Техническое обеспечение презентации

MS PowerPoint

Наиболее частый выбор. Если на слайде много формул, рекомендуется набирать его полностью в MS Word (иначе формулы приходится размещать и выравнивать на слайде вручную). Для этого удобно сделать заготовку — пустой слайд с одним большим Word-объектом «Вставка / Объект / Документ Microsoft Word», подобрать один раз его размеры и размножить на нужное число слайдов. Основной шрифт в тексте и формулах рекомендуется изменить на Arial или ему подобный; шрифт Times плохо смотрится издалека. Обязательно установите в MathType основной размер шрифта равным основному размеру шрифта в тексте. Никогда не выравнивайте размер формулы вручную, вытягивая ее за уголок. В серьёзных научных презентациях не следует использовать эффекты анимации. Это дешевое средство привлечения внимания. Коллеги на конференциях и члены комиссии на защитах могут обидеться, что к ним это применяют…

MS Word

MS Word на крайний случай тоже пойдет. Установите ориентацию страницы landscape, перейдите в полноэкранный режим, установите масштаб «По ширине страницы», перейдите в режим «Вид / Во весь экран» и во время презентации просто листайте страницы. Этот вариант имеет чисто технические недостатки: на некоторых проекторах могут появиться паразитные эффекты на краях; мешает мигающий курсор; листание легко сбивается, и тогда слайд становится виден не целиком. Эти недостатки легко устраняются, если перевести документ в формат PDF и во время презентации использовать полноэкранный режим Acrobat Reader.

LaTeX-овский пакет beamer

Несомненно, это наиболее профессиональный выбор. LaTeX-овский пакет beamer на порядок превосходит средства Microsoft Office по качеству результата. Рекомендуется освоить его всем, кто собирается заниматься наукой и дальше — на конференциях и защитах beamer'ские презентации производят очень хорошее впечатление. Презентация стандартным образом переводится в формат PDF и показывается в полноэкранном режиме с помощью Acrobat Reader'а.

3 Сколько примерно времени уйдёт на подготовку презентации?

Разумеется, это зависит от продолжительности выступления (числа слайдов) и степени готовности иллюстративного материала.

  • Допустим, что речь идёт о защите выпускной работы; материал готов, но презентацию надо целиком сочинять «с нуля», и опыта у Вас нет. Тогда в типичном случае придётся потратить один или два дня до обсуждения с шефом и ещё один день на переделку всего после обсуждения. Короче, три дня запланировать нужно.
  • Не надо думать, что хорошую презентацию можно сделать за три часа накануне выступления. Это пахнет провалом.
  • Готовую презентацию надо просмотреть внимательно семь раз; каждый раз будете находить по несколько опечаток, ошибок или «некрасивостей».


10 основных правил ведения презентации, которым вы можете следовать.

1. Старайтесь не читать с бумаги. Аудитории будет непонятно, должны ли они читать вслух вместе с вами или слушать вас.


2. Не кладите обе руки в карманы на долгий период времени. О вас может сложиться мнение как не о профессионале. Не страшно, если вы положили одну руку в карман, но будьте осторожны, нечаянный звук, произведенный вашими цепочкой или ключами, способен отвлечь аудиторию.


3. Не машите указкой в воздухе. Используйте указку по назначению, а затем положите ее на место, иначе аудитория будет сосредоточена на указке, а не на вас.

4. Не облокачивайтесь на стол или подиум в течение долгого периода времени. Аудитория замрет в ожидание того, когда же вы, наконец, свалитесь.


5. Общайтесь с присутствующими, а не с визуальными предметами, такими как: настенные плакаты или потолок. Также не стойте между визуальными предметами и аудиторией. Если вы хотите, чтобы их видели, тогда не заграждайте вид.


6. Говорите медленно и достаточно громко, чтобы все могли вас слышать. Не говорите монотонным голосом. Старайтесь использовать все ваши вокальные данные для связи со слушателями (тон голоса и темп речи).


7. Минусом презентации является то, что аудитория не может видеть знаков препинания, что может вызвать непонимание. Во избежание таких проблем делайте короткие паузы, в тех местах, где находятся знаки препинания.


8. Передвигайтесь по комнате, когда вы произносите речь. Это создаст физическую близость с аудиторией.


