Тема 1.1. Теоретические основы курса «Международный (глобальный) менеджмент». Категория «международный менеджмент»

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского

Е.В. Панкратова

Международный менеджмент

Учебное пособие

Пенза 2012 год

Печатается по разрешению редакционно-издательского совета

Пензенского государственного педагогического университета

им. В.Г. Белинского

УДК 658.114.3 (075.8)

ББК 65.5 – 2я73-1+65.9(0)- 2я73-1

Рецензенты:

Сазыкина О.А. – кандидат экономических наук, доцент

Панкратова, Елена Владиславовна

Международный менеджмент: учебное пособие/ Е.В. Панкратова. – Пенза, 2012. - 50 с.

В учебном пособии изложены теоретические основы международного менеджмента, ее основные понятия и категории. Рассмотрены организационные принципы управления международными компаниями, стратегии международного бизнеса, адаптация иностранной фирмы к деятельности в принимающей стране, кадровая политика и корпоративная этика. Освещены этапы преобразования национальных компаний в международные, методы и приемы обработки коммерческой информации.

Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов экономических и иных вузов, специализирующихся в области менеджмента.

©Панкратова Е.В., 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Международный менеджмент»

Структура и содержание дисциплины «Международный менеджмент»

Содержание дисциплины

Тема 1. Понятие международного менеджмента

Тема 2. Методология выбора условий выхода в сферу внешнеэкономической деятельности

Тема 3. Адаптация иностранной фирмы к условиям деятельности в принимающей стране

Тема 4. Понятие международной компании

Тема 5. Организационная структура управления международными компаниями

Тема 6. Отношения международных компаний с государством

Тема 7. Согласование требований принимающего государства с возможностями международной компании

Тема 8. Стратегия международного бизнеса

Тема 9. Влияние международной экономической интеграции на развитие зарубежного предпринимательства

Тема 10. Кадровая политика в международном бизнесе

Тема 11. Особенности стиля менеджмента в зависимости от страны деятельности компании

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Темы рефератов

Примерный перечень вопросов к зачету

Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины «Международный менеджмент»

Словарь терминов

Введение

В современных условиях, когда Россия взяла курс на открытую экономику, изучение международного (глобального) менеджмента на корпоративном уровне становится необходимым для предпринимателей, государственных служащих и, конечно, для учащихся, ставящих своей целью стать квалифицированными организаторами производства и внешнеэкономической деятельности национальных и зарубежных фирм. Практика развития мирового хозяйства показывает, что ни одна страна мира, стремящаяся к экономическому росту и благосостоянию, не может позволить себе оставаться вне рамок процесса глобальной интеграции в мирохозяйственную систему.

Растущая глобализация мировой экономики стимулирует процесс усиления взаимосвязи национальных хозяйств, регионов, предприятий. Этим определяется необходимость наличия в компаниях всех стран профессионалов высокого класса, владеющих теорией и практикой международного менеджмента на корпоративном уровне.

Международный менеджмент на корпоративном уровне – самостоятельная междисциплинарная область знаний, возникшая в конце прошлого века на стыке таких отраслей науки, как «Мировая экономика», «Международные экономические отношения» и «Менеджмент».

Целью курса «Международный менеджмент на корпоративном уровне» является изучение и освоение магистрантами принципов формирования, развития и использования в практической деятельности конкурентных преимуществ международных компаний за счет ведения бизнеса в разных странах и использования экономических, технологических, природных и других ресурсов этих стран. В программе курса предусмотрено комплексное рассмотрение проблем совершенствования управления международными компаниями, с которыми сталкивается менеджер глобального масштаба в своей деятельности как в России, так и за рубежом.

