III. Повторение изученного материала.

1. Прочитайте еще раз тексты из упражнений 21–23.

– К деловой или картинной речи вы их отнесете? Объясните.

2. Работа с упражнением 24.

1) Чтение текста.

– Вы представляете картину, которую нарисовал писатель?

– К какому жанру вы отнесете этот текст?

– Какими секретами картинной речи воспользовался автор?

– Какие ещё секреты вы знаете?

– Почему слово «читал» употреблено в кавычках?

2) Пересказ отрывка.

– В чем особенность второго предложения?

(4 однородных сказуемых.)

3) Завершение зарисовки.

– Представьте себя на месте писателя.

– Как можно завершить зарисовку?

(Завершение может быть таким: «Я подошел и взял блокнот. Между листочками еще лежали…»)

4) Запись текста.

– Запишите текст, решая орфографические задачи и логически завершив его.

III. Повторение изученного материала. - student2.ru

На зарядку солнышко

Поднимает нас,

Поднимаем руки мы

По команде «раз».

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде «два».

Соберем в корзинки

Ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся

По команде «три»,

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть.

3. Работа со словесными зарисовками.

1) Когда мы пользуемся художественной речью, наша задача в том, чтобы тот, кто будет слушать или читать, увидел нарисованные картины так же, как видим их мы, почувствовал то же, что чувствуем мы.

III. Повторение изученного материала. - student2.ru

– Вы можете сказать, на какую речь указывает третья стрелка в выводе?

2) Игра «Будь точен».

Соедините слово ВЕТЕРОК только с теми словами, с которыми его можно употребить.

Сильный   Дует
Легкий   Шумит
Порывистый   Веет
Резкий   Ласкает
Ласковый ВЕТЕРОК Покачивает
Холодный   Треплет
Теплый   Раскачивает
    Гнёт
    Колышет

– Почему не с любым словом уместно употребить слово «ветерок»?

3) Работа с зарисовками.

– Прочитайте зарисовки. Какой цветок описывается?

– По каким признакам вы его узнали?

– К какой речи можно отнести описания?

а) Желтый… – маленькой луговое солнце. Уйдет солнце за тучи, и луговое солнышко тоже спрячется – укроется зеленым платочком.

б) Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми головками. Всю ночь крепко закрыты желтые корзинки… Только с восходом солнца они открываются, как бы радостно улыбаясь, широко раскрывая лепестки-лучи.

– А если нужно рассказать по-деловому?

– Как вы построите свой рассказ?

План рассказа

1. Из каких частей состоит.

2. Когда цветет.

3. Какого цвета.

4. Как меняет свой вид.

(Деловой текст записывается детьми по плану под руководством учителя.)

4) Работа с упражнением 25.

– Прочитайте записи Н. Сладкова.

– К какому жанру их следует отнести?

– В чем отличие этого жанра от этюда?

– Какими секретами картинной речи воспользовался автор?

– Спишите первый текст, решая орфографические задачи и отмечая их.

(Проверка постановки букв на месте «окошечек» проводится сигнальными карточками.)

IV. Итог.

– О каких особенностях картинной речи вам известно?

– Какие требования к речи вы знаете?

Домашнее задание: упражнение 25 (последнее задание).

Урок 8
Делаем дневниковые записи

Цель: ознакомить с назначением личного дневника и особенностями оформления в нем записей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– В домашнем задании вам нужно было решить следующие орфографические задачи:

птич?ю

по?хожу

пес?ню

с.ница

(у)нее

две гусениц?

– В каких словах пропущена буква в корне? Объясните ее постановку.

– В каких словах буква пропущена в приставке?

– Какую букву вы поставили? Почему?

– В каком слове вы думали над определением окончания? Докажите правильность своего выбора.

– Какую орфографическую задачу решали в случае «(у) неё»?

III. Работа по теме урока.

1. – Можете ли вы определить жанр текстов Н. Сладкова?

– Есть ли в них сходство со страницами вашего дневника?

– Что особенного в текстах, которые называются дневниковыми записями?

2. Знакомство с сообщением о дневнике на с. 13.

– Так что же такое дневник? Как бы вы объяснили иностранцу?

– Прочитайте сообщение авторов об этом.

– Какие сведения для вас оказались новыми?

– Можем ли мы назвать дневник жанром? Почему?

3. Работа с учебником. Выполнение упражнения 28.

– Прочитайте начало дневниковой записи в тетради-задачнике.

– В каких случаях, как вы считаете, мы можем это делать, не нарушая этических норм?

– Как вы считаете, правильно ли поняла девочка назначение дневника?

– Что отражают в дневниковых записях?

– Зачем вообще вести дневник?

