II. Повторение изученного материала.

1. Упражнение 381.

– Прочитайте рассказ. Что интересного вы в нем нашли?

– Выпишите из текста слова, которые автор изменяет. Изменения каждого слова запишите в отдельный столбик.

Имя существительное Глагол Глагол Глагол
II. Повторение изученного материала. - student2.ru боялся II. Повторение изученного материала. - student2.ru ужалят
пчел не боюсь II. Повторение изученного материала. - student2.ru ужалю
II. Повторение изученного материала. - student2.ru   II. Повторение изученного материала. - student2.ru  
по пад., числ. по врем. по лицам по лицам, числам

– Почему нельзя было не изменять каждое из слов?

2. Упражнение 382.

– Какие могут быть формы у слова ПЧЕЛА?

– Как называется такое изменение слов?

– Допишите к словам ПЧЕЛА, ПЧЕЛЫ глагол.

– Что вы вынуждены у него изменить? Почему?

– Попробуйте глаголы изменить по лицам, подставляя местоимения.

– Какой вывод вы сделаете?

3. Упражнение 383.

– Определите время глаголов с частицей НЕ.

– Что помогает вам это узнать?

– Запишите эти глаголы в таблицу с. 27 задачника.

– Каких форм не хватает? Какие местоимения помогут образовать эти формы?

– Как вы изменяли глагол?

– Знаете ли вы, как по-другому называется это изменение?

III. Работа над новой темой.

1. Прочитайте сообщение авторов на с. 24 учебника.

– Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

– Итак, что значит проспрягать глагол?

– В каком времени можно проспрягать глагол? Почему?

– Прочитайте начало заголовка, который не завершен, и закончите его.

– Какое дополнение вы бы сделали к заголовку? Почему?

II. Повторение изученного материала. - student2.ru

Если я называю форму слова, полученную при склонении, вы наклоняетесь вперед.

Если называю форму слова, полученную при спряжении, вы делаете хлопок в ладоши над головой.

У стены, гуляли, к розовому, смотрите, перед домом, переделает, уступишь, у ступни, без белого, растворю, прочитаем, затушил.

– Почему не выполнили упражнение, услышав слово ЗАТУШИЛ?

2. Спряжение глаголов.

– Подготовьте табличку для спряжения глагола, как в задачнике на с. 27.

– Проспрягайте глагол КЛАСТЬ, записывайте с местоимениями.

3. Работа по карточкам.

– Впишите недостающие глагольные формы. Выделите окончания.

  ед. ч. мн. ч.
1 л. . . . летим
2 л. летишь . . .
3 л. . . . . . .
  ед. ч. мн. ч.
1 л. . . . берем
2 л. . . . . . .
3 л. . . . берут
  ед. ч. мн. ч.
1 л. . . . . . .
2 л. говорит . . .
3 л. . . . говорят
  ед. ч. мн. ч.
1 л. . . . . . .
2 л. . . . . . .
3 л. сотрет сотрут

– Понаблюдайте за окончаниями.

– Что вы заметили?

4. Игра «Кто узнает?».

На доске записаны глаголы в два столбика. Нужно в первом столбике определить форму глагола и соединить с глаголом, стоящим в той же форме, из второго столбика.

II. Повторение изученного материала. - student2.ru

– Что можете сказать об окончаниях?

– Этот секрет вы раскроете на следующем уроке.

IV. Итог урока.

– Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

– Глаголы какого времени спрягают?

Домашнее задание: упражнение 389.

Урок 94
Склонений – три. А спряжений?

Цель: познакомить с наличием у глаголов двух спряжений, с окончаниями каждого спряжения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Назовите склонение и падеж каждого из существительных.

– В каком времени, лице и числе употреблены глаголы?

III. Работа по теме урока.

1. Упражнение 390.

– Назовите общие признаки слов ЕЛКА, ЕЛЬ, ДЕРЕВО.

– Какими признаками эти слова различаются?

– Запишите эти существительные в три столбика и поставьте в форму заданного падежа.

– Как называется изменение имен существительных по падежам?

– Какие слова еще могут склоняться? Приведите примеры.

2. Упражнение 391.