Достижение поставленной цели обуславливает постановку и решение ряда задач курса, важнейшими из которых являются:

-владение современной терминологией в области управления в международных корпорациях;

-изучение методик анализа и оценки окружающей среды международного бизнеса для реализации конкурентных преимуществ компании;

- изучение основных форм формирования международных компаний;

-приобретение умений формирования и управления многонациональным коллективом предприятия;

-изучение способов технологического и организационного развития международной фирмы;

-использования современных промышленных, финансовых и информационных технологий;

-освоение стратегии национальных и международных компаний на мировом рынке;

-понимание выгод интернационализации производства с использованием интегральных международных технологий;

-освоение методов адаптации к условиям деятельности за рубежом, включая нормативную, правовую базу, обычаи, культурные особенности и принятые стандарты.

Результатом изучения этого курса должно стать освоение мышления, философии и психологии глобального масштаба, а ключевым аспектом курса «Международный менеджмент на корпоративном уровне» является привитие навыков быстрого адаптирования к условиям предпринимательской деятельности за рубежом.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Международный менеджмент»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

Коды компетенции Наименование компетенции Структурные элементы компетенции (в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)
ОК-18 Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах Знать: особенности и содержание корпоративных информационных систем и особенности ее организации в глобальных компьютерных сетях. Уметь: анализировать и оценивать информацию в глобальных компьютерных сетях; уметь использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате исследований Владеть: средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления
ПК-24 Способность решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации Знать: сущность и содержание основ международного менеджмента, его основные понятия и категории; методы и приемы обработки коммерческой информации на мировом рынке и способы решения управленческих задач
Уметь: организовывать деятельность международных компаний, оценивать факторы конкурентоспособности компании на внутреннем и мировых рынках, уметь ориентироваться в современных формах внутрифирменных и межфирменных внешнеэкономических связей, их сочетаниях и умело использовать их для повышения эффективности деятельности своего предприятия
Владеть: основами глобального менеджмента, навыками глобального менеджера; приобрести практические навыки управления международными компаниями через деловые практические ситуации
ПК-25 Знакомство с основами межкультурных отношений в менеджменте, способность эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде Знать: закономерности стратегии национальных и международных компаний на мировом рынке, понять выгоды интернационализации производства с использованием интегральных международных технологий, освоить методы адаптации к условиям деятельности за рубежом, включая правовую базу, обычаи, культурные особенности и принятые стандарты; знать факторы, которые влияют на функционирование фирмы за рубежом
Уметь: проводить разницу между условиями работы фирмы на местном уровне и за границей; уметь устанавливать, через деловые ситуации, взаимоотношения с другими странами, учитывая национальные особенности стран
Владеть: основами менеджмента в международных компаниях и особенностями системного, комплексного, количественного, административного, поведенческого и ситуационного подхода к менеджменту в условиях зарубежного предпринимательства

Структура и содержание дисциплины «Международный менеджмент»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.

Продолжительность изучения дисциплины 1 семестр.

