Анализ основных индикативных показателей деятельности таможенных органов

Проанализируем основные индикативные показатели деятельности таможенных органов, рассчитываемых Главным управлением организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России.

1. Доля транзитных деклараций, оформленных в электронной форме.

Современный период развития взаимоотношений бизнес-сообщества с государственными органами происходит в основном посредством электронной формы. Электронная форма применяется в отношениях участников внешнеторговой деятельности с таможенными органами, в частности при таможенном декларировании товара, то есть с 2014 года таможенное декларирование товара в Российской Федерации осуществляется в основном в электронной форме (таблица 1). Следует отметить, что под «декларированием» понимается «подача каких-либо деклараций в государственные (налоговые, таможенные и т.д.) органы»[11]. При этом сущность понятия «таможенное декларирование» отражена в Таможенном кодексе Таможенного союза, в частности, в статье 4 оно интерпретировано как «заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров», а необходимые сведения вносятся в специальный документ – таможенную декларацию – декларацию на товары.

Таблица 1 – Таможенное декларирование товаров в Российской Федерации по состоянию на 03.11.2017 г.

Общее количество деклараций на товары, шт. Общее количество транзитных деклараций (за исключением: количества оформленных МДП, количества оформленных товаров ЕАЭС, количества оформленных иностранных товаров следующих в таможенные органы, отличные от Российской Федерации), шт. Количество ЭТД, шт. Доля ЭТД, %
3 668 218 841 444 463 615 55,1

В таможенных органах активно развивается технология электронного транзита. Эксперимент по совершению таможенными органами таможенных операций при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме проводится в рамках реализации дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования», целью которой является сокращение сроков совершения таможенных операций при декларировании[12].

2. Сумма денежных средств, взысканных по результатам таможенного контроля после выпуска товаров, на одну штатную единицу

В 2016 году отмечен рост эффективности работы подразделений таможенного контроля после выпуска товаров по обеспечению поступления
в федеральный бюджет дополнительно начисленных денежных средств и снижение нагрузки на участников ВЭД. Количество таможенных проверок снижено на 14% (4 125 проверок), их результативность выросла до 87%.

По результатам проверочных мероприятий[13]:

- взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на сумму 4,3 млрд. рублей (на 13% больше, чем в 2015 году);

- одним должностным лицом в среднем взыскано 5 млн. рублей
(на 14% больше, чем в 2015 году);

- по результатам одной таможенной проверки в среднем взыскано
1 млн. рублей (на 31% больше, чем в 2015 году);

- возбуждено 3 876 дел об АП и 304 уголовных дела.

1 278 проверочных мероприятий было направленно на профилактику правонарушений. По их результатам взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на сумму 144,6 млн. рублей, возбуждено 535 дел об АП и 8 уголовных дел.

Анализ основных индикативных показателей деятельности таможенных органов - student2.ru

Рисунок 10 - Эффективность таможенного контроля после выпуска товаров в 2016 году в сравнении с 2015 годом

3. Количество дел об административных правонарушениях, возбужденных в ходе и (или) по результатам проверочных мероприятий подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, на одну штатную единицу

В 2016 году возбуждено 3876 дел об АП - 4,51 дело на одну штатную единицу[14].

4. Количество уголовных дел, возбужденных в ходе и (или) по результатам проверочных мероприятий подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, на одну штатную единицу.

В 2016 году возбуждено 304 уголовных дела - 0,35 дел на одну штатную единицу.

5. Эффективность деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров при проведении скоординированных контрольных мероприятий

Таможенный контроль после выпуска товаров это – совокупность строго регламентированных мероприятий и установленных процедур, проводимых должностными лицами единой системы таможенных органов Российской Федерации, в целях неукоснительного соблюдения таможенного законодательства ТС и законодательства Российской Федерации.

Скоординированное контрольное мероприятие или коротко СКМ – это сложное организационное мероприятие таможенного и налогового контроля.

