Методы стратегического анализа

Введение

Важной проблемой для любой организации, действующей в условиях рынка, является проблема выживаемости и обеспечения непрерывности развития. Нарастание «постиндустриальной» нестабильности, отражением которой являются изменение потребительского спроса, глобализация бизнеса, усложнение конкурентной борьбы, сокращение жизненных циклов товара, растущие требования к качеству жизни, носит объективный и всеобщий характер.

Стратегическое планирование деятельности является очень актуальным для российских предприятий. Отход от централизованного планирования, прошедшая приватизация и весь ход экономических преобразований в России заставляют предприятие заглянуть в будущее, формулировать свою стратегию, определять свои главные достоинства и конкурентные преимущества, ликвидировать стратегические угрозы и опасности.

Если в прошлом многие предприятия могли весьма успешно функционировать, обращая внимание в основном на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности, то сегодняшнее развитие рыночных отношений делает необходимым изменение сложившихся стереотипов хозяйствования, характера управления. В первую очередь это относится к деятельности, определяющей перспективы развития предприятий.

Предприятия, управление которыми ориентировано на решение краткосрочных проблем, не обладающие необходимым запасом организационной, экономической и производственной «прочности», позволяющей провести в случае необходимости эффективное обновление, не могут устоять в нынешних быстро меняющихся рыночных условиях.

Ужесточение конкурентной борьбы, ускорение изменений в окружающей среде, динамизм изменений запросов потребителей, неожиданное появление новых возможностей для бизнеса, непредсказуемость некоторых факторов внешней среды - вот далеко не полный перечень причин, приведших к резкому возрастанию значения стратегического планирования.

Степень разработанности проблемы.В квалификационной выпускной работе использовалась литература отечественных авторов Балабанова И.Т., Горфинкеля В.Я., Лапуста М.Г., нормативные и законодательные документы, которые разрешают многие проблемы в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Целью выпускной квалификационной работы является внедрение в планирование деятельности ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» современных методов стратегического анализа.

Исходя из цели в работе решаются следующие задачи:

-дать организационно-экономическую характеристику ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»;

-провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

-дать оценку планирования на предприятии;

-разработать предложения по внедрению современных методов стратегического анализа ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1».

Объектом исследования в работе является экономика ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1».

Предмет исследования – использование современных методов стратегического анализа в планировании деятельности ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» .

Информационная база исследования. При выполнении настоящей работы использованы федеральные законодательные и другие нормативные акты РФ, а также документы государственной статистической отчетности.

Методы исследования. В ходе написания данной работы были использованы различные методы исследования: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, финансовые коэффициенты, сравнительный анализ.

Информационная база исследования. При выполнении настоящей работы использованы федеральные законодательные и другие нормативные акты РФ, а также документы государственной статистической отчетности.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы в современных условиях объясняется тем, что стратегический анализ является эффективным средством реагирования на непрерывные изменения в рыночных условиях.

Структура выпускной квалификационной работы. В первом разделе рассматриваются теоретические и методологические аспекты стратегического планирования на предприятии. Во втором разделе дается общеэкономическая характеристика современного состояния и проводится оценка деятельности предприятия. В третьей главе рассмотрено внедрение в планирование деятельности ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» современных методов стратегического анализа.

1 Теоретические аспекты стратегического планирования деятельности предприятия

1.1 Сущность, принципы и способы планирования

Каждая организация, начиная свою деятельность, обязана четко представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования средств фирмы в процессе ее функционирования и развития[15,с.155].

В рыночной экономике собственники и менеджеры не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию о состоянии целевых рынках, конкурентах, собственных перспективах и возможностях, оценивать риск в достижении поставленных целей.

Планирование - это процесс предвидения и выработки менеджерами рациональных решений, для осуществления действий, направленных на достижение целей, обеспечивающих эффективное функционирование организации, ее развитие конкурентные преимущества в будущем.

