I. Организационный момент.
— Я рада вновь видеть ваши лица, глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость от общения друг с другом, от познания нового.
— С каким настроением вы начинаете урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста, при помощи ваших карточек. (Дети поднимают соответствующие «карточки настроения».)
* *
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
II. Проверка домашнего задания.
Задания № 10.11 (2-й столбец), с. 51.
— Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.
III. Целеполагание.
— Вспомните, над какой темой мы работали на прошлом уроке? (Единицы массы. Таблица мер массы.)
— Какие единицы массы используются для взвешивания больших грузов?
— А какие — для взвешивания мелких предметов?
— Сегодня мы продолжим работу с единицами измерения массы, поработаем над преобразованием этих величин.
— Как вы думаете, чему нужно научиться на уроке?
IV. Устный счет.
1) «Блиц-опрос».
а) Назвать единицы измерения массы.
б) Сколько граммов в одном килограмме?
в) Что используют для измерения массы?
г) Как называется самая большая единица измерения массы?
д) Сколько килограммов в одной тонне?
е) Как от 1 кг отнять 400 г?
ж) Сколько тонн в 500 ц?
з) Сколько граммов в 1/10 части килограмма?
и) Во сколько раз 1 ц больше, чем 50 кг? к) На сколько 1 т больше, чем 1 кг?
2) Задание № 4. с. 52 (преобразование величин).
3) Решение задач.
а) Задание № 2. с. 52.
б) За день продали 1 т картофеля. Сколько килограммов картофеля было продано после обеда, если до обеда продали 600 кг?
в) Легковая машина весит 1 т, а мотоцикл — 200 кг. На сколько килограммов легковая машина тяжелее мотоцикла?
V. Закрепление изученного материала.
1) Работа с величинами.
а) Задание № 1. с. 52 (работа в группах; группы формируются по рядам).
1 ряд — 1-я строка;
2ряд — 2-я строка;
3 ряд — 3-я строка.
Каждая группа работает над преобразованием величин на отдельных листах.
Проверка работы групп: сначала группы обмениваются листами, на которых выполняли задание, и делают взаимопроверку, а потом выполняется коллективная проверка.
б) Задание № 3. с. 52 (работа в парах).
Самопроверка: 700 щ 7 т 600 кг; 7 т 6 кг; 2 ц 500 г; 7 ООО г; 2 кг 5 г.
Физкультминутка.
Под энергичную музыку выполняется бег на месте, на предпоследней строчке остановиться, на последней — потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.
* * *
Мы поставили пластинку Раз-два, раз-два,
И выходим на разминку. Хватит. Прибежали.
Начинаем бег на месте, Потянулись, подышали.
Финиш — метров через двести!
2) Работа с числами.
а) Задание № 10. с. 53.
Ответ: а) 100 000; б) 99 999.
б) Задание № 8. с. 53.
1000 - 274 = 726 (274 и 726)
1000-741 259 1000-424 = 576
1000 - 546 = 454 (546 и 454)
1000-269 = 731 (269 и 731)
1000-476 524
1000 - 624 = 376
3) Работа с числовыми выражениями.
Задание № 5 *, с. 52 — коллективно.
— Подставьте вместо «*» нужные цифры.
4) Решение уравнений.
Задание № 7. с. 53.
Уравнения составляются под диктовку и решаются с комментированием на основе зависимости между компонентами действий.
а)х-466 = 58 в)х* 3 = 582
б) х + 89 = 188 г) х: 6 = 17
5) Решение задач.
а) Задание № 6. с. 52.
• • •------ •------- •------- •
1 500 кг
1 способ.
1) 1 500 : 5 = 300 (кг) — составляет одна часть (яблоки зимних сортов);
2) 1 500 - 300 = 1 200 (кг) — яблоки летних сортов.
2 способ.
1) 5 -1 = 4 (ч.) — столько было частей яблок летних сортов;
2) 1 500 : 5 = 300 (кг) — составляет одна часть;
3) 300 *4 = 1 200 (кг) — яблоки летних сортов.
6) Задание № 9. с. 53.
— Нарисуем прямую и отложим на ней отрезок длиной 20 мм (АВ). Проведем произвольный луч ВС так, чтобы угол ABC был тупой. От точки В отложим отрезок ВС, равный 20 мм. Соединим точки А и С, получим тупоугольный треугольник ABC, у которого АВ = ВС.
— Точка О — середина стороны АС. Что заметили? (Получили два одинаковых прямоугольных треугольника АОВ и СОВ.)
в) Задание № 11. с. 53.
— Составьте числовое выражение к данной задаче.
(36 + 4) -12 = 28 (кг) — масса Лены.
б) Самостоятельная работа.
а) Преобразовать величины.
6тЗц = кг 593 ц = ПтПкг
800 т = □ ц 9 800 кг = □ т □ ц
70ц = кг 8 600г = кг г
12т = □ кг 8 т 200 кг = □ ц
б) Решить задачу.
Для украшения костюмов школьного театра потребовалось 120 м тесьмы. 1/8 часть пошла на костюм Буратино, а остальное — на костюм Мальвины. Сколько метров тесьмы пошло на костюм Мальвины?
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Итак, наш урок завершается. Я прошу вас, ребята, оценить свою работу на уроке, дополнив следующие предложения.
(На доске вывешивается плакат с фразами.)
Мне удалось сегодня...
Меня удивило...
Мне понравилось...
Я порадовался(лась) за...
Я могу похвалить себя за...
VII.Домашнее задание.
Задание № 12. с. 53.
Тема: ВРЕМЯ. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ
Цель: создать условия для обобщения знаний о времени и единицах его измерения; способствовать развитию умений определять время по часам с различными циферблатами; содействовать расширению кругозора учащихся.
Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.) [13]; модели или изображения солнечные, водяные, песочные, механические, электронные часы; модели часов с подвижными стрелками для каждого ученика; карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Прочитайте девиз урока (записан на доске): «Чем больше узнаешь, тем интереснее становишься».
-- Как вы понимаете это высказывание?
— Готовы ли вы узнавать все больше и больше?
— А какое у вас настроение?
— Желаю вам удачи в новых познаниях.
II. Проверка домашнего задания.
Задание № 12. с. 53.
— Проверим, какие знаки вы поставили при сравнении величин. Называйте ответы «цепочкой».
III. Целеполагание.
— Что вы знаете о такое величине, как время? (Ответы учащихся.)
— Что такое время? Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению — все это происходит в точно назначенный час.
Время — понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.
Я думаю, вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Как вы думаете, чему сегодня вы должны научиться? (Ответы детей.)