Введение. Вишняков А.А. «Инновационный менеджмент» для студентов по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент»

Вишняков А.А. «Инновационный менеджмент» для студентов по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент», профиль «Менеджмент организации»: учебное пособие. Сыктывкар: СыктГУ, 2015. – 417 с.

В учебном пособии доступно и последовательно изложен курс инновационного менеджмента в соответствии с содержанием государственного образовательного стандарта. Особое внимание уделяется проблемам, существующим в области инновационного менеджмента в современной экономике и направлениям их решения.

В пособии излагаются и используются теоретические положения ряда специалистов и ученых, которые внесли наибольший вклад в развитие инновационной науки.

Пособие предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, изучающих проблемы инновационного менеджмента.

Для руководителей, специалистов органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей компаний и организаций, научных работников, преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов.

Вишняков Андрей Анатольевич, к.э.н., доцент СыктГУ, председатель Совета директоров Коми регионального инновационного технологического центра, заместитель руководителя Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования СыктГУ

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Понятие и сущность инновационного менеджмента

3. Инновации и их классификация

4. Концепции инновационного менеджмента

5. Государственное регулирование инновационной деятельности

6. Нормативно-правовая база инноваций. Стратегии и концепции инновационного развития

7. Государственная инновационная политика

8. Национальная инновационная система

9. Мировой опыт инновационного развития

10. Модели инновационного развития

11. Российский инновационный опыт: достижения, проблемы и пути их решения

12. Цикличность инновационного развития

13. Научные основы инновационного менеджмента. Системный подход

14. Комплексное обеспечение инновационной деятельности

15. Организационные формы инновационного менеджмента

16. Структура инновационной организации

17. Инновационная инфраструктура

18. Стратегия и тактика инновационного менеджмента

19. Общие принципы и методология управления инновационной деятельностью

20. Прогнозирование и планирование инновационной деятельности

21. Инновационные игры

22. Инновационные цели и инновационный потенциал организации

23. Инновационный процесс и инновационная активность

24. Научная и научно-техническая деятельность по созданию новшеств

25. Управление инновационными рисками

26. Интеллектуальная собственность и патентно-лицензионная деятельность

27. Инновационное управление персоналом и партнерские взаимоотношения

28. Управление производством инновационной продукции (оказанием услуг)

29. Инновационные социальные технологии

30. Маркетинг инноваций

31. Финансирование инновационной деятельности. Деньги для инноваций

32. Инвестиции в инновации. Венчурное инвестирование

33. Формирование портфелей новшеств и инноваций

34. Управление инновационными проектами

35. Создание и развитие собственного инновационного бизнеса

36. Бизнес-план инновационного проекта

37. Экспертиза и оценка инноваций

38. Эффективность инновационной деятельности

39. Приоритетные направления развития науки и техники и перечень критических технологий

40. Перспективы инновационного развития

41. Социальная и экологическая ответственность инноваций

42. Живая организация. Мемы инновационного развития.

43. Технократия и Биосферносовместимость. Альтернативный взгляд на инновационное развитие

44. Заключение

45. Список источников и литературы

46. Приложения:

- тест;

- глоссарий;

- примеры современных успешных инновационных компаний;

- великие российские ученые-инноваторы и изобретатели

Введение

В современных условиях, характеризующихся становлением «новой» информационной экономики происходит постоянное возрастание веса и влияния инновационной деятельности. Интенсификация научно-технического прогресса и тенденции, присущие современному этапу экономического развития, прежде всего, в индустриально развитых странах свидетельствуют о том, что инновационный тип развития является для них определяющим, а экономика, соответственно, становится по своей сущности все более инновационной.

Создание национальной инновационной системы выдвигается в число высших приоритетов социально-экономической политики Российского государства. По сути, речь идет о форсированном переходе к экономике развития. А для достижения этой цели нужно решить ряд крупнейших задач, одна из которых сводится к резкому увеличению инновационной емкости экономики и стимулированию инноваций. Именно это может позволить решить поставленную Президентом России задачу развития страны не в направлении углубления сырьевого характера экономики, а за счет развития по инновационному сценарию.

Необходимость инновационного развития предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Она диктует появление и развитие особого типа менеджмента, а соответственно и менеджеров, способных управлять процессами обновления всех элементов производственно-экономических систем. Теория и практика инновационного менеджмента в короткое время заняли прочное место в управленческой деятельности.

Предлагаемое вниманию данное учебное пособие «Инновационный менеджмент» соответствует требованиям государственного образовательного стандарта подготовки специалистов в области инновационного менеджмента. В нем предпринята попытка обобщить достижения отечественной и зарубежной науки и практики в области инновационного менеджмента и оказать помощь студентам, магистрантам, аспирантам и всем тем, кто интересуется проблемами инноваций.

Учебная цель преподавания дисциплины «Инновационный менеджмент» - получение студентами комплексных знаний в области основ теории и практики управления инновациями, вооружение их надежными методами принятия эффективных инновационных управленческих решений.

Задачи дисциплины включают:

- знания теории инновационного менеджмента на предприятии;

- умения в области применения и развития методов управления в условиях рыночной экономики;

- навыки самостоятельного творческого использования теоретических знаний и умений управления в практической деятельности менеджера на предприятиях и организациях народного хозяйства.

Объект изучения курса- совокупность закономерностей экономического поведения и взаимодействия макроэкономических субъектов.

Наши рекомендации