробности, рассеивающие внимание;

- не повторяйте уже сказанного, не приводите одни и те же примеры, не допускайте тавтологии, например: … приобретая туристский продукт, туристы подписывают договор с туристской фирмой ….;

- старайтесь добиваться простоты изложения, избегать сложных синтаксических конструкций;

- не делайте работу наспех, «в последний момент». Все, что написано второпях, на поверку оказывается незрелым.

- старайтесь соблюдать соразмерность глав и параграфов курсового исследования, т.е. листаж глав и параграфов несоразмерен.

6. Рекомендации по защите курсовых работ

Курсовая работа допускается к защите заведующим кафедрой, после проверки научного руководителя.

Готовясь к защите работы, студент составляет текст «защитного слова», оформляет раздаточный материал, презентацию, продумывает ответы на возможные вопросы членов комиссии.

Защита курсовых работ проводится на открытом заседании кафедры.

На защиту курсовой работы отводится, согласно регламенту, до ¼ астрономического часа. Процедура защиты включает:

- доклад студента (не более 5-7 минут);

- вопросы членов комиссии;

- ответы студента.

В своем выступлении студент должен отразить:

1. мотивы выбора темы, ее актуальность;

2. основные источники, на которых базируется работа

3. цель и задачи исследования;

4. характеристика теоретических и практических положений, полученных результатов и их практической ценности.

6. результаты проведенного исследования изучаемого материала (предполагаемые результаты).

При определении итоговой оценки по защите курсовой работы учитываются: доклад выпускника; используемая наглядность, ответы на вопросы.

Критерии оценки

- актуальность темы исследования;

- полнота, обстоятельность и логичность изложения теоретической и практической частей работы;

- обоснованность и ценность полученных результатов исследования и выводов, возможность их применения в практической деятельности;

- соответствие оформления курсовой работы требованиям;

- качество доклада (сообщения) и ответов на вопросы при защите работы.

Студенты, выполнившие курсовую работу, но получившие при защите оценку «неудовлетворительно», имеют право на повторную защиту.

Для студентов, не защитивших курсовую работу в установленные сроки по уважительной причине, подтвержденной документально, заведующим кафедрой может быть назначена специальная защита, но только в дни графика заседания комиссии.

Защищенные курсовые работы сдаются на выпускающую кафедру для регистрации и хранятся в архиве в течение 2 лет.

Глава III. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (бакалаврская выпускная квалификационная работа)

Общие положения по написанию дипломной работы

Дипломная работа (БКВР) – это результат самостоятельного углубленного исследования проблемы на фактическом материале, полученном в ходе итоговой практики, а также более глубокого изучения и осмысления теоретического и аналитического материала. По содержанию между курсовой и бакалаврской выпускной квалификационной (дипломной) работой (БКВР) должна существовать органическая связь. БКВР способна стать логическим продолжением курсовой работы, реализуя ее идеи и выводы на более высоком теоретическом и практическом уровне, обогащая новыми фактами, результатами дополнительных наблюдений и опытов. Курсовая работа может быть использована в качестве главы или раздела выпускной квалификационной работы.

В БВКР выпускник по направлениям «Туризм», «Сервис» должен продемонстрировать:

1) знания индустрии туризма / сервиса;

2) степень освоенности профессиональных технологий;

3) способность разрабатывать инновационные подходы к решению проблем индустрии туризма / сервиса;

4) готовность эффективно работать на предприятиях индустрии туризма / сервиса.

К видам деятельности бакалавров относятся:

туристской индустрии сферы сервиса на предприятиях общественного питания
операторская и агентская деятельности (операторские и агентские услуги); ресторанная деятельность (услуги общественного питания)
гостиничная деятельность (гостиничные услуги);
экскурсионная деятельность (экскурсионные услуги); иные услуги в сфере сервиса на ПОП
транспортное обслуживание;
иные услуги в сфере туристской индустрии

К объектам профессиональной деятельности относятся:

туристской индустрии сферы сервиса на предприятиях общественного питания
потребители услуг туристской индустрии, их потребности потребители услуг сферы ресторанного сервиса, их потребности
туристский продукт процессы сервиса
технологические процессы предоставления услуг туристской индустрии методы диагностики, моделирования и разработки материальных и нематериальных объектов сервиса
результаты интеллектуальной собственности материальные и нематериальные системы процессов сервиса
нематериальные блага, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании (по договору и т.д.) и используемые ими для оказания услуг туристской индустрии, а также связанные с оказанием туристских услуг: средства размещения, средства транспорта; предприятия (учреждения, организации) питания, культуры, развлечения, спорта и т.п.;
информационные ресурсы и системы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий и т.п.;
иные объекты туристской индустрии

Бакалавр должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:

туризма сервиса
проектная сервисная
производственно-технологическая производственно-технологическая
организационно-управленческая организационно-управленческая
сервисная научно-исследовательская
научно-исследовательская

Основными целями БВКР являются:

- систематизация,закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов по избранному направлению;

- развитиеумений инавыков ведения самостоятельной работы и применение различных методик исследования при решении определенных проблем и вопросов в БВКР;

- определение уровня теоретических и практических знаний студентов, а также умение применять их для решения конкретных практических задач индустрии туризма / сервиса.