– Из-за трех наборов окончаний у существительных выделено три склонения. А сколько же спряжений у глаголов?

– Вспомните, мы на прошлом уроке слова одинаковой глагольной формы соединяли парами. Сколько наборов окончаний вы заметили?

– Проспрягайте четыре глагола.

ИДТИ, ГОВОРИТЬ, НЕСТИ, ЗАМОЛЧАТЬ.

– Выписывайте только окончания.

– Формы какого времени вы образовывали?

– Сколько вариантов окончаний в каждом лице у вас получилось?

– Так сколько же спряжений в русском языке?

– А какие окончания вы записали в 1-м лице?

3. «Сказка о том, как окончания разделились на два спряжения».

Дядюшка Глагол рассказал целую историю о своих окончаниях.

«Есть у меня друзья – глагольчики-лилипутики. Имена у них очень странные – совсем коротенькие.

Зовут моих друзей:

-у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).

А еще: -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Раньше все они очень дружили между собой. Но вот однажды в их город прилетел огромный страшный дракон. Он потребовал привести ему на съедение несколько лилипутиков потолще.

Лилипутики -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют) до смерти перепугались и решили задобрить дракона.

На середину площади трусишки вытолкнули маленького толстенького -У и его брата -Ю, поклонились дракону и сказали: «Ешь, Ёшь!» «Да уж я ЕМ, ЕМ!» – улыбнулся дракон, завязывая на шее салфетку и довольно потирая лапы. А несчастные близнецы дрожали от страха и тихо плакали.

Зато лилипутики -у (-ю) (это другие -у (-ю) – однофамильцы тех, которых собирался съесть дракон), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят) не испугались дракона. «ишь, какой шустрый! ишь, чего захотел! им, драконам, только позволь! Весь город сожрут, никого не оставят!» – крикнул самый смелый лилипутик, которого так и звали – ишь.

Он возглавил армию, в которую и вступили отважные лилипутики. Вооружившись мечами и копьями, они пошли войной на дракона, вырвали у него почти изо рта бедных близнецов и не позволили съесть их на завтрак.

А бояки в это время прятались в подвале дома. Когда же смельчаки победили дракона и он с позором уполз из города, волоча свой зеленый хвост, бояки вылезли из своего убежища.

Но смельчаки им даже руки не подали. Мало того – они отказались жить с трусишками в одном городе и переехали.

Лилипутики-трусишки -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют) остались в своем прежнем городе и назвали его первоспряженск.

А лилипутики-смельчаки -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят) построили себе отличный новый город и назвали его второспряженск.

– Итак, окончания глаголов разбрелись на две группы – I спряжение и II спряжение.

– Рассмотрите таблицу на с. 27.

– Какими цифрами принято обозначать спряжение? (Римскими.)

– Какая буква пишется на месте ё в безударных окончаниях I спряжения?

– А какая буква чаще всего повторяется в окончаниях II спряжения?

– Окончания глаголов I и II спряжения нужно помнить наизусть. Выучить их вам поможет подсказка.

– Прочитайте, какие окончания могут быть у глаголов I спряжения. Обозначение I спряжения имеет одну вертикальную палочку, и у буквы Е тоже одна вертикальная палочка. Обратите внимание на глагол-подсказку ЕдУТ, в нем как раз указано, что к первому спряжению относятся окончания с буквой Е и в 3-м лице мн. ч. -ут (-ют).

– А теперь попробуйте проанализировать вторую строку подсказки.

4. Упражнение 393.

– А теперь поучимся определять спряжение глагола по его окончанию.

– Записывайте глаголы в два столбика, выделяйте окончания, указывайте лицо и число.

II. Повторение изученного материала. - student2.ru

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

– В какой форме прозвучали глаголы?

5. Упражнение 394.

– Прочитайте сообщения.

– Какие орфограммы встречаются в личных окончаниях глаголов?

6. Упражнение 395.

– Что вы можете определить по предложенным окончаниям глаголов?

– Можете ли определить время? Почему?

– Охарактеризуйте предполагаемый глагол по окончанию (спряжение, лицо, число).

– Какие орфограммы находятся в окончаниях глаголов?

