Анализ основных показателей деятельности ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»
Кадры, организация оплаты труда на предприятии.
Анализ обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами необходимо начинать с выяснения перечня нормативов, используемых в учреждении для планирования труда персонала, а также плановых показателей, утверждаемых вышестоящими организациями. Анализ состоит в сравнении фактических показателей с их плановыми и нормативными значениями, а также расчете и оценке изменения ряда производных показателей.
Анализ численности представлен в таблице 2.1.
Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что за исследуемый период численность работников ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» сократилась на 15 человек или 45,5%.
Проанализировав таблицу 2.1 можно отметить, что снижение численности персонала в 2016 г. по отношению к 2015 г. составило 8 человек, т.е. 30,8 %. Подобная тенденция объясняется снижением выручки.
Таблица 2.1 - Анализ численности персонала ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»за 2014 – 2016 гг.
Категория работников | 2014г. | 2015 г. | 2016 г. | Отклонение (+,-) | ||||
Средне-списочная числен- ность, чел. | Удель- ный вес, % | Средне-списочная числен- ность, чел. | Удель- ный вес, % | Средне-списочная числен- ность, чел. | Удель- ный вес, % | По числен- ности, 2016к 2014 гг, чел. | По удель- ному весу, 2016 к 2015 гг,% | |
Зав. магазином | 3,0 | 3,8 | 5,6 | - | 2,6 | |||
Ст. продавец | 6,1 | 7,7 | 11,1 | - | 5,0 | |||
Операторы | 6,1 | 7,7 | 11,1 | - | 5,0 | |||
Грузчики | 9,1 | 7,7 | 11,1 | -1 | 2,0 | |||
Уборщицы | 6,1 | 7,7 | 11,1 | - | 5,0 | |||
Кассиры | 18,2 | 15,4 | 16,7 | -3 | 1,5 | |||
Продавцы – консультанты | 51,4 | 50,0 | 33,3 | -11 | -18,1 | |||
Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | -15 | х |
На основании данных табл. 2.1 можно также сделать выводы о соотношениях между категориями персонала в целом по ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1». Однако анализ оптимальности соотношений между категориями необходимо проводить не только в целом по предприятию, а по структурным подразделениям на основании штатных нормативов и штатного расписания. При изучении соотношений трудовые ресурсы классифицируются не только по категориям персонала, но и по специальностям, должностям, характеру работы [32, с. 26].
Важным показателем обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами является половозрастная характеристика персонала.
По данным таблицы 2.2 очевидно, что в организации наибольшую часть персонала составляют женщины.
Отношения работника и предприятия, возникшие на основе трудового договора, регулируются действующим законодательством о труде с учетом особенностей, установленных правилами внутреннего трудового распорядка. Издаваемые обществом локальные нормативные акты о труде не могут противоречить действующему трудовому законодательству.
Таблица 2.2 – Анализ половозрастной структуры персонала ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» за 2014– 2016 гг.
Пол | Возраст | |||||||
До 30 лет | Уд. вес, % | От 31 до 40 лет | Уд. вес, % | От 41 до 55 лет | Уд. вес, % | Свыше 55 лет | Уд. вес, % | |
2014 г. | ||||||||
Муж.,чел. | 50,0 | 40,0 | 33,3 | - | - | |||
Жен.,чел. | 50,0 | 60,0 | 66,7 | - | - | |||
Итого: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | - | - | |||
2015 г. | ||||||||
Муж.,чел. | 50,0 | 40,0 | 33,3 | - | - | |||
Жен., чел. | 50,0 | 60,0 | 66,7 | - | - | |||
Итого: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | - | - | |||
2016 г. | ||||||||
Муж.,чел. | 40,0 | 33,3 | 50,0 | - | - | |||
Жен.,чел. | 60,0 | 66,7 | 50,0 | - | - | |||
Итого: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | - | - |
Работники действуют в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, а также иными нормативными документами. Трудовые договоры (контракты) от имени общества заключает директор ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1».
Структура персонала по уровню образования характеризует выделение лиц, имеющих высшее образование, среднее специальное образование, среднее общее образование, начальное образование. Уровень образования сотрудников можно проследить в таблице 2.3.
Персонал ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»в основном имеет среднее профессиональное образование.