Суть мероприятия заключается в выявлении таможенным органом признаков нарушения в сфере таможенного дела, влекущее за собой изменение величины налоговых обязательств налогоплательщика, и, соответственно, выявление налоговым органом правонарушений в сфере законодательства о налогах и сборах, влекущее за собой нарушение в сфере таможенного дела.

В настоящее время выработан алгоритм взаимодействия на уровне центральных аппаратов ФТС России и ФНС России при организации и проведении таможенных и налоговых проверок (рис. 3). Для целей совместного осуществления таможенными и налоговыми органами контроля за соблюдением требований ЕАЭС, законодательства РФ о таможенном деле и законодательства РФ о налогах и сборах лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, разработано Положение «Об организации и проведении СКМ и мероприятий таможенного и налогового контроля по информации».

В целях недопущения проникновения в РФ запрещенных к ввозу товаров особую актуальность приобрело взаимодействие с государственными контролирующими органами в свете введенных Правительством РФ экономических санкций на основании указов Президента РФ в отношении сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. ФТС России выработала механизм межведомственного взаимодействия с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному контролю (Россельхознадзором), Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором) и Министерством внутренних дел РФ (МВД России) при осуществлении проверочных мероприятий как на уровне центральных аппаратов, так и на территориальном уровне, позволяющий выявлять и пресекать незаконный оборот на территории РФ «санкционных» товаров.

Анализ основных индикативных показателей деятельности таможенных органов - student2.ru

Рисунок 11 - Схема взаимодействия ФТС России и ФНС России при организации и проведении таможенных и налоговых проверок

Проверочные мероприятия осуществляются[15]:

– в зонах таможенного контроля в отношении отдельной категории товаров, выпущенных в свободное обращение с целью проверки достоверности заявленных сведений при таможенном декларировании о стране происхождения товаров;

– у лиц, занимающихся оптово-розничной торговлей сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием при обороте товаров на территории РФ;

– у лиц и перевозчиков, осуществляющих приобретение и доставку «санкционных» товаров, следующих из стран ЕАЭС.

Учитывая, что недобросовестные участники рынка быстро приспосабливаются к использованию различных схем сокрытия «санкционных» товаров при перемещении на территорию РФ, их реализации и (или) хранению, в семи региональных таможенных управлениях, созданных на базе таможен, расположенных в местах, приближенных к российско-казахстанскому, российско-белорусскому и российско-грузинскому участкам Государственной границы РФ, ФТС России созданы и функционируют 35 мобильных групп (рис. 5).

Основными задачами, стоящими перед мобильными группами, являются:

– пресечение незаконного ввоза товаров, в отношении которых Правительством РФ введены санкции;

– пресечение незаконного ввоза товаров изъятия, которые оформляются в Республике Казахстан по сниженным ставкам ВТО и не подлежат ввозу в РФ;

– осуществление контроля за транзитом товаров, перемещаемых с территории Украины в Республику Казахстан;

– пресечение незаконного ввоза товаров по информации, полученной из правоохранительных органов.

Анализ основных индикативных показателей деятельности таможенных органов - student2.ru

Рисунок 12 - Объекты таможенного контроля после выпуска товаров

Работа мобильных групп осуществляется во взаимодействии с территориальными подразделениями:

– МВД России – государственной инспекции по безопасности дорожного движения,

– Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

– Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

– Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;

– Пограничной службы Федеральной службы безопасности России.

В настоящее время ФТС России рассматривает вопрос о доработке программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в части сбора и обобщения информации о результатах деятельности мобильных групп для последующего выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров, а также применения в рамках системы управления рисками (СУР).

Анализ основных индикативных показателей деятельности таможенных органов - student2.ru

Рисунок 13 - Места функционирования мобильных групп на границе РФ

Актуальным в настоящее время является взаимодействие ФТС России с бизнес-сообществами.