– Запишите глаголы бить, звонить в предложенных формах рядом с окончаниями.

7. Самостоятельная работа.

– Запишите только те предложения, в которых все глаголы I спряжения.

В неб. звездоч?ки г.рят, в реч?к. струйки г.в.рят.

Дремлют рыбы под в.дой, п.чивает сом с.дой.

Дует вет.р со сне.ком, Дед М.роз идет с м.шком.

Р.няет лес б.гряный свой убор, серебрит Мороз увянувшее поле.

Едва лишь в полдень со.нце греет, кр.снеет липа в высоте.

– Какие предложения вы выписали? Выделите окончания глаголов, обозначьте спряжение.

IV. Итог урока.

– Что нового вы узнали о глаголах?

– Какие окончания у глаголов I спряжения? II спряжения?

Домашнее задание: упражнение 396.

Урок 95
Склонений – три. А спряжений?

Цель: формировать умения определять спряжение глагола по окончанию.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие грамматические основы вы записали?

– При изменении у подлежащих числа что происходит со сказуемыми?

– Глаголы какого спряжения вы использовали в работе? Нзовите лицо и число глаголов.

III. Работа по теме урока.

1. Упражнение 398.

– Окончания глаголов какого спряжения указаны слева? А справа?

– Допишите недостающие окончания.

– Если все записанные окончания безударные, какие орфограммы в них отметите?

– В каком лице и числе глаголы могут иметь две безударных гласных в окончании?

2. Упражнение 399.

– Прочитайте фрагмент из сказки. Вы узнали произведение? Кто его автор?

– Решите орфографические задачи в отрывке.

– Выделите окончания у глаголов, на свободных строчках укажите спряжение, лицо, число.

(Коллективно, все проговаривая вслух.)

3. Упражнение 400.

Работа в парах с объяснением по заданию учебника.

– В формах какого лица и числа вы записали глаголы?

(Продолжение задания выполняется на доске.)

– Запишите эти глаголы сначала в форме 2-го лица единственного и множественного числа и в неопределенной форме.

II. Повторение изученного материала. - student2.ru

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

4. Игра «Кто быстрее?».

На доске записаны 4 столбика глаголов в разных формах настоящего времени.

смотрит едем ловишь носит
вертят рубишь решают бегаешь
строишь дышат откроет возят
держите красит думаем чертишь
слышим носят видите схватим

Нужно по личным окончаниям глаголов определить спряжение (на доске обозначить цифрами I или II).

5. Самостоятельная работа.

Спишите, указывая в скобках отгадки, а над глаголами – спряжение.

I вариант.

Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. ( )

Тоньше моей пряжи не найдешь в продаже. ( )

Четыре брата под одной крышей живут. ( )

Мы день идем, мы ночь идем, но никуда мы не уйдем. ( )

II вариант.

Черный Ивашка – деревянная рубашка, где носом ведет – там заметку кладет. ( )

Ее всегда в лесу найдешь, стоит колючая, как еж. ( )

Нет рук, нет ног, а гремит и стучит. ( )

На сучках висят шары, посинели от жары. ( )

IV. Итог урока.

Домашнее задание: упражнение 397.

Урок 96
Склонений – три. А спряжений?

Цель: формировать умения определять спряжение глагола по его окончанию.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие орфограммы встретились в тексте?

– Назовите глаголы I спряжения, указывая лицо и число.

– Назовите глаголы II спряжения, указывая лицо и число.

– Как вы объясните два знака в конце одного предложения?

III. Работа по теме урока.

1. Упражнение 403.

– Из каких сказок предложены строки в учебнике?

– Спишите, обозначьте все орфограммы.

– Первый глагол запишите в форме 2-го лица единственного и множественного числа. Выделите окончания.

– Какие орфограммы вы в них видите?

– Обозначьте склонение и падеж всех существительных в тексте (с комментированием).

2. – Прочитайте фразеологические обороты.

– Разделите их на две группы, сравнив глаголы.

– Запишите группы отдельно (с красной строки), у глагола укажите лицо и число.

Пал?чики .ближешь; точим лясы; за уши (не) .ттянешь; травим баланду; складывает оруж.е; спускает фла.; р.зводит узоры; п.днимает руки кверху; скл.няет гол.ву.