При планировании численности работников очень важен анализ движения и текучести кадров. На движение рабочей силы влияет ряд факторов. Определенные изменения численности работающих в организации, обновление и изменение профессионального состава естественны.
Таблица 2.3 - Структура персонала по уровню образования ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»за 2014 – 2016 гг.
Образование | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | Отклонение (+,-) 2016 г. | ||||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел., к 2014 г | %, к 2014 г | |
Высшее | 18,2 | 30,8 | 22,2 | -2 | 66,7 | |||
Среднее специальное | 24,2 | 15,4 | 16,7 | -5 | 37,5 | |||
Среднее профессиональное и общеобразовательное | 57,6 | 53,8 | 61,1 | -8 | 57,9 | |||
Итого: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | -15 | х |
Методика анализа движения численности персонала представлена в таблице 2.4.
Данные таблицы позволяют сделать вывод о движении персонала в разрезе отдельно взятых лет. Как уже отмечалось выше, за исследуемый период численность изменилась значительно, но при этом происходили определенные изменения, как по приему, так и по увольнению кадров. Следует отметить, что
Таблица 2.4 - Анализ движения персонала ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»за 2014 – 2016 гг.
Категория персонала | Среднеспи- сочная численность, чел. | При-нято с начала года, чел. | Уволено, чел. | Коэффициент увольнения | Коэффициент приема | Коэффициент текучести | ||||||||||
Всего | в т.ч. по собствен- ному желанию | в связи с несоответ-ствием долж-ности | за нарушение трудовой дисципл. | |||||||||||||
2014 г. | ||||||||||||||||
Зав. магазином | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||
Ст. продавец | - | - | 1,0 | 0,5 | 1,0 | |||||||||||
Операторы | - | - | 0,5 | 2,5 | 0,5 | |||||||||||
Грузчики | - | - | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |||||||||||
Уборщицы | - | 0,3 | 0,3 | 0,3 | ||||||||||||
Кассиры | - | - | 0,67 | 0,5 | 0,67 | |||||||||||
Продавцы – консультанты | - | - | 0,35 | 0,12 | 0,35 | |||||||||||
Всего | - | 0,5 | 0,3 | 0,50 | ||||||||||||
2015г. | ||||||||||||||||
Зав. магазином | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||
Ст. продавец | - | - | 0,2 | 0,2 | 0,2 | |||||||||||
Операторы | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||
Грузчики | - | 2,0 | 2,0 | 1,0 | ||||||||||||
Уборщицы | - | - | 0,3 | 0,5 | 0,3 | |||||||||||
Кассиры | - | 0,7 | 0,7 | 1,0 | ||||||||||||
Продавцы – консультанты | - | - | - | 0,6 | - | 0,6 | ||||||||||
Всего | - | 0,6 | 0,3 | 0,5 | ||||||||||||
2016 г. | ||||||||||||||||
Зав. магазином | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||
Ст. продавец | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||
Операторы | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||
Грузчики | - | - | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||||||||||
Уборщицы | - | 0,3 | 0,3 | 0,3 | ||||||||||||
Кассиры | - | 0,7 | 0,7 | 1,3 | ||||||||||||
Продавцы – консультанты | - | - | 0,3 | - | 0,8 | |||||||||||
Всего | - | 0,2 | 0,5 | 0,3 | ||||||||||||
наибольшей ротации подверглась численность продавцов-консультантов. На протяжении всех трех лет коэффициент текучести кадров для этой категории работников оставался на высоком уровне. Данные таблицы свидетельствуют о снижении показателей движения аппарата управления за исследуемый период. Однако следует заметить, что коэффициент интенсивной текучести кадров возрастает.
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда.
Оплата труда работников производится согласно трудового договора. При оплате труда применяется повременная, повременно-премиальная система оплаты труда.
Оплата труда в выходные и праздничные дни производится в двойном размере. Доплата за работу в ночное время установлена в размере 40% от тарифного оклада данного работника. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, за последующие часы в двойном размере. Рассмотрим динамику численности работников, производительности труда и фонда оплаты труда в таблице 2.5.
Таблица 2.5 -Динамика численности работников, производительности труда и фонда оплаты труда ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»за 2014 – 2016 гг.
