I. Организационный момент. 1. Найдите значения выражений:

II. Устный счет.

1. Найдите значения выражений:

5 + 2 + 3 – 6 + 5 – 1 – 3 + 5 – 1

9 – 2 – 6 + 8 – 7 + 8 – 6 + 4 + 2

50 + 20 + 30 – 60 + 50 – 10 – 30 + 50 – 10

90 – 20 – 60 + 80 – 70 + 80 – 60 + 40 + 20

2. Из 7 счетных палочек составьте 3 равных треугольника. Сравните с образцами.

I. Организационный момент. 1. Найдите значения выражений: - student2.ru

3. Прочитайте условие задачи:

У зайчика было 19 морковок. Он съел 5 морковок утром, а в обед еще 4.

– Подумайте, на какие вопросы вы сможете ответить, пользуясь этим условием:

а) Сколько всего морковок съел зайчик?

б) На сколько больше морковок зайчик съел утром, чем в обед?

в) На сколько меньше морковок зайчик съел в обед, чем утром?

г) Сколько яблок съел зайчик?

д) Сколько морковок у зайчика осталось?

III. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке узнаем, как выполнять вычисления в примерах вида 26 ± 2, 26 ± 10.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

Задание № 10(с. 43).

– Прочитайте задачу.

– Что известно? Что требуется узнать?

– Рассмотрите чертеж к задаче.

– Чему равна длина бассейна? (30 + 20 = 50 м.)

– Прочитайте задание под схемой.

– Как называются эти виды задач? (Это обратные задачи.)

– Выполните чертеж к новой задаче и решите ее.

I. Организационный момент. 1. Найдите значения выражений: - student2.ru

Решение:

50 – 30 = 20 (м) – проплыл второй пловец.

О т в е т: 20 м.

– Сколько всего обратных задач можно составить к данной задаче?

Задание № 19(с. 45).

Для того чтобы учащимся было проще найти ключ к шифру, можно посоветовать им воспользоваться часами. Соотнеся числа на циферблате обычных часов с буквами на нарисованном циферблате, ученики смогут расшифровать пословицу «Дело мастера боится».

I. Организационный момент. 1. Найдите значения выражений: - student2.ru

Справочный материал для учителя

Из истории часов

Хозяйственная деятельность человека требовала умения определять точное время. Сначала своеобразными часами было солнце. Так как Земля вращается вокруг своей оси, то кажется, что солнце движется по небосводу. Если вы наблюдательны, то наверняка замечали, что утром солнце «встает» с одной стороны горизонта, а «садится» на противоположной. В полдень же оно находится в самой высокой точке. А замечали ли вы, как при этом «движется» тень от предметов? Греки заметили это несколько тысяч лет тому назад и изобрели солнечные часы, которые достаточно точно показывали время, но были хороши только днем в ясную погоду.

Чтобы определять время ночью, люди использовали звездные часы. Ученые заметили, что все небесные тела кажутся движущимися из-за вращения Земли, и только одна-единственная яркая звезда остается неподвижной. Эта звезда называется Полярной. По положению созвездий относительно этой Полярной звезды и определялось ночное время.

Основная сложность в этих природных часах состояла в том, что по ним невозможно было засекать минуты и секунды. Так появились водяные и песочные часы, с помощью которых можно было измерять 1, 3, 5, 10... минут. До сих пор в языке сохранились такие выражения: «Ваше время истекло», «Время быстро течет». И только сравнительно недавно появились современные механические, а потом и электронные часы.

Задание № 20(с. 45).

Учащиеся решают ребусы:

 –  = 1 (10 – 9 = 1)

 –  = 1 (100 – 99 = 1)

2. Работа в печатной тетради № 1.

Задание № 63.

Так как учащиеся незнакомы со знаками > и <, то первую часть задания они должны оформить так:

72 больше 10,

5 меньше 48.

– Прочитайте вторую часть задания.

– Как узнать, на сколько одно число больше другого? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.)

В первой паре чисел 72 больше 10. Находим разность:
72 – 10 = 62. Следовательно, 72 больше 10 на 62.

Во второй паре чисел 5 меньше 48. Значит, 48 больше 5. Находим разность: 48 – 5 = 43. Следовательно, 48 больше 5 на 43.

Задание № 65.

Для каждой тройки чисел можно изобразить как граф отношения «больше», так и граф отношения «меньше».

Вы можете предложить детям самостоятельно выбрать отношение, граф которого они будут строить, либо сами задать это отношение для каждой тройки чисел.

Возможны следующие варианты:

Отношение «больше».

I. Организационный момент. 1. Найдите значения выражений: - student2.ru

Отношение «меньше».

I. Организационный момент. 1. Найдите значения выражений: - student2.ru

I. Организационный момент. 1. Найдите значения выражений: - student2.ru

V. Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание вида 26 ± 2, 26 ± 10».

№ 1. Какие двузначные числа можно записать цифрами 3, 2, 4, 5?

№ 2.Чем похожи выражения в каждом столбике? Объясните, как вы будете вычислять значения сумм:

62 + 7 32 + 60 20 + 70
34 + 5 54 + 30 30 + 50
26 + 2 63 + 20 40 + 30
53 + 6 41 + 50 80 + 10

№ 3. Запишите задачи.

В первых классах 78 ребят. Из них 40 изучают английский язык, остальные – немецкий. Сколько ребят изучает немецкий язык?

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

Урок 21
Запись сложения столбиком

Цели урока:составить алгоритм сложения двузначных чисел в столбик; совершенствовать навыки решения задач; развивать внимание и память.

Ход урока

Наши рекомендации