– На какие две группы (по какому признаку) вы разделили глаголы? (По спряжениям.)

– Как определяли спряжение глаголов?

– Как определяли лицо глаголов?

– Назовите фразеологические обороты, которые близки по значению.

– Как вы понимаете их смысл?

3. – Какие окончания могут быть у глаголов I спряжения?

– Какие окончания могут быть у глаголов II спряжения?

– Прочитайте предложения. Напишите их, ориентируясь на порядок, указанный в таблице.

– Решите орфографические задачи. Укажите спряжение глаголов.

Со.нце склоняется к зап.ду, бросает св.и радос?ные лучи на п.ляну и тих.ми отблесками др.жит на ароматной хвое кедра.

Д.леко за г.р.зонтом .тсвечивают в.ршины гор.

В.тер то бр.сается к небу, то стремглав п.дает в .враги.

У м.лины крапива в п.дружках ходит.

Номер предложения Спряжение глаголов
I спряжение II спряжение

– В каком порядке вы записали предложения?

– Как определили спряжение глаголов?

II. Повторение изученного материала. - student2.ru

– Если я назову глагол I спряжения, приседают девочки. Если я назову глагол II спряжения, приседают мальчики. Будьте внимательны.

Идешь, шумишь, поешь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветет, растишь, горишь, кричишь, говорит.

– В каком времени я называла глаголы?

4. Игра «Узнай на слух».

На доске записаны 4 столбика глаголов в неопределенной форме, с ударными личными окончаниями.

стучать греметь молчать ворчать
сидеть кричать сопеть хрипеть
пищать кипеть шить вить
пить лить спать пыхтеть
храпеть висеть бить плыть
гнить жить звенеть гудеть

Задача детей – по ударному личному окончанию глагола определить его спряжение.

– Как вы будете действовать?

(Учитель указкой показывает на глагол, а ребята изменяют форму и называют спряжение.)

5. Самостоятельная работа.

– В каждое предложение впишите подходящие по смыслу глаголы-синонимы с ударными личными окончаниями. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

I вариант.

Весна … робкими шагами. Лениво … стадо коров. Сквозь густые заросли малины … медведь. По улицам города … автомобили. Дядя Сеня от усталости еле … домой.

II вариант.

В темном лесу громко … ушастая сова. На березах … грачи. В берлоге … рассерженный медведь. Во дворе … дети. Ранней весной сильно … воды.

– Прочитайте получившиеся предложения.

– Глаголы какого спряжения вы употребляли?

IV. Итог урока.

– Что вы узнали о спряжениях глагола?

– Какие орфограммы встречаются в окончаниях глаголов?

– С какими из них вы уже можете справляться, а с какими – пока нет?

Домашнее задание: упражнение 401.

Урок 97
Зачем и как узнавать спряжение глагола?

Цель: развивать умения соотносить временную форму глагола с его начальной формой, распознавать спряжение глаголов по ударным окончаниям.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– В какой форме употреблен глагол в первом предложении? А во втором?

– Как вы проверили гласные в корнях глаголов?

– Что необходимо было вспомнить, чтобы решить эту орфографическую задачу: диви [ца], удиви [ца]?

III. Работа по теме урока.

1. Упражнение 404.

– Какая часть слов пропущена в загадке?

– Как определить безударное окончание у имени прилагательного? Что для этого нужно сделать? (Учащиеся объясняют, вписывают окончания прилагательных.)

– В каких словах вы не сможете определить окончание? Почему?

– В каком глаголе вы окончание смогли поставить сразу? Почему?

– Как вы считаете, что нужно узнать о глаголах, чтобы правильно выбрать для них личные окончания?

– Прочитайте начало рассуждения авторов и закончите мысль (с. 32, задачник).

2. Упражнение 407.

(Выполняют самостоятельно по заданию учебника.)

– В каких словах вы можете сразу поставить окончания? К какому спряжению вы отнесли эти глаголы?

– В глаголах с какими окончаниями вы не сумели определить спряжение?

– Важно ли его узнать? Зачем?

3. Упражнение 408.

(Сообщение авторов читают дети.)