– Кому он может помочь и в чем?

– Решите орфографические задачи за девочку, вставьте нужные буквы.

– В каких словах написание букв нужно запомнить?

– В каких случаях вы пользовались проверочными словами?

4. Составление странички дневника (упражнение 29).

– Подумайте, о каких летних впечатлениях вы бы могли составить страничку своего личного дневника?

– Что вы станете рассказывать?

– Надо ли подробно описывать событие?

– Дневник называют личным, о чем это говорит?

– Что же «личное» в нем отражается?

– Прочитайте о том, что сообщает Антон.

– Вы согласны с ним?

– Что бы вы ответили мальчику?

– Прочитайте сообщение авторов на с. 14.

– Представьте одно событие и напишите о нем, как бы написали в личном дневнике.

(После выполнения задания дети зачитывают тексты, обсуждают правильность их записи.)

III. Повторение изученного материала. - student2.ru

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

– Можно ли текст физкультминутки назвать дневниковой записью? Почему?

5. Работа в парах.

– Что же означает понятие КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДНЕВНИК?

– В каких коллективах может вестись дневник?

– Как вы понимаете выражение «ДЕЛОВОЙ ДНЕВНИК»?

– Какие записи вы бы вели в нем?

– Тема странички дневника «Первое сентября». О чем вы расскажете в коллективном дневнике?

– Составьте одну страничку дневника на тему «Первое сентября» (по выбору).

6. Коллективное обсуждение.

– Сева Котлов – герой повести А. Алексина «Необычайные похождения Севы Котлова» – по совету своей мамы вел дневник.

10 ноября

…Вчера вечером, когда я слонялся без дела по квартире, мама сказала:

– Займись-ка лучше дневником. Это очень хорошее дело! Каждый день записывай в тетрадку все самое важное. А когда-нибудь, через много-много лет, тебе будет очень интересно почитать ее своим детям или даже внукам и вспомнить, как ты был маленьким.

– Не маленьким, а школьником среднего возраста! – поправил я маму. – Так ведь в книгах пишут: «Для среднего школьного возраста».

– Ну, пусть так, – согласилась мама. – Только пиши о себе правду, ничего не сочиняй. А то тебе же самому будет неинтересно читать свой дневник, если в нем будет неправда…

– Какие советы дала мама Севе?

– Почему в дневнике принято писать только о том, что было на самом деле?

IV. Итог урока.

– С каким новым жанром мы познакомились на уроке?

– Какие виды дневников вы теперь знаете?

– Какие существуют правила для ведения дневника?

Домашнее задание: составить страничку личного дневника о прошедшем дне.

Урок 9
Что ты знаешь о словах?

Цель: воспроизводить знания о грамматическом значении слов, систематизировать знания о словах.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Орфографическая работа.

(На доске записан текст.)

Счас.ливый (с,С)ерё.ка вприры.ку (з,с)б.жал по(лес.нице). У мал.ч.гана праз.ник. В его т.традке по ру.кому языку ст.ит п.тёрка за дикто.ку. Дома (с,С)рё.ка сообщил папе про п.тёрку. Папа радо.но улыбнулся и спросил, как (С,с)ерё.ке это уд.лос. Мал.чи. ра.казал, что с.дит с Ниной, она пишет без ош.бок. Папа грус.но посмотрел на (с,С)ерёжку и ск.зал, что он принёс д.мой ч.жую п.тёрку.

– Почему папа не обрадовался «успеху сына»?

– Как вы понимаете выражение «чужая пятерка»?

– Давайте решим орфографические задачи в этом тексте.

– Какие знания нам для этого потребуются?

– Нужно ли определять, в какой части слова находится орфограмма?

– Объясните постановку букв, доказывая проверочными словами там, где это возможно.

III. Работа по теме урока.

1. Упражнение 32.

– Понятен ли вам смысл прочитанных слов?

– А рассказать о них вы что-нибудь можете?

– Какого значения нет у этих слов, а какое есть? (Нет лексического значения, а есть грамматическое.)

– Назовите как можно больше признаков слов как частей речи.

2. Упражнение 33.

– Что вы можете сказать о строении предложений в этом отрывке?

– Запишите первое предложение в тетрадь, подчеркните главные члены.

– На какие свои знания о главных членах вы будете опираться, чтобы правильно выполнить задание?

– Какие орфограммы встретились в этом предложении?

– В каком времени употреблены глаголы? Как вы это определили? Выделите примету глаголов прошедшего времени

– Почему об этом суффиксе говорят, что он передает значение формы слова?

– Как научно называется слово, играющее роль подлежащего в этом предложении? (Имя собственное.)

– Почему вы пришли к этому определению?