Показатели | Единица измерения | Годы | ||
Среднесписочная численность работников | чел. | |||
Фонд оплаты труда | тыс. руб. | |||
Среднегодовая заработная плата 1 работника | тыс.руб. | 156,0 | 180,0 | 168,0 |
Из данных таблицы видно, что в отчетном году заработная плата в 2016 году по сравнению с 2014 годом выросла на 7,7 %, а по сравнению с 2015 г – сократилась на 6,8 %, что свидетельствует о положительной тенденции на предприятии.
Анализ управления основными и оборотными средствами на предприятии.
Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства на предприятии является обеспеченность его основными фондами в необходимом количестве и ассортименте, более полное их использование.
Важное значение имеет анализ изучения движения и технического состояния основных производственных фондов. Для этого рассчитывают следующие показатели: коэффициент поступления, коэффициент выбытия, коэффициент прироста, коэффициент износа.
Таблица 2.6 - Анализ движения и технического состояния основных средств ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»за 2014 – 2016 гг.
Показатель | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | Отклонение (+, -) | |
2016 к 2014 г. | 2015 к 2015 г. | ||||
Коэффициент поступления | 0,11 | 0,32 | 0,09 | -0,03 | -0,23 |
Коэффициент выбытия | 0,07 | 0,06 | 0,17 | +0,11 | +0,1 |
Коэффициент прироста | 0,05 | 0,31 | 0,03 | -0,28 | -0,02 |
Коэффициент износа | 0,52 | 0,49 | 0,51 | +0,02 | -0,01 |
Расчеты показывают, что техническое состояние основных фондов ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»за 2014 – 2016 гг. является не достаточно благоприятным для обеспечения основной деятельности. Снижение показателей поступления и прироста основных средств в период с 2014 по 2016 гг. говорит о том, что предприятие уменьшило количество основных средств.
В течение 2016 года на предприятии было продано основных средств на сумму 127 тыс. руб., в основном это торгово-техническое и холодильное оборудование.
Для оценки эффективности использования ресурсов предприятия применяются различные показатели, характеризующие интенсивность использования всех средств.
Эффективность использования основных фондов измеряется показателями фондоотдачи, фондоемкости и фондовооруженности.
Таблица 2.7 - Анализ эффективности использования основных фондов ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»за 2014 – 2016 гг.
Показатели | 2014 г. | 2015г. | 2016 г. | Отклонение (+, -) | |
2016 к 2014 гг | 2016г к 2015 гг | ||||
Выручка, тыс. руб. | -1958 | -2216 | |||
Среднесписочная численность работников, чел. | -15 | -8 | |||
Среднегодовая стоимость ОФ, тыс. руб. | -338 | -137 | |||
Фондовооруженность тыс. руб./ чел | 14,33 | 10,46 | 7,50 | -6,83 | -2,96 |
Фондоотдача, руб. | 60,2 | 105,6 | 196,4 | 136,2 | 90,8 |
Фондоемкость, руб. | 0,02 | 0,01 | 0,01 | -0,01 | - |
Данные таблицы 2.7 показывают, что произошло увеличение фондоотдачи в 2016 г. в сравнении с 2014 годом 136,2 руб. Фондоемкость за 2016 год изменилась по сравнению с 2014 годом на 0,01 руб, а фондовооруженность уменьшилась на 6,83 тыс. руб.
Анализ оборотных активов является одним из важнейших разделов анализа бухгалтерской отчетности, определяющих представление информации об имущественном и финансовом положении организации. При проведении такого анализа возникают определенные проблемы, нерешенность которых в значительной степени снижает достоверность его результатов.
Особенно тщательно необходимо проанализировать изменения состава и динамики оборотных активов как наиболее мобильной части капитала, от состояний которых в значительной степени зависит финансовое состояние предприятия, при этом следует иметь в виду, что стабильность структуры оборотного капитала свидетельствует об устойчивом, хорошо отлаженном процессе производства и сбыта продукции и, наоборот, существенные структурные изменения – признак нестабильной работы предприятия.
Оборотные средства – это объекты, использование которых осуществляется фирмой либо в рамках одного воспроизводственного цикла, либо в рамках относительно короткого календарного периода времени (как правило, не более одного года) [ 17, с. 155].
Анализ эффективности использования оборотных средств в ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»за 2014 – 2016 гг. приведен в таблице 2.8.