– Вы догадались, какое первое действие надо выполнить, чтобы узнать спряжение глагола?

– Проверьте свое предположение.

– Прочитайте сообщение авторов на с. 32.

II. Повторение изученного материала. - student2.ru

Снова в лес мы идем,

Перед нами водоем.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее,

Раз-два, раз-два –

Позади теперь вода!

4. – Выпишите из упр. 407 глаголы с нерешенными орфографическими задачами.

– На месте окончаний оставьте «окошки».

– Продолжите работать с глаголами, как в таблице на стр. 17 задачника. (Коллективно, у доски.)

5. – Прочитайте. Разделите фразеологические обороты на две группы: с ударным окончанием глагола и безударными окончаниями.

– Что мы можем определить по ударному окончанию глагола? Укажите спряжение.

– В скобках возле глагола с безударным окончанием пишите его неопределенную форму.

Втира.те очки, бьете баклуши, берете на пушку, валя.те дурака, вод.те за нос, заговарива.те зубы, гоня.те лодыря, обвод.те вокруг пальца, леж.те на печи, замазыва.те глаза, счита.те ворон, плюете в потолок, сид.те сложа руки, мороч.те голову, игра.те в прятки, мух счита.те.

– У каких глаголов вы определили спряжение?

– Назовите глаголы с безударными окончаниями и их неопределенную форму.

– Можете ли вы заполнить «окошки» у этих глаголов?

– Прочитайте фразеологические обороты с одинаковым смыслом. Как вы их понимаете?

IV. Итог урока.

– Как определить спряжение у глаголов?

– Какие окончания у I спряжения?

– У II спряжения?

Домашнее задание: упражнение 411.

Урок 98
Как по неопределенной форме узнать
спряжение глагола?

Цель:учить распознавать спряжение глагола по неопределенной форме.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие глаголы с «окошками» вы выписали?

– Почему вы не можете заполнить «окошки»?

– Как определяли у глагола неопределенную форму?

III. Работа по теме урока.

1. – На прошлом уроке вопрос о том, как по неопределенной форме определить спряжение, остался открытым. Посмотрите на запись на доске. Может, вы сами определите, какие глаголы относятся ко II спряжению, а какие – к I спряжению?

II. Повторение изученного материала. - student2.ru

– Проверьте свои предположения по записи в учебнике на с. 33.

– Итак, какие глаголы относятся ко II спряжению?

– Какие окончания вы будете писать у глаголов II спряжения?

– Какие глаголы относятся к I спряжению?

– Какие окончания у них вы будете писать?

– Откройте тетради там, где глаголы написаны с «окошками».

– На что оканчивается неопределенная форма?

– Если на -ить – это глагол II спряжения, поставь «+», если не на -ить – это глагол I спряжения, поставь «–».

– Обозначьте римской цифрой спряжение глагола и запишите соответственно окончание.

– Проделайте ту же работу, вставляя окончания во фразеологические обороты.

2. Упражнение 414.

– Какую орфографическую задачу вам нужно решить в неопределенной форме глагола?

– Куда за помощью можно обратиться?

– Прочитайте названия колонок в таблице.

– Что вы должны сделать, чтобы заполнить вторую колонку?

– Как определите спряжение глагола?

– Какие местоимения помогут образовать необходимые глагольные формы? Подпишите их.

– Какие окончания будут у этих форм глагола при I спряжении?

– А при II спряжении?

(Таблица заполняется коллективно с пояснением каждого действия.)

3. Упражнение 415.

– Перечислите по порядку все действия, которые необходимо выполнить, чтобы записать безударное личное окончание глагола. Опирайтесь на таблицу-подсказку на с. 34 задачника.

– Прочитайте комментарий к выполнению задания.

– Так как не ошибиться в безударном личном окончании глагола?

(Таблицу заполняют, проговаривая каждое действие.)

II. Повторение изученного материала. - student2.ru

– Если услышите глагол, который оканчивается на -ить, – хлопайте в ладоши два раза. Если назову глагол, который оканчивается на любые другие буквы, топаете два раза.

Попытайтесь сосчитать, сколько глаголов на -ить будет названо.