– Есть ли в этом отрывке слово, однокоренное с подлежащим?

– Выпишите подлежащее, припишите к нему однокоренные слова. Покажите их строение.

– Попробуйте продолжить ряд родственных слов. При помощи чего вы будете образовывать новые слова? Запишите эти слова, покажите их состав.

– Как называются члены предложения, кроме главных?

– Сколько второстепенных членов в первом предложении?

– Почему их меньше, чем слов?

– БУТЯВКУ и БУТЯВКА – это разные слова или формы одного слова? Докажите свой ответ.

– Какая часть слов указывает на форму?

– Можем ли мы определить падеж?

– Поставьте это слово в форму творительного падежа; предложного падежа.

– Каких знакомых вам самостоятельных и служебных частей речи в отрывке нет?

3. Выполнение упражнения 34 по заданию учебника.

III. Повторение изученного материала. - student2.ru

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

4. Упражнение 36.

а) – Прочитайте отрывки. В них использованы настоящие слова или нет? Докажите.

б) – Ответьте на вопросы после текста (коллективно).

в) Задания по вариантам.

I вариант

– Запишите первый отрывок.

– В первом предложении подчеркните главные члены.

– Выделите в тексте по 3 слова, соответствующие по строению схемам:

III. Повторение изученного материала. - student2.ru

II вариант

– Запишите второй отрывок.

– Во втором предложении подчеркните главные члены.

– Выделите в тексте по 3 слова, соответствующие по строению схемам:

III. Повторение изученного материала. - student2.ru

IV. Итог урока.

– Какие значения бывают у слов и какие части слова о них сообщают?

– На какие группы делятся слова как части речи?

– Как слова становятся членами предложения? Какими они бывают?

– В чем особенность служебных слов?

Домашнее задание: составить 3 предложения с «ненастоящими» словами, подчеркнуть главные члены, обозначить части речи.

Урок 10
Как ты умеешь анализировать слова?

Цель: повторить звукобуквенный разбор, составить слова, восстановить базовые грамматические знания и умения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Предварительно два ученика записывают на доске предложения, которые составили дома.

На примере придуманных слов определяются грамматические признаки.

III. Работа по теме урока.

1. Упражнение 37.

Определение значения слов.

а) – Что обозначает слово ГРИБНИЦА?

б) Звукобуквенный анализ.

– Прочитайте памятку на с. 146.

–Зачем нужно слушать слово?

– Почему звуки и буквы удобнее записывать в столбики?

– Что показывает подсчет букв и звуков?

– Почему их количество бывает разным?

– Всегда ли при одинаковом количестве звуки и буквы совпадают?

– Выполните звукобуквенный анализ слова ГРИБНИЦА (на доске, под руководством учителя).

в) Разбор по составу.

– Прочитайте памятку на с. 147.

– Сколько частей в слове ГРИБНИЦА?

– Какую часть слова определяем первой? Как?

– Как определить границы корня?

– Какая часть слова находится между корнем и окончанием?

г) Анализ слова как части речи (устно).

2. Упражнение 38.

– Совпадает ли в слове ДАЮТ количество букв и звуков? Почему не совпадает?

– В слове ДАТЬ количество букв и звуков одинаково? Почему?

– А в слове ЖИЛ?

– Выполните звукобуквенный анализ этих слов.

– Что помогает узнать о слове этот вид анализа?

– Прочитайте сообщение авторов на с. 19.

– Дополняет ли оно ваш ответ?

3. Упражнение 40 выполнить по заданию учебника.

III. Повторение изученного материала. - student2.ru

Мы писали и устали,

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали, раз, два, три,

Ножками потопали, раз, два, три,

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

4. Игра «Сортировщики».

Распределите слова по группам:

1) все согласные звуки твердые;

2) все согласные звуки мягкие;

3) звуков больше, чем букв;

4) букв больше, чем звуков.

Деньки, мороз, коньки, енот, лодка, друзья, такие, чайники, радостно, малыши, семечки, яркие, зимняя, льдинка, лебедь.

– Какие слова вы записали сразу в две группы? («Деньки»; «лебедь» – группы 2-я и 4-я).

– Какое слово осталось «лишним»? (Друзья.)

5. Упражнение 41.

– Объясните постановку букв на месте пропусков.

– Выделите части слов. Помогает ли это решать орфографические задачи?

– А помогает ли строение слова объяснять его значение?

IV. Итог урока.

– Какую помощь оказывают знание звукобуквенного состава слова и определение строения слова?

Домашнее задание: упражнение 42.

Урок 11
Как ты умеешь анализировать слова?

Цель: развивать умения определять строение слова, образовывать родственные слова, распознавать место орфограммы в слове.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Назовите имена существительные, которые встретились в задании.

