I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Сколько треугольников изображено на рисунке?

Ответ: 6.

2. Решите задачу.

Вдоль прямого участка забора растет 5 деревьев. Расстояние между соседними деревьями равно 2 метрам. Чему равно расстояние между крайними деревьями?

3. Вставьте пропущенный знак действия и число.

80 …  = 40 90 …  = 60  … 30 = 70
50 …  = 60  … 50 = 80 20 …  = 90

III. Сообщение темы урока.

– Прочитайте числовые неравенства.

9 > 6 4 < 10 22 > 7

– Какое неравенство «лишнее»?

– Сегодня на уроке будем учиться сравнивать двузначные и однозначные числа.

IV. Работа по теме урока.

1. Задание 1.

– Назовите самое большое однозначное число и запишите его. (Это число 9.)

– Сравните с числом 9 данные числа. Результат сравнения запишите в виде неравенства.

Запись:

9 > 7 9 > 1 9 > 4
9 > 5 9 > 3 9 > 8
9 > 2 9 > 6 9 > 0

2. Задание 2.

– Назовите самое маленькое двузначное число.

– Сравните с числом 10 следующие числа. Результат сравнения запишите в виде неравенства.

Запись:

17 > 10 46 > 10 72 > 10
23 > 10 58 > 10 81 > 10
35 > 10 64 > 10 99 > 10

3. Задание 3.

– Сравните самое маленькое двузначное число с самым большим однозначным числом. Результат сравнения запишите в виде неравенства.

Запись: 10 > 9.

4. Задание 4.

– Какие числа при счете называются раньше: однозначные или двузначные? (Однозначные.)

– Может ли однозначное число быть больше двузначного? (Нет, не может быть.)

Физкультминутка

5. Задание 5.

– Напишите в порядке убывания 10 чисел, которые меньше 10.

Запись: 9, 8, 7 6. 5, 4, 3, 2, 1, 0.

6. Задание 6.

– Какие числа называют двузначными?

– Сколько существует двузначных чисел? (90 чисел.)

– Назовите по очереди с соседом по парте 10 чисел, которые больше 9. (10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19.)

– Какой вывод можно сделать?

Правило. Любое однозначное число больше, чем любое двузначное.

7. Задание 7.

– Если нужно выполнить разностное сравнение двузначного числа и однозначного, то какое число из какого следует вычитать? (Из двузначного надо вычитать однозначное.)

– Почему всегда в этом случае однозначное число следует вычитать из двузначного? (Двузначное число больше однозначного числа.)

– Сформулируйте правило, которое поможет ответить на этот вопрос.

Правило. Чтобы выполнить разностное сравнение двузначного и однозначного числа, надо из двузначного вычесть однозначное.

8. Задание 8.

– Может ли двузначное число быть больше однозначного на 1? Напишите такие числа.

10 – 9 = 1

– Может ли двузначное число быть больше однозначного на 2? Напишите такие числа.

10 – 8 = 2 и 11 – 9 = 2

– Сколько существует пар, состоящих из двузначного числа и однозначного, в которых эти числа отличаются на 5? Напишите все такие числа.

10 – 5 = 5 11 – 6 =5 12 – 7 = 5

13 – 8 = 5 14 – 9 = 5

9. Работа по карточкам.

№ 1. Выполните вычисления или запишите пропущенные числа так, чтобы равенства стали верными.

42 + 5 = 87 – 6 = 15 –  + 6 = 16

34 + 3 = 59 – 4 = 23 –  + 8 = 11

62 + 8 = 90 – 7 = 36 –  + 9 = 15

№ 2. Вставьте знаки действий «+», «–» и, если надо, расставьте скобки так, чтобы равенства стали верными.

11  7  8 = 12 50  35  10 = 75

16  8  7 = 15 75  20  40 = 95

8  9  10 = 7 80  50  30 = 0

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Как можно сравнить однозначное и двузначное числа?

Домашнее задание: составить задачу по круговой схеме.

Урок 36
сравнение ДВУЗНАЧНЫх ЧИСеЛ

Цели:учить сравнивать двузначные числа; закреплять знание нумерации двузначных чисел; продолжить формирование умения сравнивать суммы и разности; развивать логическое мышление.

Ход урока

Наши рекомендации