Клеить, думать, спасать, строить, успеть, купить, полоть, тянуть, спешить, сеять, рыть, зеленеть, встречать, помогать.

4. Игра «Будь внимателен».

– Из двух названных глаголов один будет первого спряжения. Докажите какой.

(Используются сигнальные карточки с цифрами I, II.)

Победить, побеждать. Отправлять, отправить. Потерять, находить. Разрушать, разрушить. Гореть, говорить.

5. – Запишите глаголы, укажите спряжение.

– Рядом с каждым глаголом укажите форму 2-го лица единственного и множественного числа.

– Какие местоимения помогут поставить глагол в заданную форму?

– Какие могут быть окончания в этих формах глагола?

Читать, решать, любить, спросить, успеть, купить, готовить, встретить, встречать, запрещать, помогать, спасать.

(Работа выполняется на доске и в тетрадях.)

6. Отгадайте загадку.

Зверька узна. мы с тобой

по двум таким приметам:

он в шубк. сереньк. зимой,

а в рыж. шубк. летом.

– У каких частей речи в загадке пропущены окончания?

– Теперь мы сможем закрыть все «окошки»?

– Как определить безударное окончание у глагола?

– Как определить безударное окончание у имени существительного? А у имени прилагательного?

– Запишите загадку, окончания выделите. (Проверка по готовому образцу.)

IV. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: упражнение 416.

Урок 99
Как по неопределенной форме узнать
спряжение глагола?

Цель: развивать умения обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов; совершенствовать умения распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие действия вы выполняли, чтобы определить безударное окончание глагола?

– К какому спряжению относится глагол и какое окончание вы записали?

(Спряжение дети показывают сигнальными карточками, называют окончание.)

III. Работа по теме урока.

1. – Заполните схемы.

– Заполните все недостающие фрагменты схемы.

II. Повторение изученного материала. - student2.ru

II. Повторение изученного материала. - student2.ru

2. Письмо с комментированием.

– Откройте в тетрадях-задачниках страницу 35.

– Мы продолжим заполнять таблицу, но глаголы теперь я буду диктовать. Что вы должны будете сделать, прежде чем закрыть «окошко» в окончании?

(Мама) кормит, варит, моет.

(Ты) мажешь, режешь.

(Ребята) ходят, бегают, лепят.

3. Сравнение родовых и личных окончаний.

Запись под диктовку (окончания остаются не записаны).

Поле белел.. Поле беле.т.

Небо потемнел.. Небо темне.т.

– Одинаковыми ли способами можно решить орфографические задачи в окончаниях глаголов? Почему?

– Как решить задачу в окончании глагола прошедшего времени? А как у глагола настоящего времени?

– Какие окончания называют родовыми, а какие личными?

4. Работа в парах.

– Вставьте вместо точек безударные окончания глаголов. Устно объясните, укажите спряжение глаголов, выделите окончания.

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала.

Коля кол.т. Толя пол.т.

Паша паш.т. Варя вар.т.

Света свет.т. Соня дремл.т.

Тоня тон.т.

Но не дам ей утонуть.

Я спасу подружку Тоню,

Подрисую что-нибудь.

II. Повторение изученного материала. - student2.ru

Вот мы по лесу шагаем,

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко…

Опускаем их легко.

Упражненье повторяем

И дышать не забываем.

5. «Исключи по одному».

– На доске записаны слова. Нужно из цепочки исключать по одному слову по какому-либо признаку так, чтобы осталось только указанное слово. Причину исключения лишних слов обосновывайте.

– Но прежде чем приступить к исключению, определите гласную в окончаниях.

Мысл.м, душевный, обижа.т, зацементиру.т, закопа.т, налома.т, запретит, II. Повторение изученного материала. - student2.ru

Душевный – лишнее слово, так как это прилагательное, а остальные слова – глаголы.

Мыслим – лишнее слово, так как это глагол множественного числа, а остальные – единственного.

Обижает – лишнее слово, так как это глагол настоящего времени, а остальные – будущего.

Наломает – лишнее слово, так как оно с приставкой на-, а остальные с приставкой за-.

Закопает – лишнее слово, так как имеет в корне гласную О, а в корнях остальных слов ее нет.