9. В начале презентации представьте и обсудите цель вашей презентации. Дайте аудитории понять, насколько ваша презентация соответствует их целям. Объясните, что им следует ожидать от вас, и как вы поспособствуете решению их целей и задач.

10. Еще один важный совет, подготовьте раздаточный материал, который Вы представите слушателям. Это сделает процесс обсуждения более конструктивным.

5.2 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

При выполнении контрольной работы Вам помогут следующие важные рекомендации:

· Применяйте теоретические положения и идеи курса в Вашей работе. Простое перефразирование идей модуля или описание Вашего практического опыта в организации не принесут Вам достаточного количества баллов.

· Для ответа отбирайте подходящие идеи из изучаемого Вами курса . Контрольные работы показывают Ваши способности грамотно применять идеи модуля на своем рабочем месте. Не стремитесь к чрезмерному использованию в Ваших ответах как можно большего количества теоретических положений курса.

· Используйте собственный опыт работы менеджера в различных организациях. Если в настоящее время Вы не работаете в качестве менеджера, то можете использовать несколько вариантов. Например, Вы можете описать организацию, в которой работали ранее, или описать Вашу нынешнюю работу, так как она может содержать элементы управленческой работы, достаточные для выполнения задания. Необходимый опыт может дать иногда и неоплачиваемая работа или общественный труд. Если у Вас имеются сомнения по этому поводу, то, прежде чем начать выполнение заданий, обсудите свою ситуацию и возможные варианты с Вашим преподавателем.

· Придерживайтесь рекомендаций по выполнению контрольных заданий, которые даны после формулировки вопросов.

· Подготовьте хорошо структурированный доклад. В процессе общения в управлении очень важными являются такие факторы, как структурированность, лаконичность и наглядность, поэтому Ваш преподаватель присудит Вам за это дополнительные баллы. Для коротких докладов, аналогичных данным докладам, нет необходимости составлять резюме.

· Используйте схемы, таблицы и т.д. для наиболее наглядного и схематичного представления материала. Простое копирование схем из учебных книг модуля не принесет Вам много баллов: старайтесь использовать собственные схемы или переработанные схемы из курса, привязывая их к Вашей работе.

· Придерживайтесь лимита слов. Ваш преподаватель может снизить баллы за явное превышение лимита слов, хотя Вы и не должны изо всех сил стремиться не превысить этот предел. В процессе выполнения работы пользуйтесь программой подсчета слов (находится в меню Word, раздел «Сервис-статистика»). При подсчете слов не учитываются таблицы, приложения и диаграммы, следовательно, они не влияют на лимит слов.

Варианты контрольных работ

По данному курсу Вам предлагаются две контрольной работы. Для получения проходного балла оценка за контрольную работу должна быть не ниже 40 баллов.

Контрольная работа 01

Перед написанием этой контрольной работы Вам следует прочитать рекомендации по ее выполнению .

Вопрос

Напишите на имя Вашего преподавателя доклад объемом не более 900 слов «Маркетинг в моей компании», в котором

(а) Опишите особенности маркетинга в Вашей компании, оцените его достоинства и недостатки (В смотри далее Приложения 1-3). Проанализируйте отношения обмена между Вами и важным внешним потребителем или Вами и внутренним потребителем и объясните, какое место занимает то, что Вы обеспечиваете для них, на континууме «товар – услуга».

(40 баллов)

(б) Проанализируйте процесс принятия решения рассмотренным в пункте (а) потребителем. Обратите особое внимание на факторы, оказывающие основное воздействие на покупательское поведение.

(40 баллов)

(в) На основании анализа в пункте (б) прокомментируйте, является ли этот потребитель частью более крупного сегмента рынка и как это соотносится с Вашей маркетинговой стратегией.

(20 баллов)

Рекомендации по выполнению Контрольной работы 01

Обзорная часть

Цели выполнения этого задания:

· лучше разобраться в том, кто является Вашим потребителем;

· понять значение существенных потребностей потребителя;

· поразмышлять о процессе принятия решения потребителем;

· соотнести характеристики важного потребителя с сегментацией рынка и выбором целевой группы;

· провести некоторую подготовку к выполнению Контрольной работы 2.

Мы будем приветствовать, если Вы используете в ответе на данное задание таблицы и схемы. Обратите внимание на то, что Вам надо подготовить доклад для преподавателя. Напишите ответ так, чтобы охватить все части вопроса в одном докладе. Вопрос структурирован таким образом, чтобы в ответе переход от одной части к следующей был естественным.