В узком смысле планирование - это составление специальных документов - планов. Планом называется официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития организации в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегий на случай чрезвычайных обстоятельств.

По срокам планы принято делить на:

-долгосрочные - свыше пяти лет, ориентированные на планы целей. Они представляют собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем. В рамках планов эти цели согласовываются и определенным образом ранжируются по тому или иному принципу, однако никогда не связываются ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами. Планы-цели используются там, где очень велика неопределенность будущего;

-среднесрочные - от года до пяти лет, ориентированные на разработку программ;

-краткосрочные - до года, ориентированные на разработку бюджетов (сетевых графиков и т.д.). Разновидностью краткосрочных планов являются также оперативные планы, составляемые на срок от одной смены до одного месяца[18, с.88].

Планирование базируется на ряде принципов или правил, которые необходимо учитывать в процессе его существования.

Основным из них является привлечение максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. Этот психологический принцип обусловлен тем, что люди лучше и охотнее работают в русле тех задач, в разработке которых они принимали участие, чем тех задач и планов, которые «спущены сверху».

Другим принципом планирования считается его непрерывность, обусловленная тем, что планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс. Поэтому все планы должны разрабатываться с учетом того, что каждый последующий базируется на предыдущем.

Непрерывность планирования не может быть реализована без использования такого принципа, как гибкость. Для обеспечения гибкости в планы закладываются так называемые «подушки», обеспечивающие свободу (до определенных пределов) маневра.

Единство отдельных частей организации требует при ее структурных преобразованиях отражения в планах вопросов координации (по горизонтали) и интеграции (по вертикали).

Основная задача планирования состоит в том, насколько это возможно, найти при данных условиях и ресурсах рациональное решение задач, стоящих перед организацией.

При разработке планов могут быть использованы различные способы: балансовые, нормативные, оптимизационные.

Балансовые способы основываются на взаимной увязке ресурсов организации. Они реализуются через составление системы балансов - материально-вещественных, стоимостных и трудовых.

Нормативные способы в основу плановых заданий за определенный период закладывают нормы затрат различных ресурсов на единицу продукции. Эти способы используют как самостоятельно, так и в качестве вспомогательных к балансовым [12, с.55].

Оптимизационные способы используются при разработке планов исходя из целей, а не ресурсов т строятся на основе различного рода моделей. К простейшим моделям относятся статистические. С их помощью можно, определенной степенью вероятности, прогнозировать будущие доходы, осуществлять другие финансовые расчеты. Именно в области финансового планирования статистические модели находят наиболее широкое применение. Модели, основанные на использовании метода линейного программирования, помогают по заданному критерию выбрать наиболее оптимальный вариант. Поиск оптимального решения задач осуществляется также путем итераций, т.е. последовательного перехода от одного решения к другому, улучшающему предыдущее.

Планирование и составление планов строятся на определенной стратегии, вырабатываемой организацией, составляющей основу стратегического планирования.

Планирование- это вид управленческой деятельности, связанный с составлением плана организации в целом, её подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников.

Внутрифирменное планирование имеет своей целью:

-определение основных направлений и пропорций развития производства с учётом материальных источников его реализации и спроса рынка;

-повышение эффективности хозяйственной деятельности путём обеспечения оптимального использования возможностей и всех видов ресурсов предприятия (корпорации).