Запретит – лишнее слово, так как это глагол II спряжения, а остальные глаголы I спряжения.

Зацементирует – лишнее слово, так как имеет в корне две непроверяемые гласные е, а слово замелькает – одну проверяемую безударную гласную.

– Итак, осталось слово замелькает.

– Для того чтобы записать это слово в других формах лица и числа, что нужно сделать?

– Почему не нужно обращаться к неопределенной форме этого глагола? (Окончание уже известно, оно относится к I спряжению, значит, и у других форм будут окончания I спряжения.)

– Проспрягайте этот глагол, запишите формы через запятую, выделите окончания.

6. Самостоятельная работа.

– Глаголы I спряжения поставьте в 3-е лицо единственного числа, а глаголы II спряжения – в 3-е лицо множественного числа.

I вариант.

Колоть, тушить, беседовать, готовить, получить, тонуть, сушить.

II вариант.

Стучать, шептать, торопить, стрелять, рубить, мокнуть, сушить.

(Проверка по готовому образцу.)

IV. Итог урока.

– Как определить безударное окончание глагола?

Домашнее задание: упражнение 417.

Урок 100
Как по неопределенной форме узнать
спряжение глагола?

Цель: уточнить знания об особенностях глаголов I и II спряжения; ознакомить с глаголами-исключениями, развивать умения распознавать их в тексте и правильно писать безударные личные окончания.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Как вы действовали, чтобы определить безударные окончания глагола?

– Какие окончания могут быть у глаголов I спряжения?

– Какие окончания могут быть у глаголов II спряжения?

– Покажите сигнальными карточками, к какому спряжению вы отнесли каждый из глаголов, назовите окончания.

III. Работа по теме урока.

1. Письмо под диктовку.

– Я буду диктовать глаголы парами. Первый глагол записывают учащиеся первого варианта, а второй глагол – второго. Глаголы вы записываете в столбик, в скобках указываете рядом начальную форму, окончания глаголов выделяете.

платит рисует
носит сеет
готовит пишет
почитает половит
строит спасает

– Назовите общие признаки у слов вашей группы. (3 л. ед. ч.)

– Какой глагол можно назвать лишним в первой группе? (I спряжения – почитает.)

– Назовите лишний глагол II варианта, но по другому признаку. (Буд. вр. – половит.)

– По каким четырем признакам сразу эти глаголы в своей группе лишние? (Время, вид, спряжение, приставка.)

2. Упражнение 418 (задачник).

– Посмотрите внимательно на глаголы и их неопределенные формы. В двух глаголах есть еще одна тайна.

– Что не так?

– Прочитайте сообщение от авторов на с. 35 в учебнике, и еще одна тайна глаголов вам откроется.

– Для того чтобы эти глаголы было легче запомнить, предлагаю вам такое стихотворение для заучивания.

Гнать, держать,

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать,

Ненавидеть

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть

Вы запомните, друзья,

Их на -е- спрягать нельзя!

– Эти глаголы-исключения относятся ко II спряжению. Но на этом тайна глаголов до конца не открыта. Попробуйте ее открыть сами. Понаблюдайте за глаголами из совета-шутки.

Сначала ты салфетку

На столе постелешь

И лишь потом ты курицу

Наголо побреешь.

– Поставьте глаголы в неопределенную форму. Теперь догадались?

II. Повторение изученного материала. - student2.ru

– Так сколько же всего глаголов, исключенных из своего спряжения?

3. Упражнение 420.

– Какая в связи с этим появилась новая колонка в нашей таблице?

– Зачем она, по-вашему, нужна?

4. Упражнение 421.

– С какими же двумя глаголами мы встретились в стихотворении С. Маршака? (Упр. 418.)

– Запишите их в таблицу. Сначала с «окошками» в окончании, как того требует задание, и лишь после заполнения всех граф впишите окончание.

II. Повторение изученного материала. - student2.ru

5. Упражнение 422.

Дети читают задание и работают, записывая упражнение в тетрадях, а вызванные к доске ученики выполняют его, комментируя объяснение вслух.

6. Упражнение 423.

Работа в парах по заданию учебника.