Не надо сильно превышать лимит в 900 слов. У Вас будет примерно по 360 слов на пункты (а) и (б) и около 180 слов на пункт (в). Чтобы остаться в рамках установленного объема ответа, Вы можете перечислить ключевые моменты, использовать списки, графики и схемы.

Конкретные рекомендации

Возможно, Вам будет проще размышлять о своем клиенте, если Вы ответите на следующие вопросы:

· Почему этот потребитель важен?

· Достаточно ли близко я нахожусь к потребителю, чтобы понять, как он принимает решение, или каким образом я могу выяснить что-то об этом?

· Что мне необходимо, чтобы расставить приоритеты в письменном ответе так, чтобы достаточно глубоко объяснить процесс принятия решения потребителем и не превысить при этом лимит слов?

· Если мне сложно получить необходимую информацию, кто может помочь мне в этом?

· Если выбранный потребитель является частью более крупного сегмента потребителей, какие характеристики потребителя свидетельствуют об этом?

Пункт (а)

Прежде чем приступать к ответу на этот пункт, решите, хотите ли Вы выбрать для ответа своего непосредственного потребителя, который вполне может быть сотрудником Вашей организации, или Вам больше подходит рассмотреть конечного потребителя. Вам надо определить своих наиболее существенных потребителей. Теперь попробуйте расположить собственный товар или услугу на континууме «товар – услуга». В этом Вам поможет анкета в Приложении 1.

Пункт (б)

· Поразмышляйте о собственном поведении как покупателя. Можете ли Вы найти параллели с тем, как действует Ваш потребитель?

· Возможно, Вы захотите разделить описание моделей покупательского поведения на две части: влияние и процесс принятия решения, а затем адаптировать его к потребителю, которого Вы рассматриваете.

· Подумайте о том, каким способом Вы общаетесь со своим потребителем Какие этапы процесса принятия решения дают наиболее благоприятные возможности для влияния со стороны поставщика? Каким образом Вы могли бы воспользоваться другими источниками влияния, например связанными с группой или ситуацией?

Пункт (в)

В пункте (в) Вам надо рассмотреть своего потребителя как часть сегмента, что ведет к дискуссии о том, как Вы и/или Ваша организация выбираете цели на рынке и занимаетесь ли этим вообще. Иногда студенты заявляют, что рассматривают каждого потребителя как индивидуума, и отвергают идею сегментации. Тем не менее, стоит разобраться, каким образом можно объединить схожих потребителей и предлагать им аналогичный товар и/или услугу с тем, чтобы повышать результативность организации. Вы можете даже прийти к выводу, что занимаетесь сегментацией и выбором целевых групп, даже не подозревая об этом.

В частности, выполните следующее:

· Даже если Вы предлагаете свой товар и/или услугу совершенно незначительному числу потребителей на специализированном рынке, вероятно, будет полезно определить различные группы потребителей, поиском которых можно заняться.

· Используйте методы сегментации a priory или a posteriory , которые помогут Вам разобраться с сегментацией в контексте Вашего потребителя, и определить последовательность этого процесса для определения стратегии нацеливания.

· Возможно, что в процессе выполнения задания Вы обнаружите тот факт, что Вам недостаточно информации для проведения сегментации. Опишите, какая информация Вам необходима для более полного описания моделей покупательского поведения, предложите методы получения этой информации.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 02

Перед написанием этой контрольной работы Вам следует прочитать рекомендации по ее выполнению .

Вы должны ответить на оба вопроса.

Вопрос 1

Напишите на имя Вашего преподавателя доклад объемом не более 1 500 слов, в котором:

(а) Проанализируйте, как Вы или подразделение организации, в котором Вы работаете, общаетесь со своим потребителем.

(б) Определите, как это общение сказывается на элементах маркетинговой смеси и как оно связано с ними.

(в) Сравните свой подход к общению (см. пункт (а)) с подходом двух других студентов Вашей учебной группы, определите различия и сходства между ними и сделайте соответствующие выводы.

(г) Исходя из ответов на пункты (а) – (в), дайте рекомендации по совершенствованию способа общения и работы с Вашими потребителями.