Таблица 2.8 – Анализ эффективности использования оборотных средств в ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»за 2014 – 2016 гг.
Показатели | 2014год | 2015 год | 2016 год | отклонения 2016 к 2014 гг |
Выручка, тыс.руб. | -1958 | |||
Количество дней анализируемого периода | - | |||
Среднегодовой остаток оборотных средств, тыс. руб. | -1874 | |||
Продолжительность 1 оборота, дней | -23 | |||
Коэффициент оборачиваемости, оборот | 9,59 | 16,71 | 24,2 | 14,61 |
Коэффициент загрузки | 0,10 | 0,06 | 0,04 | -0,06 |
По данным таблицы 2.8 видно, что за период с 2014 по 2016 годы продолжительность 1 оборота оборотных средств уменьшилась на 23 дня — с 38 до 15 дней. Это привело к увеличению коэффициента оборачиваемости на 14,61 - с 9,59 до 24,2 и к снижению коэффициента загрузки на 0,06 — с 0,10 до 0,06.
Следует отметить, что оборачиваемость оборотных средств увеличивается, в основном, за счет уменьешения среднегодовой суммы оборотных средств и объема производства и реализации продукции предприятия.
Анализ прибыли, затрат и рентабельности предприятия можно представить в виде таблицы 2.9.
Таблица 2.9 – Анализ финансовых результатов ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»за 2014 – 2016 гг
№ | Показатели | 2014 год | 2015 год | 2016 год | Отклонения (+,-) 2016 г. от 2014 г. | |
Абсолют., тыс. руб. | Относитель-ные, % | |||||
1. | Выручка от реализации товаров | -1958 | 92,9 | |||
2. | Расходы по обычной деятельности | 101,2 | ||||
3. | Валовая прибыль | -2306 | 26,2 | |||
4. | Коммерческие и управленческие расходы | |||||
5. | Прибыль (убыток) от продаж | -2306 | 26,2 | |||
6. | Прочие доходы | |||||
7. | Прочие расходы | -81 | 64,0 | |||
8. | Балансовая прибыль | -16 | 94,3 | |||
9. | Налог на прибыль | 168,7 | ||||
10. | Чистая прибыль | -2655 | 12,5 | |||
11. | Рентабельность реализованной продукции, % | 12,9 | 9,3 | 11,8 | -1,1 | 91,7 |
12. | Рентабельность продаж по чистой прибыли, % | 8,7 | 8,1 | 11,1 | 2,4 | 137,5 |
По результатам данного анализа, показатели рентабельности находятся на низком уровне, что говорит о том, что ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»за 2014 - 2016 гг. работал не достаточно эффективно в связи с тем, что доходы сократились на 7,1% и расходы предприятия увеличились на 1,2%. Приемлемым уровнем рентабельности является уровень 10-15%, что и наблюдается в 2014 году.
Таким образом, анализ финансово-хозяйственной деятельности показал, что организация находится в состоянии стабильного развития.
Анализ ликвидности баланса.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.
Группа А1 включает в себя абсолютно ликвидные активы, к группе активов А2 относятся быстро реализуемые активы, активы группы А3 – медленно реализуемые активы, группа А4 – это трудно реализуемые активы.
Соответственно на четыре группы делятся обязательства предприятия.
П1 – наиболее срочные обязательства, П2 – среднесрочные обязательства со сроком погашения до года, П3 – долгосрочные кредиты банка и займы, П4 – собственный (акционерный) капитал, находящийся непосредственно в распоряжении предприятия.
Баланс считается абсолютно ликвидным если А1 ≥ П1, А2 ≥ П2, А3 ≥ П3, А4 ≤ П4.
Анализ ликвидности можно представить в виде следующих таблиц 2.9 и 2.10.
Из таблицы 2.10 мы видим, что группы активов А2 ,А3 и А4 сокращаются на протяжении всех лет взятых для анализа.
Сравнивая попарно группы активов с группами пассивов, мы приходим к выводу, что баланс является неликвидным.
Таблица 2.10- Структура активов баланса ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»на 2014-2016 гг.,т.руб.