– Какие глаголы-исключения встретились вам в задании?

– По какому спряжению они изменяются?

– Какие окончания вы им определили?

– На какие глаголы они очень похожи?

– Как вы их отмечали?

IV. Итог урока.

– Какую тайну глаголов вы открыли?

– Сколько глаголов-исключений относится ко II спряжению?

– Сколько глаголов-исключений относится к I спряжению?

– Кто запомнил глаголы-исключения?

Домашнее задание: упражнение 424.

Урок 101
Правильные действия – правильная буква

Цель: формировать умения распознавать в тексте глаголы-исключения и правильно писать окончания глаголов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Как найти неопределенную форму глагола?

– Какие окончания могут иметь глаголы I спряжения?

– Какие окончания могут иметь глаголы II спряжения?

– Какие глаголы-исключения относятся ко II спряжению?

– Какие глаголы-исключения относятся к I спряжению?

– Назовите глаголы II спряжения и их окончания из домашнего задания.

– Есть ли среди них исключения?

– Назовите глаголы I спряжения и их окончания.

– Есть ли среди них исключения?

III. Работа по теме урока.

1. Почему 13 глаголов в русском языке называются исключениями?

1) Упражнение 425 (задачник).

– Мальчик-иностранец написал глаголы-исключения. Проверьте его работу.

– Какие глаголы он написал верно?

– Какие глаголы он написал ошибочно?

– Какие глаголы он не написал вообще?

– Выполните последнее задание этого упражнения в рабочей тетради.

2) А вы сумеете записать все глаголы-исключения?

– Запишите глаголы-исключения во множественном числе:

на -ать – в первом лице;

на -еть – во втором лице;

на -ить – в третьем лице.

(Проверка по готовому образцу.)

3) Сравнение глаголов-исключений.

Упражнение 427.

– В чем разница в глаголах в парах.

– Познакомьтесь с сообщением на с. 37.

– Что вы узнали нового о глаголах-исключениях?

– Продолжите ряд глаголов-исключений с приставками и суффиксом II. Повторение изученного материала. - student2.ru

– Запишите глаголы, данные в парах, в форме 3-го лица ед. числа. Добавьте к ним пары брить – побрить, стелить – застелить.

4) Упражнение 428.

Дети выполняют его по заданию учебника с комментированием.

II. Повторение изученного материала. - student2.ru

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень!

5) Игра «Отгадай и докажи».

Игроки получают карточку с загадкой.

Задача: отгадать загадку, назвать глаголы в ней и объяснить правописание безударного окончания.

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собака ла.т, а достать не мож.т
 
По воде хвостом виля.т, и зубаста, да не ла.т
 
Сладкие крошки на коротких ножках. Кто их увид.т, тот и поклон.тся
 
Черный конь скач.т в огонь, рогами бода.т, еду хвата.т
 
Нос, как хобот у слона, на спине рука одна. Мы с плиты его снима.м, угоща.т всех он чаем
 
Летом одева.тся, а зимой раздева.тся
 
Ход.т конь вороной, тащ.т город за собой
 
Сердитый дед во сто шуб одет. Кто его раздева.т, тот .слезы пролива.т

Отгадки: луна, щука, земляника, ухват, чайник, лес, поезд, лук.

6) Упражнение 429.

– О ком говорится в стихотворении С. Маршака?

– А второй отрывок к какому жанру относится?

– Посмотрите на обозначения учеников на с. 42 (задачник).

– Кто из них прав? Что обозначает каждый знак в записи?

– Зачеркните неправильную запись.

– Над глаголами в стихах поставьте знаки «+», «–» и решите орфографические задачи в окончаниях.

(Выполняют с объяснением.)

7) Самостоятельная работа по выбору.

а) Задание не содержит глаголов-исключений.

– Напишите предложения в том порядке, который указан в таблице. Решите орфографические задачи. Укажите спряжение глаголов.

Долина сохн.т и пестре.т.

Ночью в полях под н.певы м.тели дремл.т бере.ки и ели.

Скоро теплый вет.р все пр.буд.т ото сна.

Скоро степи зап.стре.т, скоро светлая в.сна.

№ предложения Спряжение глаголов

Наши рекомендации