– Перечислите имена прилагательные.

– Есть ли среди слов глаголы?

– Помогает ли вам знание строения слова грамотно писать? Докажите.

– В каких словах вы встретились с орфограммами корня?

– Объясните постановку букв на месте пропуска в корнях слов.

– В каких словах потребовались знания о правописании приставок?

– Объясните постановку букв на месте пропусков в приставках.

– В какой еще части слова были пропуски?

– Какие буквы вы поставили?

III. Работа по теме урока.

1. Составление слов по схемам.

– Давайте вспомним два признака родственных слов. (Учащиеся записывают схему.)

– Догадайтесь, какие однокоренные слова написаны, и напишите их в столбик.

– Докажите, что в каждом столбике вы написали однокоренные слова. (Учащиеся заполняют схему.)

III. Повторение изученного материала. - student2.ru

III. Повторение изученного материала. - student2.ru

– Какая часть слова делает их близкими по смыслу? (Корень.)

– Какие части слова делают их разными по смыслу? (Приставки, суффиксы.)

– Подберите слова, которые соответствуют этим схемам:

III. Повторение изученного материала. - student2.ru

– Какой частью речи являются эти слова? Докажите.

2. Упражнение 43 (тетрадь-задачник).

– Образуйте от данных слов указанные части речи, выполняя команды вопросов.

– Запишите получившиеся слова во второй столбик, но сначала подбирайте подходящие по смыслу существительные из «справочного бюро». (Задание выполняется на доске.)

– Два последних глагола совпадают по форме. Как будем определять, с каким существительным записывать каждый из них?

– Какие суффиксы вам помогли в словообразовании?

– Каково значение суффикса в глаголах?

– Какие орфографические правила встретились в задании?

– В каких частях слов находятся орфограммы? Объясните.

3. Упражнение 44.

– Назовите слова, которые по строению такие же, как слово ПОСАДКА III. Повторение изученного материала. - student2.ru

– Какие орфограммы и в каких частях слов встретились? Объясните правописание.

– Какое по строению слово можно назвать «лишним»? («Половинка» – в нем нет приставки.)

ПОСАДКА ПОДСТАВКА ПОДЕЛКА ПОЕЗДКА

– К какой части речи относятся эти слова?

– От какой части речи они образовались?

– Какой суффикс помог в словообразовании?

– Какие значения (грамматические) придают окончания в этих словах? (Ед. число, жен. род.)

III. Повторение изученного материала. - student2.ru

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

– Какие глаголы с приставками встретились в стихотворении? (Отдохнем, вздохнем, посмотрели, согрели, встали.)

– Что вы знаете о правописании этих приставок?

4. Упражнение 45.

– Образуйте от слов СОР, СМЕХ, ДРУГ однокоренные слова.

Сор – сорняк, сорить.

Смех – смешить, смешной.

Друг – дружить, дружный

– К какой части речи относятся образованные слова?

– Покажите строение слов.

– Что вы наблюдаете в корне?

– Приведите другие примеры чередования согласных в корнях родственных слов.

«Заморочки из бочки» (учитель предлагает детям вопрос на сообразительность).

– Можно ли слово ДРУЗЬЯ назвать родственным последней группе слов?

– Что можете сказать о корне?

– Сделайте вывод.

– Как называются значимые части слов по-научному? (С. 21.)

5. Игра «Разбери матрешку».

На доске записаны 3 слова:

ПРИВОЗИТЕ, УХОДИТЕ, ЗАНЕСИТЕ

Детям нужно, отнимая по одной части (окончание, суффикс, приставка), разобрать слово, как матрешку, чтобы каждый раз получалось новое слово, и записать все эти слова под исходным словом. Выигрывает тот, кто правильно и в то же время быстрее других выполнит задание. Победитель рассказывает, какую часть слова он отнял и какое новое слово получилось.

– Без какой части слово не может жить? (Без корня.)

6. Шарада.

Мой корень в просьбе заключен.

(В ней он озвучен и смягчен.)

Приставка – в воплощенье где-то,

На целое – все жду ответа.

(Вопрос.)

7. Упражнение 46 (по заданию учебника).

IV. Итог урока.

– Какую работу выполняют приставки и суффиксы?

– Зачем нужно знать строение слова?

Домашнее задание: упражнение 49.

Урок 12
Как ты умеешь анализировать слова?

Цель: развивать умения анализировать слова как части речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Почему слово «молочко» написано в кавычках?

– Какие части содержит слово «ОПАСНОСТИ»?

– Докажите, что в нем 2 суффикса.

– Какие предложения называются предложениями с прямой речью?

Наши рекомендации