Планирование включает:

-определение конечных и промежуточных целей предприятия;

-определение задач, решение которых необходимо для достижения целей;

-определение средств и способов решения этих задач, требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

Задачи планирования формулируются следующим образом:

-конкретизация целей развития предприятия и каждого его подразделения в отдельности на планируемый период;

-определение, детализация и координация хозяйственных задач всех подразделений, обеспечивающих достижение целей предприятия;

-определение сроков и последовательности реализации задач подразделений для достижения целей предприятия в целом и отдельных его подразделений (производственных отделений, дочерних компаний и других структурных образований);

-определение и выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач и достижения целей предприятия;

-обеспечение скоординированности научных исследований, разработки, производства и сбыта продукции;

-интеграция и согласование процесса планирования с маркетинговой деятельностью предприятия и другими функциями управления (организация, контроль, мотивация) в целях повышения обоснованности принимаемых решений, постоянной корректировки и адаптации показателей производства и сбыта к условиям рынка (в том числе обеспечение оперативного учета конкретного спроса и требований на определенную продукцию);

-разработка комплекса мероприятий по достижению конкретных целей и задач предприятия, его производственных отделений и дочерних компаний с учетом возможностей и наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов [10, с.150].

Цикл планирования предпринимательской и иной (некоммерческой) деятельности предприятия в целом состоит из шести взаимосвязанных элементов:

-миссия или предназначение предприятия служит обоснованием его создания и существования. Миссия определяется до начала хозяйственной деятельности и изменяется в редких случаях, когда предприятие принимает решение о полной переориентации своей деятельности;

-принципы, которыми руководствуются в работе все сотрудники, определяют культуру предприятия (корпорации). Принципы редко корректируются;

-провозглашенные перспективные цели и задачи определяют долгосрочные направления деятельности предприятия, рассчитанные на 10-15 лет;

-планируемые параметры эффективности выражают количественные результаты (стратегические цели), которые предприятие планирует достигнуть в установленный плановый период в рамках долгосрочных направлений деятельности;

-стратегии определяют способы достижения заданных параметров эффективности деятельности (целей) предприятия;

-тактика является средством, обеспечивающим реализацию намеченной стратегии. Под тактикой понимают конкретные краткосрочные цели и задачи, выполнение которых рассчитано на 1-3 года [3, с.87].

Формы и виды планов промышленного предприятия

Классификация всей совокупности планов организации производится по двум главным критериям:

-по длительности планового периода;

-по уровням организационного планирования, учитывающим структуру организации.

В соответствии с первым критерием планы подразделяются на три группы:

- стратегические, подчинённые разработке курса развития организации на длительный период времени;

-тактические, содержащие планы действий и методы реализации стратегии организации на среднесрочный период времени;

-оперативные, связанные с повседневным выполнением задач и оптимизацией использования привлекаемых организацией ресурсов [18, с.89].

По второму критерию планы составляются для:

-организации в целом;

-её бизнес-единиц (самостоятельных производственных подразделений);

-функциональных подсистем.

Стратегические планы составляются на двух уровнях - для организации в целом и её бизнес-единиц. Менеджеры структурных подразделений и функциональных подсистем несут ответственность за тактическое планирование. Оперативные планы составляют все функциональные системы организации.

Таким образом, в этой работе задействованы руководители и менеджеры всех уровней и звеньев организации - от высшего до низового , и это должно обеспечивать конкретизацию стратегических и тактических заданий , а также доведение их до исполнителей, получающие чёткие ответы на вопросы о том, что, где, как, когда и сколько нужно производить продукции, кто будет выполнять работу и какие ресурсы потребуются.

STEP-анализ организации.

Анализ конкурентоспособности предприятия представляет собой сложную задачу, решение которой возможно на основе системного рассмотрения стратегического конкурентного потенциала и влияния на него факторов внешней среды.

Для ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» необходимо изучить работу фирм-конкурентов. Рассмотрим основные преимущества и недостатки конкурентов, которые представлены в таблице 3.4.

Таким образом, можно сделать вывод, что конкуренты ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» практически не превосходят его по торговой площади и периоду времени нахождения на рынке. Однако, следует учесть, что на рынке работает серьезный конкурент магазин «Дионис», который работает долгий период времени на рынке и цены не высокие.

