Адаптация организации (предприятия) к внешней среде. Объективная необходимость, модель адаптации. Маркетинг, реструктуризация и санация в системе адаптации организации (предприятия) к внешней среде

Адаптация (от латинского «adaptation» – приспособление) предприятия к внешней среде – это процесс его приспособления, прежде всего, к изменяющимся условиям рынка. Цель адаптации предприятия – удовлетворение потребностей рынка, получение прибыли, обеспечение расширенного воспроизводства и достижение финансовой устойчивости предприятия в условиях рыночных отношений. Из определения понятия и цели адаптации предприятия вытекает необходимость решения двух важных проблем. Во-первых, необходимо на основе постоянных маркетинговых исследований выявить те изменения, которые постоянно происходят на рынке. Во-вторых, необходимо периодически приводить производственную систему предприятия в такое состояние, чтобы производство товаров (услуг) отвечало изменяющимся требованиям рынка и обеспечивало необходимую прибыль и финансовую устойчивость предприятия. Наиболее адекватной моделью адаптации предприятия к внешней среде является смешанный тип, который включает государственное, рыночное и внутрипроизводственное регулирование.

Рыночный механизм регулирования находится под воздействием таких рыночных сил, как экономические интересы товаропроизводителей и потребителей, сочетание которых проявляется через равновесие спроса и предложения на конкурентном рынке, где присутствуют свободные цены. Структура сознательного регулирования деятельности предприятия определяется характером экономических связей предприятия и государства, товарными и денежными потоками между предприятиями и рынком. В этой связи различают, во-первых, внутрихозяйственный механизм управления деятельностью предприятия, во- вторых, механизм государственного регулирования. Если силы рынка носят стихийный порядок, то механизмы сознательного регулирования призваны избавить предприятие от негативных случайностей и издержек рыночной стихии. Адаптация предприятия к внешней среде осуществляется посредством: организации коммерческого расчета; организации маркетинга; реструктуризации предприятия; создания конкурентной среды на основе разгосударствления и приватизации государственной собственности; оптимизации специализации, кооперирования, концентрации и комбинирования производства; организации и мотивации высокопроизводительного труда; организации системы планирования на предприятии; организации системы современного менеджмента и антикризисного управления; активизации инновационно - инвестиционной деятельности; повышения конкурентоспособности предприятия и товара; санации убыточных предприятий и восстановления их платежеспособности; государственного регулирования экономики предприятий. Реструктуризация предприятия – комплекс мероприятий по организационной, управленческой, технической, имущественной, финансовой адаптации предприятия к внешним условиям экономики, а также по изменению номенклатуры выпускаемой продукции в целях повышения эффективности производства и конкурентоспособности товаров. Реструктуризация предприятия предполагает изменение внутренней структуры предприятия, которая состоит из ряда подсистем: экономической, технической, технологической, организационной, социальной и финансовой. Санация– процесс восстановления устойчивой платежеспособности и финансового оздоровления предприятия, предусматривающий переход права собственности, изменение договорных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику. Санация предприятия осуществляется для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки.

Адаптац предпрк внеш среде – это процесс его приспособ к изменен условиям рынка.

Цель адаптац – удовлетворен потребностей рынка, получ прибыли, обеспеч расширенного воспр-ва и достиж финанс устойчивости предпр в условиях рыночных отнош. Проблема адаптац в условиях огранич рес-ов зависит от того, как решаются вопросы производств деятельности: что производить? как производить? для кого производить?

Адаптация внешней среды требует: знания этой среды, т.е. к чему нужно адаптироваться, и соотв-ия уровня состояния предприятия внешней среде. Это реш-ся с помощи маркетинга.

Маркетинговые возможности – привлекательные направления маркет усилий предпр, реализация которых позволит добиться конкурентных преимущ, которые харак-ся эффектив материальных и нематериальных активов, видами деят, которые стратегически важны для предпр и позволяют ему добиться успеха в конкур борьбе. Для определения маркетинговых возможностей можно использовать метод SWOT-анализа (S – сила, W – слабость, O – возможности, T – угрозы)

Процедура выбора целевого рынка заключ в комплексной оценке параметров сегментов рынка по определенному набору критериев: 1) оценочные критерии, позволяющие опред предпочтительность тех или иных рыночных сегментов для деят предпр; 2) критерии-ограничения, которые позвол определ невозможность работы предпр на одном сегмент.

Маркетинговая стратегия - разработ на перспективу система мер, дающая ориентиры и ср-ва для достижения поставленных целей. Маркетинговые стратегии реализ через стратегич планирование и разработку программы маркетинга.

Реструктуризация предприятия – комплекс мероприятий по организацион, управленч, техн, фин адаптации предприятия к внеш.усл., а также по изменен номенклатуры выпуск. прод в целях повышения эф-ти производства и конкурентоспособности товаров.

Характер реструктуризации зависит от : 1) Внешних факторов (конъюнктура рынка, экономическая политика гос-ва, НТР) 2) Внутренних факторов (особенности техпроцесса, назначение производимой прод, устойчивость спроса на продукцию, формы организации пр-ва, труда и управления). Осуществив реструктуризацию. Можно: 1) повысить эф-ть производственных процессов и использования ресурсов; 2) осуществить методы ведения хоз.-ной деятельности, выбрать рациональные средства для достижения стратегических целей; 3) разработать систему нововведений на предпр, позволяющую реализовать поставленные цели.

Санация – процесс восстановлен устойчив платежеспос-ти и фин оздоровлен предпр, предусматривающий переход права собственности, реорганизацию, реструктуризацию или оказание фин. поддержки должнику в установленные сроки.

Меры восстановлен платежеспос-ти: погашение дебит задолженности; исполн обязательств должника собственником его имущества или третьим лицом; предоставление должнику фин.помощи; закрытие нерентабельных производств; продажа части имущества должника; продажа предприятия-должника.


Наши рекомендации