№ | Вид актива | 2014г | 2015г | 2016г |
Группа активов А1 | ||||
Группа активов А2 | ||||
Группа активов А3 | ||||
Группа активов А4 | ||||
БАЛАНС |
Таблица 2.11- Структура пассивов баланса ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»на 2014-2016 гг.,т.руб.
№ | Вид актива | 2014г | 2015 г | 2016 г |
Группа пассивов П1 | ||||
Группа пассивов П2 | - | - | - | |
Группа пассивов П3 | - | - | - | |
Группа пассивов П4 | ||||
БАЛАНС |
Наряду с абсолютными показателями ликвидности и платежеспособности предприятия рассчитывают относительные показатели: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности и коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия).Результаты вычислений представлены в виде таблицы 2.12.
Из таблицы 2.12 видно, что в целом показатели ликвидности очень низкие, то есть не соответствуют установленным нормам. В период с 2014 по 2015 гг. они имеют тенденцию к повышению, а с 2015 по 2016 гг. они незначительно повышаются.
Коэффициент абсолютной ликвидности составил в 2014 г. 0,002, в 2015 г. – 0,003, в 2016 г. – 0,013. Это ниже установленной нормы в 0,5.
Коэффициент быстрой ликвидности составил в 2014-2016 гг.: 0,76; 0,6 и 1,015 соответственно. Он соответствует установленному соотношению в 0,7, кроме 2015 года.
Таблица 2.13- Динамика относительных показателей ликвидности баланса ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»на 2014-2016 гг.
Показатели | 2014г | 2015г | 2016 г | Изменение | ||
2016 с 2014гг | 2016 с 2015гг | 2015 с 2014гг | ||||
Коэффициент покрытия | 0,77 | 0,61 | 1,06 | 0,29 | 0,45 | -0,16 |
Коэффициент быстрой ликвидности | 0,76 | 0,60 | 1,05 | 0,29 | 0,45 | -0,16 |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,002 | 0,003 | 0,01 | 0,008 | 0,007 | 0,001 |
Коэффициент покрытия (текущей ликвидности) составил в 2014 г. - 0,77, в 2015г – 0,61, в 2016г –1,06. Он также не соответствует установленной норме.
По сделанному анализу можно сделать вывод, что баланс ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» является неликвидным, т.е. предприятие не способно своевременно отвечать по своим долгам.
Анализ финансовой устойчивости.
Для данного анализа рассчитывают следующие показатели: коэффициент финансовой автономии (независимости), коэффициент финансовой зависимости, коэффициент текущей задолженности, коэффициент долгосрочной финансовой независимости (коэффициент финансовой устойчивости), коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (коэффициент платежеспособности), коэффициент финансового левериджа.
Оценку финансовой устойчивости на основе соотношения собственного и заемного капитала можно представить в виде следующей таблицы, из которой видно, что коэффициент финансовой автономии, коэффициент долгосрочной финансовой независимости и коэффициент покрытия долгов собственным капиталом в период с 2014 по 2016 гг. имеют тенденцию к снижению, в 2015 г. они немного повышаются. Коэффициент финансовой зависимости, коэффициент текущей задолженности и коэффициент финансового левериджа с 2014 по 2016 гг. увеличиваются, а в 2015 г. – снижаются.
Таблица 2.14- Анализ финансовой устойчивости ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» на 2014-2016 гг.
Наименование показателя | 2014 г | 2015 г | 2016 г | Изменение | ||||
2016 с 2014 гг | 2016 с 2015 гг | 2015 с 2014 гг | ||||||
Коэффициент финансовой автономии | 0,31 | 0,29 | 0,3 | -0,02 | 0,01 | -0,01 | ||
Коэффициент финансовой зависимости | 0,69 | 0,71 | 0,7 | 0,02 | -0,01 | 0,01 | ||
Коэффициент текущей задолженности | 0,65 | 0,68 | 0,68 | 0,03 | - | 0,03 | ||
Коэффициент платежеспособности | 0,45 | 0,4 | 0,43 | -0,05 | 0,03 | -0,02 | ||
Коэффициент финансового левериджа | 2,2 | 2,5 | 2,4 | 0,3 | -0,1 | 0,2 | ||
Данный вид анализа показывает, что в период с 2014 по 2016 гг. финансовое состояние предприятия ухудшилось, а в 2015 г. по сравнении с 2014 г. незначительно, но улучшилось, то есть снизилась зависимость от внешних инвесторов.