Таблица 3.4-Преимущества и недостатки основных конкурентов

Конкуренты Преимущества Недостатки
Магазин «Гермес» Большая площадь магазина. Долгий период работы на рынке. Высокие цены
Магазин «Дионис» Долгий период работы на рынке. Зарекомендовали себя как надежные контрагенты. Низкие цены. Малая площадь магазина, далеко от центра города
Магазин «Росинка» Огромные площади магазина. Большое количество покупателей, низкие цены.   Магазин находится не в центре города.
Магазин «Одиссей» Огромная площадь магазина Работают на рынке небольшой период времени.

На основании данной информации проведен оценку конкурентоспособности предприятия. Данная оценка представлена в таблице 3.5.

Таблица 3.5-Оценка конкурентоспособности ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»

Показатель Ранг коэффициент а Магазин «Гермес» Магазин «Дионис» магазин «Росинка» Магазин «Одиссей» ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»
Имидж предприятия
Размер предприятия
Качество продукции слуг
Рыночная доля
Маркетинговая поддержка
Эффективность менеджмента
Интегральный показатель конкурентоспособ ности х

На основании данных таблицы можно сделать вывод, что ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» достаточно конкурентоспособен на рынке, однако существуют области, где предприятие уступает конкурентам, а также области, где возможна утеря лидирующих позиций. В данной ситуации необходимо выявления слабых сторон предприятия и проведение мероприятий по повышению конкурентоспособности на рынке.

Следовательно, основная стратегия маркетинга – борьба за потребителя.

Маркетинговые исследования конкуренции и конкурентов — важная составляющая комплексного исследования рынка, на котором действует предприятие. Точное знание сильных и слабых сторон конкурента дает возможность лучше обосновать стратегические направления развития своей фирмы и укрепить ее позиции на рынке [25, с. 17].

Таблица 3.6- Роль ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» на рынке и изменение конкурентной позиции участников рынка

Магазины Существующая роль на рынке (конкурентная позиция) Динамика конкурентной позиции
ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» Сильная позиция Ухудшение конкурентной позиции
Магазин «Дионис» Лидер Быстрое улучшение конкурентной позиции
Магазин «Одиссей» Слабая позиция Быстрое ухудшение конкурентной позиции
Магазин «Гермес» Аутсайдер Улучшение конкурентной позиции

Анализ таблицы 3.6 показывает, что все магазины являются виолентами, придерживаются стратегии дифференциации продукции. Процесс конкуренции осуществляется через корпоративные стратегии и стратегии бизнес-уровня.

Таблица 3.7- Стратегии бизнес-уровня

Маагзины Стратегия конкуренции бизнес-уровня
ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» Улучшение рыночной позиции
Магазин «Дионис» Расширение рынка
Магазин «Одиссей» Удержание рыночных позиций
Магазин «Гермес» Улучшение рыночной позиции

Исходя из положения, что конкуренция – это система бизнес - процессов, то конкурентоспособность предприятия определяется совокупностью свойств и особенностей реализации его бизнес-процессов, анализ внутренней среды предполагает разработку, расчет и экономическую интерпретацию системы показателей, характеризующих основные и вспомогательные бизнес-процессы предприятия, а также процесс управления.

В основе успеха предприятия лежат конкурентные преимущества высшего порядка. Ключевым фактором успеха на любом рынке, является установление долгосрочных отношений с важнейшими клиентами. Для установления подобных отношений необходимо сформировать у клиента высокий уровень лояльности.

Репутация и качество являются ключевыми характеристиками успеха и важнейшими конкурентными преимуществами высшего порядка.

Стратегические цели ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» - производство и продажа продукции, которые соответствуют запросам потребителей.

Оперативные цели: поддержание качества продукции и приобретение новых потребителей, реализация продукции за территорией г.Кудымкара.

