Тема 1 Менеджмент: основные подходы к содержанию. Эволюция науки менеджмент.
Задание 1
Ответьте на вопросы кроссворда и составьте тематический кроссворд, аналогичный данному.
Кроссворд «Основные категории менеджмента»
По горизонтали:
1. Экономическое соперничество обособленных производителей. 3. Государство как элемент управления. 7. Торговля в широком смысле слова. 8. Структура управления, определяющая формы разделения труда в управлении. 9. Один из элементов структуры управления. 10. Способ осуществления управленческой деятельности.
По вертикали:
2. Управляемая система. 4. Разъездной представитель крупных торговых предприятий. 5. Руководящее правило, которое вытекает из объективных экономических законов и закономерностей общественного развития. 6. Совокупность форм и методов, с помощью которых осуществляется планирование.
Задание 2
Вашему вниманию предлагается два наиболее распространенных взгляда на менеджмент:
1. Менеджмент, как и любая наука, может быть механически заучен (как таблица умножения) и применен на практике в любой ситуации.
2. Менеджмент – это сложное социально-экономическое и технически-информационное явление, т.к. ситуации не стандартны. Важна не сама теория менеджмента, а искусство ее применения на практике.
Постановка задачи.
1. Какую позицию вы считаете правильной?
2. В какой степени современный менеджер должен руководствоваться наукой управления, а в какой – опираться на искусство управления? Заполните таблицу.
Высший уровень | Средний уровень | Низший уровень | ||||
ИО | РО | ИО | РО | ИО | РО | |
Наука, знание | ||||||
Искусство, интуиция | ||||||
Итого: | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
ИО – индивидуальная оценка, РО – рекомендуемая оценка
3. В какой степени современный менеджер должен использовать опыт, интуицию и теорию менеджмента? Заполните таблицу.
Высший уровень | Средний уровень | Низший уровень | ||||
ИО | РО | ИО | РО | ИО | РО | |
Наука, знание | ||||||
Искусство, интуиция | ||||||
Наука (теория) | ||||||
Итого: | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
ИО – индивидуальная оценка, РО – рекомендуемая оценка
Задание 3
Найдите в сетке 18 фамилий известных ученых, которые внести значительный вклад в развитие науки об управлении организационными системами. Слова – ответы располагаются только по вертикали и горизонтали, но не по диагонали. При этом слова могут ломаться как в вертикальном, так и горизонтальном направлении.
П | А | Р | Е | Т | О | М | А | К | Г | Р |
М | Э | М | Е | А | Л | Ь | Б | Е | Р | Е |
А | Х | Е | Р | Г | И | Л | Б | Р | Т | Г |
К | О | Д | С | О | Н | Б | А | Е | Т | О |
И | У | Р | И | В | Е | Б | Р | Н | А | Р |
А | Л | Л | Л | С | Р | Е | Ф | О | Р | Г |
В | Е | И | О | У | Н | Е | Л | Л | Д | Е |
У | Б | Р | Е | М | Т | Т | Й | Л | О | Р |
Р | Й | А | С | К | О | Н | Е | С | Р | Ц |
В | Д | Е | Й | С | Л | Ь | Т | Н | Г | Б |
И | К | Ф | А | Й | О | К | Е | Й | Р | Е |
1,2,3 – авторы учебника «Основы менеджмента»; 4 – основатель школы «социальных систем»; 5 – ученый, впервые предложивший термин «научное управление»; 6 - создатель организационной теории; 7 – автор двухфакторной модели мотивации; 8 - последователь Тейлора в части рационализации труда рабочих; 9 – автор «Общей теории занятости, процента и денег»; 10 – представитель школы «человеческих отношений»; 11 – выдающийся мыслитель эпохи Возрождения; 12 – ученый, сформулировавший «принцип оптимума»; 13 – один из последователей Файоля; 14 - основоположник научного управления производством; 15 – один и последователей классической школы менеджмента; 16 – родоначальник классической (административной) школы менеджмента; 17 – американский социолог, изучавший проблемы поведения человека; 18 – автор двенадцати принципов производительности.
Тема 2 Организация как объект управления. Внешняя и внутренняя среда организации. SWOT-анализ деятельности организации.
Задание 1
Практическая работа
Тема : «Организация как объект управления»
Цель: Научиться анализировать организацию как объект управления, выделять и отличать миссию и цель организации, управленческий и функциональные уровни. Определять микро-, макроокружение организации и влияние факторов внешней среды в целом на деятельность организации.
Задание:
1. Определить конкретную (реальную) организацию в социально-культурной сфере.
2. Выделить миссию организации, стратегические цели.
3. Построить функционально-управленческую схему организации, с выделением уровней управления и функциональных подразделений.
4. Определить факторы микроокружения (прямого воздействия), макроокружения (косвенного воздействия) организации, проанализировать степень влияния каждого на эффективность работы организации.
5. Обосновать возможности и угрозы, сильные и слабые стороны данной организации (SWOT-анализ).
Приложение 1
1. Название организации__________________________________________
________________________________________________________________
2. Миссия организации_____________________________________________
3. Стратегические цели_________________________________________
________________________________________________________
4. Структура организации_________________________________________
____________________________________________________________