Анализ показателей деловой активности.
Анализ показателей деловой активности можно представить в виде следующей таблицы 2.15, отражающей деловую активность.
Таблица 2.15- Динамика показателей деловой активности ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» на 2014-2016 гг.
Наименование показателя | Годы | Изменение | ||||
2016 с 2014гг | 2016 с 2015гг | 2015с 2014гг | ||||
Коэффициент оборачиваемости активов | 1,65 | 1,67 | 1,47 | -0,18 | -0,2 | 0,2 |
Коэффициент оборачиваемости запасов | 9,59 | 16,71 | 24,2 | 14,61 | 7,49 | 7,12 |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности | 8,6 | 13,8 | 8,9 | 0,3 | -4,9 | 5,2 |
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала | 1,9 | 2,0 | 1,8 | -0,1 | -0,2 | 0,1 |
Из таблицы 2.15 видно, что коэффициент оборачиваемости активов также в период с 2014 по 2016 гг. снизился. В 2014 г. он составил 1,65, в 2016 г. 1,47, произошло снижение по сравнению на 0,18, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. снижение произошло на 0,2. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности в 2014 г. составил 8,6, в 2016 г. - 8,9 данный показатель увеличился на 0,3, в 2014 г. по сравнению с 2015 г. также произошло увеличение на 5,2. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала в период с 2014 по 2016 гг. снизился на 0,1 и составил 1,9 и 1,8 соответственно. В 2015 г. произошло увеличение на 0,1, тогда коэффициент оборачиваемости собственного капитала составил 2,0.
Изучая внутреннюю среду необходимо уделить особое внимание организационной культуре организации, то есть наличию таких норм и правил, как, например, материальное вознаграждение, социальные гарантии.
3 Использование современных методов стратегического анализа в планировании деятельности ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»
3.1 Стратегический анализ в планировании деятельности ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»
Анализ прибыли и рентабельности.
Анализ товарооборота является наиболее важным. Анализ можно представить в виде таблицы 3.1.
Таблица 3.1 - Динамика товарооборота ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»за 2014 – 2016 гг.,тыс. руб.
Показатели | 2014 год | 2015 год | 2016 год | Отклонения 2016г к 2014 году | |
Абс., тыс. руб. | Относи- тельные, % | ||||
Выручка в том числе: | -1958 | 93,3 | |||
Хлеб, хлебобулочные изделия | -155 | 98,9 | |||
Бакалейные товары | -727 | 75,1 | |||
Кондитерские изделия | -961 | 85,5 | |||
Консервы | -540 | 87,2 | |||
Водка, ликеро-водочные изделия, безалкогольные напитки | 107,4 |
Из таблицы 3.1 видно, что объем реализованной продукции за анализируемый период уменьшился на 1958 тысячи рублей (-6,7%) и составил в 2016 году 26517 тысячи рублей. В основном это уменьшение произошло за счет сокращения выручки от реализации всей продукции, кроме алкогольной. В свою очередь наблюдается увеличение на 425 т.рублей (+7,4%).
Анализ структуры товарооборота можно представить в виде таблицы 3.2.
Из таблицы 3.2 видно, что наибольший удельный вес в объеме реализованной продукции за анализируемый период занимают хлеб, хлебобулочные изделия в 2016 году (37,7%) и наименьший удельный вес занимают бакалейные товары составил в 2016 году 7,5%. В основном за анализируемый период структура не изменилась.
Таблица 3.2 - Структура товарооборота ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»за 2014 – 2016 гг.,%.
Показатели | 2014 год | 2015 год | 2016 год | Отклонения 2016г к 2014 году | |
Абс., тыс. руб. | Относи- тельные, % | ||||
Выручка в том числе: | - | - | |||
Хлеб, хлебобулочные изделия | 34,7 | 34,8 | 37,7 | 3,0 | 108,8 |
Бакалейные товары | 9,8 | 11,1 | 7,5 | -2,3 | 77,9 |
Кондитерские изделия | 22,2 | 21,4 | 19,6 | -2,6 | 86,4 |
Консервы | 17,4 | 14,3 | 13,1 | -4,3 | 76,5 |
Водка, ликеро-водочные изделия, безалкогольные напитки | 15,9 | 18,40 | 22,1 | 6,2 | 146,7 |
Динамика темпов роста выручки представлена в виде таблицы 3.3.
