I. организационный момент.

Задача:

· ввести в тему урока.

У:Здравствуйте, дорогие ребята! Наш урок начался звучанием замечательного музыкального произведения. Какого?

Д: С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром.

У: Правильно. Я очень люблю эту музыку. У каждого из нас есть любимая музыка, музыка, созвучная нашему характеру, состоянию, настроению — музыка нашей души. Мы все разные, душа каждого из нас «звучит» неповторимо, поэтому мы любим разную по содержанию музыку. Сегодня мы с вами поговорим об этом и послушаем произведения уже известных нам композиторов. Музыку каких двух композиторов мы с вами слушали в последнее время?

Д: Л. Бетховена, С. Рахманинова.

Показываю слайд с портретами композиторов.

II. СЛУШАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Проблемное задание по теме урока в форме теста на определение стиля С. Рахманинова.

Задачи:

· способствовать развитию интонационного слуха;

· закреплять основные черты стиля С. Рахманинова.

У: Да, и сейчас вы услышите фрагменты трех музыкальных произведений. Вам нужно будет определить, произведения какого из двух композиторов звучат. Напротив каждой цифры пишем фамилию композитора.

Тест:

1. С. Рахманинов. Прелюдия cis-moll.

2. Л. Бетховен. Соната №17, часть 3.

3. С. Рахманинов. Вокализ (переложение для фортепиано).

У:Теперь давайте проверим. Первым номером звучало произведение…?

Вторым…?

Третьим…?

У: Скажите, какие характерные качества музыки С. Рахманинова, которые мы с вами знаем, помогают отличить его музыку от музыки других композиторов?

Д: Песенность, колокольность, интонации, близкие к русским народным песням.

Предваряю и сопровождаю ответы учащихся звучанием соответствующих музыкальных фрагментов.

У: А что характеризует музыку Л. Бетховена?

Д: Напряженность, драматичность, конфликтность.

Напоминаю фрагменты музыки Л. Бетховена.

У: Кому-то из вас ближе музыкальные образы С. Рахманинова, кого-то своим динамизмом захватывает музыка Л. Бетховена. Попробуйте ответить, музыка какого композитора близка именно вашей душе? Почему?

Д: 3–4 ответа детей.

2. Слушание и анализ.

Задачи:

· познакомить учащихся с разными интерпретациями «Вокализа» С. Рахманинова;

· вывести понимание смысла музыкального образа «Вокализа» на личностно-значимый для учащихся уровень.

У:Третьим номером прозвучало произведение С. Рахманинова, которое называется «Вокализ». Композитор сам очень любил это произведение, часто его исполнял. Мы можем сказать, что это была музыка его души?

Д: Да!

У: Обоснуйте свой ответ.

Д:Музыка печальная, взволнованная, как будто бы человек рассказывает историю своих переживаний, как бы поет песню своей души. В нем он выразил свои эмоции, настроение,

У: Сейчас я вам исполню это произведение на скрипке. Послушайте и продумайте, близка ли вам эта музыка?

Исполняю «Вокализ» С. Рахманинова на скрипке. Сопровождение на фортепиано звучит в записи (минусовая фонограмма).

У: Вам понравилась музыка? Совпадает ли состояние вашей души с состоянием души С. Рахманинова?

Д: 2–3 ответа детей.

У: Скажите, есть ли у С. Рахманинова произведение, интонации которого похожи на интонации «Вокализа»?

Играю начало темы «Вокализа».

Д: Концерт №3, I часть, главная тема.

Исполняем вокализом при поддержке фортепиано.

У: А кто-нибудь знает, что означает слово «вокализ»?

Д: …?

У: Это музыкальное произведение для голоса, без слов, которое поется на какой-то гласный звук. (Определение появляется на экране). С. Рахманинов изначально написал это произведение для голоса и фортепиано. Но оно оказалось настолько красивым, мелодичным, что его исполняют на многих инструментах. И даже сам С. Рахманинов переложил его для двух фортепиано, а затем и для голоса с оркестром. Небольшой фрагмент такого исполнения мы с вами и послушаем.

Правильно говорят, что когда не хватает слов, начинается музыка… Поэтому музыку, по-настоящему глубокую и серьезную, бывает сложно описать словами. Я подготовила список определений, выражающих различные эмоции. Наша с вами задача — найти определения, которыми можно описать музыку «Вокализа».

На экране 20 определений из словаря эмоциональных состояний В. Ражникова:

нежно, трогательно,

решительно,

самозабвенно,

щемяще,

безжизненно,

трепетно,

иронически,

мечтательно,

сдержанно,

лирично,

проникновенно,

заносчиво,

одухотворенно,

яростно,

взволнованно,

бесчувственно,

возвышенно,

Звучит 1-ое проведение темы «Вокализа» в исполнении Натали Десей в сопровождении оркестра.

У:Вам понравилось исполнение? Давайте проверим тест.

Проверка теста: учащиеся называют выбранные слова по очереди. Остальные поднимают карточки с определенным цветом (фиолетовый — согласен, красный — нет). При расхождении мнений напоминаю звучание музыкальных фрагментов.

У:Какое из исполнений «Вокализа», прозвучавших сегодня на уроке, вам понравилось больше и почему?

Д:Высказывают разные мнения.

У: Молодцы! Мы продолжим с вами слушать «Вокализ» на следующем уроке.

Наши рекомендации