Студент в процессе выполнения БВКР должен решить следующие задачи:

1) обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и значение для осуществления конкретного вида деятельности (сервисной, производственно-технологической, организационной, управленческой или научно-исследовательской) на предприятии индустрии туризма / сервиса;

2) изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме;

3) собрать необходимый статистический материал для проведения конкретного анализа;

4) изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме;

5) провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации и выявить недостатки и проблемы (например, в деятельности предприятия индустрии туризма);

6) сделать выводы и разработать рекомендации на основе проведенного анализа по повышению эффективности работы (по определенному виду деятельности либо комплексно);

7) выполнить расчет социально-экономической эффективности от внедрения предлагаемых мероприятий;

8) разработать и оформить иллюстративную часть Приложения к БВКР: например, паспорта туристских объектов (в соответствии с темой бакалаврской работы);

9) оформить БВКР в соответствии с данными нормативными требованиями.

Подготовка выпускной работы начинается с выбора темы (см. приложение 2). Выбранная студентом тема первоначально одобряется научным руководителем – преподавателем, утверждается на заседании кафедры, а затем вносится в проект приказа для утверждения ректором университета. Следует помнить, что правильно выбранная и сформулированная тема – 50% успеха. Поэтому основным критерием здесь является научный интерес студента, стремление расширить свои познания в определенной области. Этот выбор должен быть результатом собственных размышлений и идей, возникших на основе личных наблюдений, изучения специальной литературы по социально-культурному сервису и туризму. Как уже упоминалось, дипломная работа может стать логическим продолжением курсовой работы, только значительно превышая теоретический и практический уровни.

При выполнении дипломной работы студент должен показать умения:

· обнаружить и сформулировать проблему;

· собрать нужный для решения проблемы теоретический и эмпирический материал;

· разработать и провести эмпирическое исследование;

· правильно обработать полученные данные и сделать достоверные выводы;

· изложить результаты исследования;

· сопоставить полученные в эксперименте данные, с имеющимися в научной литературе;

· сделать обоснованные выводы, логически вытекающие из содержания работы.

Далее остановимся на этапах выполнения БВКР:

1. Выбор темы дипломной работы:

- Тема дипломной работы выбирается студентом совместно с научным руководителем. Выбор темы осуществляется в рамках общего списка тем дипломных работ, предлагаемых кафедрой.

- Выбор темы БВКР и ее утверждение должны быть завершены до начала преддипломной практики у студентов дневной формы обучения или за неделю до окончания последней сессии у студентов заочной формы обучения.

- Формулировка темы БВКР (с указанием научного руководителя и внутреннего рецензента), утвержденная приказом ректора, изменению не подлежит.

- После выбора темы необходимо написать заявление (приложение 13), согласовать рабочий план дипломной работы, оформить задание, в котором более подробно расписать основные этапы работы и сроки ее выполнения. Одновременно с разработкой плана дипломник осуществляет подбор литературы по избранной теме.

- Титульный лист БВКР оформляется в соответствии с приложением 4.

2. Работа с литературой

После того, как составлен план работы, следует приступить к детальному изучению отобранной литературы, к сбору и обработке фактического материала.

К конспектированию источников предъявляются следующие требования:

· выписывая литературу, необходимо точно указывать фамилии и инициалы авторов, редакторов;

· записывать полностью название книг и статей; указывать место и год издания книг, их объём (количество страниц);

· выписывать названия журналов, их номер, год издания, страницы статьи;

· конспектировать можно в форме дословного изложения материала (цитировать), либо излагать материал близко к тексту;

· в конспекте необходимо отметить основную идею автора, его позицию по исследуемому вопросу (в чём полемизирует с другими исследователями, какие идеи аргументирует, в чём новизна и т. д.);

· определить, какие идеи, выводы, рекомендации в первоисточниках вызывают возражение и почему;

· какие задачи можно наметить для дальнейшего изучения данной проблемы.