Форма отчетности - зачет

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Семестр 3 Недели семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости  
Аудиторная работа Самостоятельная работа    
Всего Лекция Практические занятия Всего Подготовка к аудиторным занятиям Подготовка реферата, к контр. работе, к коллоквиуму, тесту, собеседованию Подготовка к экзамену Собеседование Коллоквиум Тест/Контрольная работа Реферат / Деловая ситуация
1 2 3 4 5 6 7 10 11 12 13 14 15 16 17  
1. Раздел 1. Управление международной компанией как инструмент достижения конкурентоспособности на мировом рынке 1-2            
1.1. Теоретические основы курса «Международный (глобальный) менеджмент». Категория «международный менеджмент»                  
1.2. Международный менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности на мировом рынке          
1.3. Повышенные риски в условиях зарубежного предпринимательства                  
1.4. Условия зарубежного предпринимательства. Малые и средние предприятия в условиях глобализации          
2. Раздел 2. Организационные формы управления международных компаний 3-4          
2.1. Этапы развития отношений головной компании с зарубежными филиалами. Основные формы организационной структуры управления внешнеэкономической деятельностью международных компаний                  
2.2. Особенности процесса транснационализации капитала и глобализации хозяйственной деятельности международных компаний на современном этапе          
2.3. Организация управления в международных компаниях. Международные компании как интегрированные корпоративные структуры: суть и содержание понятия                  
2.4. Особенности организации управления в американских, западноевропейских японских международных фирмах.          
3. Раздел 3. Адаптация иностранной фирмы к условиям функционирования в принимающей стране 5-6      
3.1. Мотивация интернационализации хозяйственной деятельности                  
3.2. Международные политические и экономические институты        
3.3. Факторы адаптации к окружающей среде за границей. Мероприятия по адаптации импортных технологий и оборудования к условиям страны-импортера                  
3.4. Международное право, международные правовые институты            
4. Раздел 4. Методология выбора условий выхода в сферу внешнеэкономической деятельности 7-8          
4.1. Выбор сферы деятельности на внешнем рынке. Выбор принимающей страны                  
4.2. Методология выбора сферы деятельности на внешнем рынке, принимающего государства и зарубежного партнера          
4.3. Выбор зарубежного партнера                  
4.4. Новые технологии менеджмента в международных компаниях        
5. Раздел 5. ТНК – наиболее эффективная форма зарубежного предпринимательства 9-10        
5.1. Эволюция перехода национальной компании в статус международной. ТНК - наиболее эффективная форма международного предпринимательства                  
5.2. Деятельность транснациональных и многонациональных компаний          
5.3. Международное производство. Определение национальности ТНК                  
5.4. Интегрированные корпоративные структуры в международном бизнесе          
6. Раздел 6. Стратегия международных компаний 11-12          
6.1. Общее понятие стратегии и политики фирмы                  
6.2. Корпоративные слияния и поглощения как способ стратегий международных компаний. Выработка целей и стратегии развития фирмы          
6.3. Содержание стратегического плана международной корпорации. Характерные черты современной стратегии ТНК                  
6.4. Стратегическое планирование в международной фирме. Системы стратегического управления в фирмах США и Японии            
7. Раздел 7. Отношения международных компаний с государством 13-14          
7.1. Принципы подхода государства к деятельности международных компаний на его территории. Государственное регулирование деятельности международных компаний                  
7.2. Национально-правовое и международно-правовое регулирование деятельности международных компаний          
7.3. Свободные экономические зоны – инструмент привлечения государством иностранного капитала                  
7.4. Организационно-правовые формы международного бизнеса          
8. Раздел 8. Особенности стиля управления международными компаниями в зависимости от их национальной принадлежности          
8.1.. Западный и азиатский стили менеджмента. Российский стиль менеджмента                  
8.2. Учет национальных стереотипов поведения в международном менеджменте        
9. Раздел 9. Кадровая политика международных компаний 16-17          
9.1. Должностные обязанности международного менеджера. Комплектование штата зарубежного филиала международной компании                  
9.2. Способы обучения местного персонала в принимающей стране стилю менеджмента международной компании          
9.3. Специфика управления коллективами, в состав которых входят иностранные граждане. Специфика воздействия на персонал за рубежом                  
9.4. Стратегия выдвижения на руководящие должности          
Раздел 10. Этика международного бизнеса          
10.1. Значение этики для глобального менеджера. Основные черты этичного ведения международного бизнеса                  
10.2. Корпоративная культура как ресурс международного бизнеса            
  Общая трудоемкость, в часах                
                                                       

Форма Семестр
Зачет
Экзамен  

Содержание дисциплины

Тема 1.1. Теоретические основы курса «Международный (глобальный) менеджмент». Категория «международный менеджмент».

Мотивация интернационализации хозяйственной деятельности. Международный менеджмент как теория и практика рационального руководства предприятиями в условиях коллективной деятельности за рубежом. Корпорационное разделение труда. Современные формы международного разделения труда. Интернационализация НИОКР. Базовые теории и концепции международного менеджмента.

Основные факторы, способствующие успешной деятельности международного менеджера.

Категория «международный менеджмент». Функции международного менеджера. Целесообразность изучения основ международного менеджмента российскими руководителями предприятий.

Наши рекомендации