Исходя из миссии, руководство предприятия ставит перед собой стратегические цели на 2017 - 2020 гг. по следующим направлениям:

- создание и выпуск продукции, соответствующих нуждам потребителей, с индивидуальными характеристиками, обеспечивающими конкурентоспособность продукции предприятия на рынках сбыта не только г.Кудымкара, но и за его пределами;

- совершенствование систем снабжения, обеспечивающих партнерские отношения с поставщиками и гарантированные поставки продукции с минимальными издержками;

- совершенствование системы оплаты труда, обеспечивающей эффективную мотивацию работы персонала, обучение и подготовку кадров;

- получение прибыли, необходимой и достаточной для развития предприятия, повышение доходов государства и работников предприятия.

Стратегия ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» — предложение наиболее оптимальных решений поставленных задач, в четком соответствии с требованиями покупателей, не только за счет повышения эффективности уже существующих видов деятельности, но и путем развития новых направлений, охватывающих все более широкий спектр деловых интересов постоянных и потенциальных клиентов.

STEP – Анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.

Проведем STEP – анализ ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» . Результаты представлены в таблице 3.8.

Таким образом, мы видим, что экономические и социальные факторы для ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» имеют важное значение.

SWOT- анализ организации.

Любая организация обладает сильными и слабыми сторонами.

Проведем SWOT-анализ, который позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» , а также потенциальные возможности и угрозы.

Таблица 3.8- STEP – анализ ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»

Экономические факторы Технологические факторы
- влияние инфляции - динамика ставки рефинансирования; - ставка налогообложения; - основные внешние издержки: энергоносители, транспорт, сырье, коммуникации - влияние информационных технологий - доступ к лицензированию  
Социальные факторы Политические факторы
- тенденции образа жизни - модели поведения покупателей; - мнения и отношения потребителей; - представления СМИ; - демографическая ситуация - будущие изменения в законодательстве; - текущее законодательстве на рынке; - торговая политика

Анализ факторов внутренней среды, основных угроз и возможностей представлен в табл. 3.9.

Таблица 3.9-SWOT-анализ ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»

  Сильные стороны · Высокое качество продукции собственного производства; · Продукция собственного производства, соответствующая потребностям выбранной целевой аудитории; Наличие отличительной черты: «Собственное производство». Слабые стороны · Недостаточное финансирование маркетинговых программ.  
Возможности рынка · Наличие пространства для расширения; · Рост целевой аудитории · Следование выбранной стратегии и удержание конкурентных преимуществ · Увеличение затрат маркетинга; · Увеличение оплаты персонала и других мотиваций работы магазина
Опасности рынка · Растущая конкуренция в данном секторе ; · Экономическая нестабильность в стране. Появление на рынке конкурентов, предлагающих помимо продажи продукции комплекс услуг · Расширение ассортимента продукции собственного производства, ; · Введение новых конкурентных преимуществ и поддержание старых.  

Таблица 3.10- Анализ факторов внутренней среды предприятия

Факторы внутренней среды Оценка качества Важность  
1. МАРКЕТИНГ:            
1.1. Известность на рынке +         0,04
1.2. Доля рынка     +     0,04
1.3. Репутация в отношении качества     +     0,08
1.4. Репутация в отношении обслуживания         + 0,05
1.5. Реклама       +   0,06
1.6. Эффективность продаж       +   0,04
1.7. Месторасположение         + 0,02
2. ФИНАНСЫ:            
2.1. Стоимость капитала         + 0,05
2.2. Доступность капитальных ресурсов       +   0,02
2.3. Доходность капитала     +     0,03
2.4. Финансовая стабильность   +       0,05
3. ПРОИЗВОДСТВО:            
3.1. Современное оборудование   +       0,06
3.2. Удовлетворение покупательского спроса   +     + 0,09
3.3. Ассортимент продукции         + 0,08
4. ОРГАНИЗАЦИЯ:            
4.1. Квалификация руководства       +   0,04
4.2. Малый штат сотрудников         + 0,04
4.3. Квалификация и способности работников       +   0,05
4.4. Реакция на изменение рыночной ситуации       +   0,04
4.5. Преданность работе сотрудников     +     0,03
4.6. Инициативность руководства   +       0,04
4.7. Оперативность принятия решений     +     0,05