(60 баллов)

Вопрос 2

Напишите на имя Вашего преподавателя доклад объемом не более 1 000 слов, в котором:

(а) Проанализируйте, как окружение влияет на Вашу организацию (или подразделение, в котором Вы работаете).

(б) На основе этого анализа:

Либо

(1) Используя цепочку ценности, дайте рекомендации по достижению конкурентного преимущества.

Либо

(2) Используя схему персонального планирования, дайте рекомендации о том, как лучше можно реагировать на это окружение.

Либо

(3) Составьте предложения по проведению маркетингового исследования для восполнения конкретных пробелов в знаниях о потребителях из этого окружения.

(40 баллов)

Рекомендации по выполнению Контрольной работы 02

Обзорная часть

Два доклада должны быть написаны на имя Вашего преподавателя в виде стандартного управленческого доклада с заголовками, планом и структурой.

Если в настоящее время Вы не работаете менеджером или не работаете в организации, следуйте рекомендациям, приведенным во Введении к данному Буклету, и, если при этом у Вас возникнут вопросы, проконсультируйтесь со своим преподавателем, прежде чем приступать к выполнению задания.

Для ответа на пункт (в) Вопроса 1 Вам нужно обменяться информацией и идеями с другими студентами Вашей учебной группы. Такое взаимодействие является одним из элементов Вашей учебы. Используйте семинары, чтобы как можно раньше выбрать тех, с кем Вы будете работать. Ваш преподаватель поможет Вам организовать взаимодействие, но только от Вас зависит, чтобы это взаимодействие реализовалось. Строго говоря, как Вы будете работать с другими студентами – это Ваше дело, но преподаватель должен увидеть свидетельства этой работы. Если Вы обменивались информацией на семинарах, при личных встречах, по почте, телефону или через личную электронную почту, то Вам необходимо будет дать пояснения для преподавателя в приложении к своей контрольно йработе. Если у Вас возникли серьезные трудности с выбором коллег в группе или с совместной с ними работой, обратитесь к преподавателю до того, как будете заканчивать работу над Вопросом 1 – не оставляйте это на последний момент, когда уже надо отправлять задание. Определенная маркетинговая информация может быть секретной, но в ответе на вопрос от Вас вряд ли потребуется использовать особо конфиденциальные данные, тем не менее ,Вам следует обратить внимание на этот аспект. Общие советы относительно конфиденциальности, которые мы давали ранее, применимы и здесь, а именно, если Вы сомневаетесь, Вы можете завуалировать данные или изменить имена, даты и другие детали, не меняя сути событий.

При выполнении этого задания не забывает о том, что на тренинге, Вам нужно будет представить свой проект для обсуждения в группе. Выполнение Контрольной работы 2 является основой для Вашей работы над будущим проектом.

Конкретные рекомендации

Вопрос 1: Общие моменты

В этом вопросе от Вас требуется применить концепцию «4Р» или «4С» маркетинговой смеси к своей работе. Отвечая на вопрос, Вам надо рассказать о своей работе или работе своего подразделения, но не о том, чем занимается Ваша организация в целом. Рекомендации в пункте (г) должны иметь практическое значение для Вашей работы. Если Вы непосредственно не контактируете с внешними потребителями (к которым относятся пользователи, конечные потребители, бенефициарии и клиенты), мы хотим, чтобы Вы рассказали о своих внутренних потребителях.

Вопрос 1, пункт (а)

Для этого вопроса из «4С» или «4Р» мы выбрали общение, поскольку полагаем, что определенный объем общения с потребителем присутствует практически в любом контексте работы. Перечислите несколько выгод в пользу сохранения долговременных отношений с клиентами Вашей организации. Можно в качестве примера взять своих внутренних потребителей и те преимущества, которые Вы можете получить. Опираясь на свои размышления, Вам необходимо продвинуться дальше и проанализировать общение (коммуникации), ориентируясь на цели «создание дополнительных ценностей», «развитие клиентской лояльности», «повышение уровня ожиданий у клиентов, развитие модели покупательского поведения», «развитие внутриорганизационного маркетинга» и др.