При организации и проведении таможенного контроля после выпуска товаров применялся комплексный субъектно-ориентированный подход с использованием системы управления рисками, предусматривающий взаимодействие с иными контролирующими и правоохранительными органами.

Проведена работа, направленная на повышение эффективности проверочных мероприятий, проводимых в том числе совместно с налоговыми органами. Выработаны предложения по закреплению основ единого механизма таможенного и налогового администрирования, совершенствованию системы прослеживаемости движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента передачи потребителю посредством интеграции информационных систем таможенных и налоговых органов.

Организованы комплексные проверочные мероприятия во взаимодействии
с налоговыми органами в сфере производства и реализации электронной и бытовой техники. Ведется аналогичная работа по организации контроля в отраслях фармацевтической продукции иавтокомпонентов.

Во взаимодействии с налоговыми органами проведено 691проверочное мероприятие. По результатам проверочных мероприятий:

взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на сумму
672 млн. рублей (в 2 раза больше, чем за 2015 год);

возбуждено 772 дела об АП и 99 уголовных дел (за 2015 год – 339 дел
об АП и 51 уголовное дело);

налоговыми органами доначислено 2,7 млрд. рублей, отказано в возмещении НДС на сумму 875 млн. рублей.

6. Экономическая эффективность таможенных проверок, проведенных на основании информационно-аналитических справок

Результативность таможенных проверок по ИАС в целом по ФТС России также достаточно высока и составляет порядка 82–83 % при установленном значении результативности таможенных проверок 76–78 % [6].

С 12 августа 2016 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде
и прочие изделия, из натурального меха». Создание системы маркировки обеспечит легальность импорта и производства товаров на территориях государств – членов ЕАЭС, а также упростит контроль при обороте товаров.

В целях декриминализации рынка и борьбы с незаконным перемещением на таможенную территорию ЕАЭС товаров легкой промышленности подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров во всех территориальных округах Российской Федерации проведены проверочные мероприятия в отношении товаров «изделия из кожи и меха», реализуемых в крупных торговых сетях. В ходе таможенного контроля установлены незаконно ввезенные изделия из кожи и меха иностранного производства. По результатам проведенных проверочных мероприятий дополнительно начислено таможенных платежей на сумму 65,4 млн. рублей, из них взыскано 61,5 млн. рублей.
В добровольном порядке задекларированы товары по 110ДТ. Стоимость задекларированных товаров составила 5,4 млн. долларов США.

В целях обеспечения соблюдения запретов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»,была организована работа мобильных групп, созданных в соответствии с поручением ФТС России на основании приказов таможенных органов, в зоне ответственности которых они функционируют.

Основнымизадачами мобильных групп являются:

- пресечение незаконного ввоза товаров, в отношении которых Правительством Российской Федерации введены санкции, странами происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн;

- пресечение незаконного ввоза товаров, включенных в перечень, утвержденный Решением Совета ЕЭК от 14 октября 2015 г. № 59 «О перечне товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин»;

- осуществление контроля за транзитом товаров, перемещаемых с территории Украины на территории Республики Казахстан и Киргизской Республики.

По результатам работы мобильных групп:

- выявлено 1 026 транспортных средств, перевозивших 13,4 тыс. тонн товаров, в отношении которых установлены запреты;

- возвращено в сопредельные государства 9,9 тыс. тонн товаров;

- уничтожено 3,1 тыс. тонн товаров;

- возбуждено 86 дел об АП и 2 уголовных дела в отношении перевозчиков.

7. Результативность таможенных проверок, проведенных на основании материалов правоохранительных подразделений.

Всего во взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами проведено 1471 проверочное мероприятие. Таможенными органами взыскано таможенных платежей, штрафов на сумму 746 млн. рублей, возбуждено 920 дел об АП и 105 уголовных дел. Правоохранительными и контролирующими органами доначислено 2,7 млрд. рублей.

Наши рекомендации