Таблица 3.11- Матрица анализа сильных и слабых сторон ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»

  Оценка качества
Очень слабое Слабое Нейтральное Сильное Очень сильное
Важность Высшая 1.4., 2.1., 3.2 1.5., 4.3 1.3., 4.7. 2.4.  
Средняя 4.2. 1.6., 4.1., 4.4. 1.2. 3.1.,3.3, 4.6. 1.1.
Низшая 1.7 2.2. 2.3., 4.5.    

Как видно из матрицы анализа слабых и сильных сторон, слабые стороны предприятия преобладают над сильными. Надо отметить, что самыми проблемными факторами являются те, которые расположены в верхнем левом углу матрицы – проблемной области, это – 1.4., 2.1., 3.2., 4.2., 1.5., 4.3., 1.6., 4.1., 4.4.

Таким образом, как видно из таблицы 3.11, неважные показатели в сфере маркетинга. Желательно скорейшее изменение сложившейся ситуации.

Сильные стороны финансового фактора несколько превосходят слабые, необходимо отметить, что к преимуществам сильных сторон относится финансовая стабильность предприятия.

Главный изъян - в производственном факторе – недостаточный ассортимент продукции, это приводит к тому, что ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» не может полностью удовлетворить покупательский спрос.

Учитывая данные SWOT-анализа можно сделать вывод, что увеличение финансирования маркетинговых мероприятий позволит совершенствовать управление в таких направлениях как:

-анализ потенциальных покупателей;

-анализ конкуренции;

-разработка новых услуг и товаров;

-анализ продвижения продукции;

-ценообразование;

-прогнозирование;

-позиционирование.

Целесообразность и рентабельность расширения ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» обусловлена следующими факторами:

-наличия отличительной черты – «Собственное производство»;

-наличия пространства для расширения сети;

-рост целевой аудитории.

Портфельный анализ. Для портфельного анализа ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» используются: матрица «рост/доля» и жизненного цикла отрасли.

По осям матрицы «рост/доля» фиксируются темпы роста отрасли и относительная доля рынка. Каждая стратегическая единица бизнеса (далее СЕБ) представлена в виде кружка, размер которого определяется долей прибыли данного СЕБ в общей прибыли ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» от всех видов деятельности.

Первоначально методология БКГ произвольно делила темпы роста отрасли на высокие и низкие, проводя границу на уровне удвоенного темпа роста ВНП плюс темпы инфляции. Однако, при портфельном анализе ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» эта граница установлена на 50% уровне, который менеджеры считали приемлемым. СЕБ, с высокими объемами продаж, должны попадать в квадранты с высокими темпами роста.

Относительной долей рынкасчитается отношение доли рынка данной СЕБ к доле рынка, контролируемой основным конкурентом, выраженное в относительных единицах. Если показатель СЕБ > 2, то отрасль считается лидером, если СЕБ < 2, то рыночная доля отрасли небольшая.

Для построения матрицы необходимы показатели каждой СЕБ (табл.3.12).

Таблица 3.12-Расчет показателей для построения матрицы

Название СЕБ Отн. доля рынка СЕБ Темп роста, %
Хлеб, хлебобулочные изделия 2,32
Бакалейные товары 2,98
Кондитерские изделия 1,34
Консервы 3,26
Водка, ликеро-водочные изделия, безалкогольные напитки 3,73

На основе полученных данных построим матрицу «рост/доля» (рис.3.5).

Как видно из построенной матрицы, СЕБ 1, 2 и 5 находятся в квадранте «Звезды». Это означает, что у данных СЕБ – высокие темпы роста, высокая доля рынка. Только СЕБ 2 может нуждаться в небольшой финансовой поддержке со стороны ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1». СЕБ 4 также находится в квадранте «Звезды», но с тенденцией перехода в квадрант «Дойные коровы».