Вопрос 1, пункт (б)

В пункте (б) мы вспоминаем, что «4С» или «4Р»– все-таки смесь и что работают все ее составляющие во взаимодействии друг с другом, а не изолированно. В этой части ответа Вам надо показать, как общение с потребителем связано с тремя остальными составляющими маркетинговой смеси. Необходимо рассмотреть каждую из трех оставшихся составляющих смеси, но Вам надо избирательно подойти к выбору теорий, поскольку Вы не сможете охватить в своем ответе все материалы курса! В ответе Вам надо показать, как общение и остальные элементы маркетинговой смеси работают вместе или не работают, если у Вас так.

Вопрос 1, пункт (в)

Чтобы ответить на пункт (в) вопроса, Вам надо поработать с другими студентами Вашей группы и обработать полученную информацию. Возможно, Вам будет проще представить сравнение с помощью таблицы, но, чтобы получить хорошую оценку за данную часть, необходимо определить различия и схожие черты и сделать из этого выводы. Чтобы разобраться в данном вопросе, используйте идеи курса. Среди полезных идей: различия между товарами и услугами, характеристики услуг, связь с потребителем и сегментацией. Этот список не исчерпывающий, и Вам, возможно, потребуется использовать понятие внешнего контекста, а также наиболее общие идеи о том, чем различаются общественный сектор, некоммерческие и коммерческие организации. Как правило, учебная группа предоставляет достаточное разнообразие, чтобы найти интересные различия, но если это не так (например, группа состоит из сотрудников одной организации или практически все работают в общественных и некоммерческих организациях), проконсультируйтесь со своим преподавателем о возможном альтернативном подходе. Не беспокойтесь, если, например, все Ваши потребители внутренние, а сравнивать Вам надо с внешними потребителями (или наоборот); задача этого вопроса – дать Вам возможность обсудить различные подходы. Иной подход вполне может дать Вам такой взгляд на вещи, который иначе был бы Вам недоступен.

Вопрос 1, пункт (г)

Мы говорили о пункте (г) в самом начале, и если Вы следовали рекомендациям, ответ на этот пункт должен вытекать из всех предшествующих пунктов вопроса. Первоначальный анализ, синергия (или ее отсутствие) между «4С» или «Р» и различные точки зрения Ваших коллег-студентов должны были привести Вас к серьезным размышлениям о Ваших взаимоотношениях и общении с потребителем. Мы хотим, чтобы в ответе на данный пункт Вы дали рекомендации по совершенствованию в этой области, поэтому Вы должны сконцентрироваться на проблемах общения. Однако в пункте (б) Вы вполне могли остановиться на совершенствовании других элементов маркетинговой смеси. Здесь об этом тоже можно упомянуть, но все-таки рассмотрите, как скажутся такие изменения на общении, поскольку в центре внимания находится именно данная проблема.

Важно, чтобы в заключительной части вопроса рекомендации ясно вытекали из Ваших предшествующих рассуждений. Здесь ответ, вероятно, по объему будет меньше, чем на пункты (а), (б) и (в), и оценка будет выставляться за то, в какой мере Ваши рекомендации следуют из содержания ответов на предыдущие пункты данного вопроса.

Максимально возможная оценка поделена поровну между всеми пунктами вопроса, т.е. по 15 баллов за каждый пункт.

Вопрос 2, пункт (а)

Мы хотим, чтобы в Вопросе 2 Вы вышли за рамки только своей практики и взглянули на организацию в целом. В ответе на этот пункт вопроса Вам следует проанализировать влияние внешнего окружения на Вашу организацию. Если Вы работаете в очень крупной организации, например, принадлежите к системе национального здравоохранения, рассмотрите Ваше подразделение, а не всю организацию в целом.

Вам надо продемонстрировать, что Вы понимаете характер внешнего окружения или контекста, в рамках которого работает Ваша организация. И не важно, работаете ли Вы в коммерческом или некоммерческом секторе. Например, добровольческие организации конкурируют не только за фонды, но также имеют дело с конкретными группами клиентов или потребителями услуг (сегменты рынка), поэтому новые учреждения и альтернативные способы удовлетворения этих потребностей составляют часть конкурентного (или ближнего) окружения. Влияние более широкого окружения, куда входят правительственная политика и социальные и технологические изменения, ощущает организация любого типа.