3. Организация сбора материалов

При организации сбора материалов необходимо помнить, что качество дипломной работы определяется не количеством использованных материалов, а степенью самостоятельности проработки вопросов, обоснованностью и оригинальностью выводов и предложений.

Сбор материалов состоит не в том, чтобы собрать необходимые материалы и механически перенести их в дипломную работу, а в том, чтобы исходя из задач дипломной работы, изучить соответствующие стороны исследуемого явления. Это обстоятельство предопределяет необходимость разработки программы сбора данных, которая должна быть согласована с руководителем, и подлежать уточнению после знакомства дипломника с объектом исследования. В процессе работы необходимо произвести обобщение и систематизацию собранных материалов, в случае необходимости осуществить сбор дополнительных материалов и проверить правильность своих выводов и предложений.

Сбор фактического материала – один из наиболее ответственных этапов подготовки дипломной работы. От того, насколько правильно и полно собран фактический материал, во многом зависит своевременное и качественное написание дипломной работы. Поэтому прежде чем приступить к сбору материалов, надо тщательно продумать, какой именно фактический материал необходим для работы, и составить, по возможности, специальный план сбора материалов.

Материал должен подбираться по каждой главе, исходя из развернутого плана дипломной работы.

Систематизация и обобщение полученных результатов – один из важнейших этапов в деятельности студентов по подготовке дипломной работы, в ходе, которого они осуществляют тщательное знакомство с монографиями, другими фундаментальными трудами, статьями, оригинальной литературой, результатами других авторов по теме исследования.

Прежде всего, составляется библиография прочитанных первоисточников, для чего должна создаваться собственная картотека, в которой содержатся выписки из работ с указанием источника информации. Делается это для того, чтобы можно было легко перенести зафиксированную информацию из одного параграфа в другой или же без потери времени вставить в дипломную работу.

Собранная и систематизированная таким образом литература значительно облегчает анализ и обобщение материала, позволяет при меньшей затрате сил достичь желаемых конечных результатов.

На этом этапе студенты не ограничиваются изучением литературы. Ценную информацию целесообразно важно получать и путем личных наблюдений, опросов (в том числе и с помощью анкет), бесед с участниками тех или иных событий, относящихся к области исследования.

Особым видом деятельности на данном этапе подготовки дипломной работы является проведение эксперимента, если он предусмотрен планом и логикой исследовательской деятельности. Под руководством руководителя-консультанта в этом случае составляется специальная программа эксперимента, в которой отражаются его предмет, задачи и гипотезы, формулируются основные принципы использования выбранных методик, особо оговариваются и описываются процедуры эмпирической работы, намечаются пути и способы математической и статистической обработки ее результатов. После окончания эксперимента осуществляется осмысление и обобщение полученных данных.

4. Написание дипломной работы

Написание дипломной работы является центральным этапом творческой деятельности студента. Важнейшее требование, предъявляемое к написанию дипломной работы – полная самостоятельность. Списывание чужого текста (плагиат – это семь к ряду списанных слов) категорически запрещается, за исключением цитирования первоисточника при обязательной ссылке на него.

Содержание дипломной работы ни в коем случае не должно быть простым пересказом или конспектированием одного-двух источников. Необходимо анализировать найденный и отобранный материал, сравнивать факты, сопоставлять позиции разных авторов, выделять бесспорные положения, обнаруживая повторения, критически осмысливать, выражать свое отношение к прочитанному, правильно формулировать главное, основное, отбрасывая второстепенное, делать новые выводы и обобщения.

Такого рода рассуждения автор ведет, как правило, от первого лица множественного числа (мы полагаем, как нам представляется, по нашим наблюдениям и т. п.), что подчеркивает руководство исследовательской деятельностью студента со стороны руководителя-консультанта, который принимает непосредственное участие в развитии и выработке научной логики конкретной дипломной работы.

В целом стиль исследования должен быть cтpoгo научным (в исключительном случае – научно-публицистическим). Общими требованиями к написанию научной работы являются точность и ясность языка, исключающие возможность субъективного толкования; предельная четкость мысли, логическая последовательность, доказательность и аргументированность.

Особенно важно, чтобы были четко сформулированы основные положения исследования, выводы, практические предложения и рекомендации. Качество дипломной работы значительно повышается, если она содержит иллюстративный материал (схемы, карты, диаграммы, таблицы и т. п.), который может быть размещен как в основном тексте, так и в приложении к исследованию.

При написании дипломной работы целесообразно первоначальный (черновой) вариант ее показать руководителю-консультанту, максимально большему числу других специалистов или преподавателей, а затем с учетом полученных замечаний и пожеланий доработать его до окончательного, чистового варианта.

Наши рекомендации