Таблица 3.3- Динамика темпов роста выручки ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»за 2014 – 2016 гг.,тыс. руб.
Год | Выручка (тыс. руб.) | Темпы роста, % | |
Базовые | цепные | ||
100,0 | - | ||
100,9 | 100,9 | ||
93,1 | 92,3 |
Проанализировав таблицу 3.3 можно отметить, что объем товарной продукции на предприятии, за анализируемый период уменьшился на 1958 тысячи рублей (-6,9%) и составил в 2016 году 26517 тысячи рублей. Цепные индексы темпов роста свидетельствуют о том, что темпы роста объемов выручки уменьшаются, а это значит, что предприятие испытывает трудности в развитии.
Графически динамику общего товарооборота можно представить в виде рисунка 3.4.
Рисунок 3.4 - Динамика товарооборота ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»за 2014 – 2016 гг.,тыс. руб.
Определим влияние факторов на сумму прибыли ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» следующим образом:
-для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.
Выручка от реализации товаров предприятия в отчетном периоде составила 26517 тыс. рублей, для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (26517/1,15), который составил 23058 тыс. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 86,8% (23058/26517*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 13,2%. За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась: 380 * (-0,132) = -50,16 тыс. рублей.
Необходимо отметить что, основная методическая сложность определения влияния объема продаж на прибыль предприятия связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).
Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: (45225*0,815) - 25698= 11160 тыс. рублей. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.
Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 26517 - 23058 =3459 тыс. рублей.
Подводя итог, посчитаем общее влияние всех перечисленных факторов:
-влияние объема продаж -50,16 тыс. рублей;
-влияние себестоимости +11160 тыс. рублей;
-влияние цен реализации +3459 тыс. рублей;
-общее влияние факторов +14569 тыс. рублей.
Значительный рост себестоимости продукции произошел в основном за счет повышения цен на сырье и продукцию. Кроме этого, на сумму прибыли оказало отрицательное влияние уменьшение объема продаж и негативные сдвиги в ассортименте продукции. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением реализационных цен. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости товаров, работ и услуг.
Однако потребности как внутреннего российского, так и внешнего международного рынка постоянно растут, а это требует интенсифицировать дальнейшее развитие ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1».
С целью обеспечения конкурентоспособности и прибыльности в современных условиях необходимо искать новые пути развития.
3.2 Предложения по внедрению методов стратегического анализа в планировании деятельности ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»
STEP-анализ организации.
Анализ конкурентоспособности предприятия представляет собой сложную задачу, решение которой возможно на основе системного рассмотрения стратегического конкурентного потенциала и влияния на него факторов внешней среды.
Для ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» необходимо изучить работу фирм-конкурентов. Рассмотрим основные преимущества и недостатки конкурентов, которые представлены в таблице 3.4.
Таким образом, можно сделать вывод, что конкуренты ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» практически не превосходят его по торговой площади и периоду времени нахождения на рынке. Однако, следует учесть, что на рынке работает серьезный конкурент магазин «Дионис», который работает долгий период времени на рынке и цены не высокие.
Таблица 3.4-Преимущества и недостатки основных конкурентов
Конкуренты | Преимущества | Недостатки |
Магазин «Гермес» | Большая площадь магазина. Долгий период работы на рынке. | Высокие цены |
Магазин «Дионис» | Долгий период работы на рынке. Зарекомендовали себя как надежные контрагенты. Низкие цены. | Малая площадь магазина, далеко от центра города |
Магазин «Росинка» | Огромные площади магазина. Большое количество покупателей, низкие цены. | Магазин находится не в центре города. |
Магазин «Одиссей» | Огромная площадь магазина | Работают на рынке небольшой период времени. |
На основании данной информации проведен оценку конкурентоспособности предприятия. Данная оценка представлена в таблице 3.5.
Таблица 3.5-Оценка конкурентоспособности ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»
Показатель | Ранг коэффициент а | Магазин «Гермес» | Магазин «Дионис» | магазин «Росинка» | Магазин «Одиссей» | ИП Петрова И.А. |