Предприятия и организации СМИ
Под системой СМИ понимается некая совокупность разнообразных изданий (печатных, аудиовизуальных). В силу особой значимости печати, радио и телевидения в жизни общества и государства с точки зрения информирования, формирования общественного мнения, возможностей идеологического воздействия, в исследовательской литературе нередко особо акцентируется внимание на общественно-политической составляющей их функционирования. И с учетом этого система СМИ характеризуется как «совокупность изданий, определяемая, с одной стороны, политикой государства, а с другой, - потребностями общества на каждом историческом отрезке времени»1.
Форма собственности – одна из характеристик СМИ как субъекта рыночных отношений, является основанием для анализа средств массовой информации с точки зрения источников финансирования, вложенного капитала. В процессе развития СМИ сформировались три основных типа изданий и вещательных компаний с различными формами собственности: частные, государственные, общественные.
СМИ – частные предприятия – осуществляют деятельность на средства частных лиц, организации, корпораций, в основе их функционирования лежит частный капитал. Различают несколько видов частных СМИ. К наиболее распространенным можно отнести индивидуальные предприятия, холдинги, конгломераты.
1. В индивидуальных (или фамильных) предприятиях собственность на контрольный пакет акций переходит из поколения в поколение представителям одного и того же круга владельцев (чаще одной и той же семьи). Под эгидой таких предприятий выпускается, как правило, одно издание или один вид прессы.
2. Холдинги или многоотраслевые концерны, корпорации, «цепи» – группы компаний и предприятий печати, радио, телевидения, связанные между собой общими финансовыми интересами.
3. Конгломераты – объединения смешанных групп, охватывающие различные сферы деятельности. Предприятия-конгломераты объединяют разнородные производства, выпускающие отличные друг от друга виды продукции. Государственные СМИ находятся в собственности государственных структур и обычно значительную часть финансирования получают из госбюджета.
Массовая пресса ориентирована на людей с невысоким уровнем образования, ее читатели – те, кто хочет отдохнуть, поразвлечься, узнать о разного рода скандалах и сенсациях. Содержание популярных, массовых изданий носит развлекательный, сенсационный характер. Им не свойственна высокая степень аналитичности, и как следствие практически отсутствуют материалы публицистических жанров. Для массовой периодики характерным является обилие иллюстраций, фотографий, крупные броские заголовки. Однако не следует рассматривать массовую печать как нечто второсортное, как продукцию низкого профессионального уровня. Вернее будет вести речь об особых правилах и стандартах, которые присущи данному виду журналистики.
Качественные СМИ предназначены для политиков, представителей деловых кругов, управленцев, тех, кто управляет и обладает политической и экономической властью, а также следит за развитием событий в этой области. Такие издания, как правило, учреждены и задействованы политически влиятельными группами людей, институтами общества (либо государственными институтами) для реализации их общественно значимых интересов и потребностей. Качественной прессе свойственна аналитичность. Графическая модель издания имеет строгий характер, умеренно используются иллюстрации и фотографии.
2. Состояние массовой и качественной прессы в России на сегодняшний день
В современных условиях зачастую сложно провести четкое деление прессы на массовую и качественную – многие издания имеют признаки как массовых, так и качественных СМИ. Газеты, ориентированные на солидную публику, для привлечения новых читателей начали уделять внимание новым темам и использовать в содержательной и графической модели элементы, не характерные для традиционной качественной прессы4.
На протяжении столетий средства массовой информации являлись своеобразным «зеркалом» социальных, политических и экономических процессов. На страницах печатных изданий, в эфире радио и телевидения освещались события, которые происходили на определенных исторических этапах. Вместе с тем в исследовательской литературе СМИ рассматриваются как своеобразный институт, что подразумевает их непосредственную вовлеченность в общественно-политическую и экономическую жизнь отдельных народов и целых государств. Таким образом, с одной стороны, СМИ являются носителями общественной идеологии и структурно включены в политическую модель общества. С другой стороны, как экономические предприятия, средства массовой информации имеют возможность пользоваться теми же достижениями технического прогресса, что и другие участники экономической деятельности, и наравне с ними ограничены в развитии сложившимся уровнем производственных отношений.
Все это, несомненно, справедливо и для современных информационных процессов. Тенденции развития средств массовой информации и сегодня во многом обусловлены особенностями развития общества и государства.
Радикально изменилась модель читательского поведения. Во-первых, произошел переход от подписки к рознице. Главные причины таковы:
ухудшилось качество доставки,
нет доставки по выходным,
инфляция обессмыслила подписной кредит,
растет стоимость доставки,
падает платежеспособность,
реорганизации подорвали корпоративную подписку.
Во-вторых, изменилась частота (регулярность) чтения: регулярные читатели превалируют над нерегулярными, в выигрышном положении - редко выходящие издания. Растет неоплаченное чтение. С 1999 года чтение рекламных газет заметно сокращается, бесплатное чтение как маркетинговый ход неэффективно.
В борьбе центральных и местных изданий есть новая тенденция: доля ежедневных центральных изданий в местном чтении падает, доля еженедельников растет.
Растет показатель величины недельной аудитории, то есть еженедельники выигрывают борьбу за читателя, тяга к чтению размывается.
Газеты в стратегической перспективе смогут конкурировать только в содержании. Изучение читательских предпочтений затруднено социально-экономическими обстоятельствами. Некоторые данные можно получить только на фокус-группах. Показатель соответствия не всегда годится при сегментации аудитории. Тенденции улавливаются только при предельном огрублении. Они таковы:
растет чтение еженедельников,
идет поляризация показателей в связи с доходами,
читательская активность возрастает к 30 годам,
вкусы и предпочтения в возрастных группах дифференцируются,
подростки и молодежь тяготеют к еженедельникам,
читатель любой газеты благополучнее населения в целом.
Успех современных деловых изданий достигается за счет содержательности, относительной объективности, достоверности, независимости суждений и представительности мнений экспертов.
Сегодня пресса воздействует не на органы исполнения, а на слои населения, которые важно подтолкнуть к определенному умонастроению и соответствующему поведению. С этой точки зрения влияние СМИ увеличилось, поскольку существует множественность мнений.
Среди тенденций развития современных СМИ исследователи выделяют «учет последствий глобализации информации и возможность сочетания ее с региональным интересом; взаимосвязь и взаимозависимость журналистики и экономики, как на уровне предприятий СМИ, так и на макроуровне; новые формы концентрации капитала и монополизации средств массовой информации; дальнейшая дифференциация и специализация СМИ; влияние инновационной политики государств и национальных приоритетов в науке и технике на техническое обеспечение. СМИ»6. Наряду с этим, например, отмечается, что в глобальных масштабах «такой общественно-коммуникационный сектор как СМИ начинает выполнять пропагандистскую функцию по внедрению определенных политических задач»7. С учетом динамичного развития технических возможностей распространения информации, можно также вести речь о постоянном обновлении форм передачи журналистской продукции. Перечисление тенденций развития современных СМИ, наверняка, можно было бы продолжить – настолько тесно связано их развитие с происходящими в обществе процессами и настолько разнообразны формы проявления этого взаимодействия.