При выполнении задания четко покажите, что Вы используете в ответе идеи курса. Например, если Вы решили взять пять сил по Портеру, Вы должны аккуратно и критически оценить свое отраслевое окружение по каждой из пяти этих категорий. (Те, кто занят в общественном или некоммерческом секторе, могут заменить «отраслевое» окружение областью, в которой они работают, например скорая помощь, дополнительное образование, экологические фонды.) Вам надо использовать в ответе более одной теории , поскольку в этом случае Вы сможете по-разному взглянуть на одну и ту же ситуацию и сможете рассмотреть как ближнее, так и дальнее окружение. Схемы также могут оказаться полезными для анализа. Помня о том, что в пункте (б) Вам надо будет опираться на ответ по этому пункту вопроса, сделайте в конце определенные выводы из проведенного анализа, что поможет Вам обосновать свой ответ на пункт (б).

Вопрос 2, пункт (б)

Пункт (б) строится на ответе на пункт (а), и Вам надо выбрать только один вариант вопроса из имеющихся трех. Но какой бы вариант Вы ни выбрали, в самом начале ответа Вам следует кратко обосновать свой выбор (в паре предложений, не более).

Если Вы выбрали вариант (1), то в пункте (а) Вы, вероятно, определили рыночный потенциал своего окружения или, возможно, угрозы со стороны конкурентов, но в любом случае Вы чувствуете, что организация не имеет того конкурентного преимущества, которое могла бы иметь. Начать анализ поможет описание цепочки ценностей (М.Портер), и мы настоятельно рекомендуем использовать в ответе схемы, чтобы показать цепочку ценности для своей организации как часть ответа на вопрос.

Если Вы работаете в небольшой организации или в небольшом местном подразделении и непосредственно связаны с потребителем и контекстом, этот вариант Вам очень подойдет. Однако, чтобы дать хороший ответ на данный вопрос, Вам надо располагать достаточной информацией о деятельности своей организации, поэтому, если Вы работаете в крупной организации, убедитесь, что у Вас есть необходимая информация для проведения анализа.

Затем, назовите наиболее важные сцепления в цепочке ценностей, которую Вы разработали для своей организации. После этого обсудите, где и как можно прибавить ценность (и конкурентное преимущество) в каждом звене модели. Эти идеи Вы должны превратить в рекомендации, но помните о том, что в своих предложениях надо быть реалистом.

Если Вы выбрали вариант (2), то в пункте (а) Вы, вероятно, указали маркетинговые проблемы с окружением, находящиеся в сфере Вашей ответственности. Вопросы составления личных планов занимают значительное место при выполнении этой части задания и основаны на алгоритме принятия управленческих решений. Здесь Вам нужно продемонстрировать процесс выработки собственного подхода к проблемам маркетинга в рамках общих организационных целей. В своем ответе Вы должны коснуться всех этапов процесса принятия решения , но никто не ожидает, что Вы обсудите все этапы одинаково подробно, учитывая заданный лимит слов. Этап аудита, предполагает сбор данных, но в контрольной работе достаточно будет указать, какие данные Вам потребуются и как Вы будете их добывать. Процесс проработки каждого этапа процесса принятия решения должен подвести Вас к выработке рекомендаций по будущим действиям.

Если Вы выбрали вариант (3), то, проводя анализ в пункте (а), Вы, вероятно, обнаружили значительные пробелы в том, что Ваша организация знает о своем потребителе. В то же время Вы могли выбрать этот вариант, потому что по каким-либо причинам отклонили варианты (1) и (2). В любом случае объяснения, почему Вы выбрали этот вариант, должны быть несколько более обширными, чтобы можно было четко определить, что неизвестно Вашей организации и почему важно выяснить это. Ваши пояснения должны вытекать из анализа, проведенного в пункте (а).

Конкретный формат рекомендаций для ответа на подпункт (3) Вы выбираете сами, но мы думаем, что разумно придерживаться следующего порядка:

· Укажите SMART-цели задания.

· Оцените методы сбора данных и типы имеющихся данных

· Напишите краткий план и дайте обоснование, почему Вы выбрали тот или иной тип данных и метод сбора (Ваш план должен быть реалистичным в контексте имеющихся в организации ресурсов).

· Укажите, что Вы намерены получить в результате и в чем будет состоять польза.

Какой бы из трех вариантов Вы ни выбрали, преподаватель будет оценивать, в какой степени ответы на пункты (а) и (б) логически связаны. Оценка в равных долях разделена между двумя пунктами Вопроса 2, т.е. по 20 баллов за пункты (а) и (б).

Наши рекомендации