Темп роста, %
   
Относительная доля рынка   4 2 0
С
СЕБ-1
 
СЕБ-2
СЕБ-3
СЕБ-4
СЕБ-5
 
Звезды
Вопросительные знаки
Собаки
Дойные коровы

Рисунок 3.5- Матрица БКГ «рост/доля»

СЕБ 3 находится в квадранте «Вопросительные знаки». Высокие темпы роста делают их привлекательными с отраслевой точки зрения. Однако низкая относительная доля рынка поднимает вопрос о том, смогут ли эти подразделения успешно конкурировать с крупными, более эффективно действующими соперниками — таково предназначение «вопросительных знаков». СЕБ 3- проведение рекламной компании для их утверждения на рынке.

СЕБ 1,2,4,5 – принять оборонную стратегию, произвести повторные инвестиции доходов виде модернизации продукта, снижение цены, повышение эффективности, завоевывать значительную долю покупателей. Бизнес на стадии «вопросительных знаков», к тому же, является «захватчиком ресурсов» — его называют так, поскольку потребности данного бизнеса в финансировании высоки (по причине того, что быстрый рост и развитие производства новых товаров требуют значительных вложений), а размер его доходов низок (ввиду низкой доли на рынке, ограниченных возможностей использования эффекта кривой опыта и экономии на масштабах производства, а в результате — более низкого уровня прибыли).

Бизнес на стадии «вопросительный знак/захватчик ресурсов» в быстрорастущей отрасли может потребовать значительных финансовых вливаний только для того, чтобы успевать за высокими темпами роста отрасли; он может нуждаться даже в более крупных затратах, чтобы обогнать темпы роста рынка и завоевать достаточную долю рынка, если ставится цель стать лидером отрасли. Корпорация, породившая захватчика ресурсов, должна решить, стоит ли финансировать такое направление деятельности.

Чтобы лучше идентифицировать СЕБ, которые развиваются, т.е. находятся на подъеме, руководство ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1» может использовать матрицу (рис. 3.5), размерностью 3x5, где расположение СЕБ зависит от стадии развития отрасли и силы их конкурентных позиций. Площадь кругов представляет размер отрасли.

СЕБ 1, 2 и 5 могут быть обозначены как развивающиеся (будущие победители), СЕБ 3 – как потенциальный проигравший, СЕБ 4 – сегодняшний победитель. Сила данной матрицы жизненного цикла в том, что она дает информацию о распределении различной группы блюд по объему их продаж.

Конкурентная позиция

сильная средняя слабая

    Зарождение     Начало быстрого развития отрасли   Быстрый рост   Развитие конкуренции     Зрелость     Насыщенность   Затухание/спад отрасли  
СЕБ-5
 
СЕБ-2
С
СЕБ-1
СЕБ-4
 
СЕБ-3
   
  Методы стратегического анализа - student2.ru

Рисунок 3.6- Матрица жизненного цикла СЕБ

Существенным минусом организационного фактора является недостаточная квалификация руководства.

Необходимо повышение квалификации в первую очередь руководства ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1».

Таблица 3.13- Итог анализа деятельности ИП Петрова И.А. магазин «Маркетинг №1»

Наши рекомендации

Факторы Сильные стороны Слабые стороны Последствия
Маркетинг Известность на рынке, занимает весомую долю рынка Низкий уровень обслуживания, невысокая репутация в отношении качества, средняя эффективность продаж, имеет неудобное месторасположение Падение уровня продаж, возможно, потеря покупателей
Финансы Высокая доходность капитала Невысокая стоимость капитала доступность капитальных ресурсов Не совсем благополучное финансовое состояние
Производство Высокотехнологичное современное оборудование большие затраты на производство, невысокая степень удовлетворения покупательского спроса Потеря клиентов, увеличение стоимости продукции
Организация Инициативное руководство, достаточно преданные организации работники <