V. Повторение изученного материала.

Белоснежка. Мои гномы – шалунишки,

Поиграть они хотят.

Никогда им не встречалось

Столько умненьких ребят!

– Ребята, поиграем с гномами? Тогда отправляемся к Говоруну. Он приготовил для вас интересное задание. Гном Говорун очень много говорит, поэтому внимательно слушайте задание, которое он предлагает выполнить.

Ÿ Слуховой диктант.

– Выпишите слова с мягким знаком.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

Б. Заходер

– Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!

Вот бы тебе, заяц, да волчьи ноги!

Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!

– Э-э, что мне клыки да когти:

Душа-то у меня все равно заячья!

По Н. Сладкову

Вывод: Осень, осенью, деньки. Мальчик, окунь, окуньки, Колья, стулья и скамья, Крылья, братья и семья. Расскажи, зачем и как Служит в речи мягкий знак. V. Повторение изученного материала. - student2.ru Слова записаны на доске

Учащиеся рассказывают о правилах написания мягкого знака – разделительного и обозначающего мягкость.

VI. Словарная работа.

– Гном Мечтатель познакомит вас с новым словарным словом. Отгадайте загадку:

Без крыльев летит,

Без ног – бежит.

Без паруса – плывет.

(Облако.)

Этимологическая справка.

Облако. Слово заимствовано из старославянского языка, где образовано от глагола «обвалакати», соответствующего современному русскому глаголу «обволакивать». Таким образом, облако – то, что обволакивает небо.

СКАЗКА

Мальчик строил лодку.

И построил лодку.

И поплыл по речке

В тихую погодку.

Лодка острым носом

Воду бороздила.

Облако дорогу

Ей загородило.

Мальчик въехал в облако,

В белое, густое.

А за первым облаком –

Облако второе,

Облако пуховое,

Облако из снега.

А за третьим облаком

Начиналось небо…

Д. Самойлов

Ÿ Работа по тетради для самостоятельной работы (с. 39). Запись слова с выделением орфограммы.

VII. Изучение нового материала.

Познавательные УУД:общеучебные– формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике.

Гном Грамотейка.

Было сели, стало съели.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? Твердый знак.

Твердый знак нам нужен тоже,

Без него писать не сможем:

Съезд, съедобный, объяснение,

И подъезд, и объявление.

На доске записаны слова с разделительным твердым знаком.

– После каких букв стоит твердый знак? (После согласных.)

– Перед какими буквами он стоит? (Е, ё, ю, я.)

– Прочитайте написание слова еще раз и скажите, что происходит с согласными и гласными, между которыми находится твердый знак? (Не сливаются при чтении.)

– Если твердый знак разделяет согласные и гласные, то как его можно назвать? (Разделительным.)

Ÿ Коллективная работа по учебнику.

Упражнение 39, с. 73–74.

Познавательные УУД:логические – установление причинно-следственных связей; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

– Сравните выделенные сочетания букв в каждой паре.

– Спишите слова с разделительным твердым знаком.

V. Повторение изученного материала. - student2.ru Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Вы старались, вы писали и немножечко устали.

Вверх поднимем ручки и дотянемся до тучки.

Уходи от нас скорей,

Не пугай ты нас, детей. (Прогоняют.)

Вот к нам солнышко пришло,

Стало весело, светло!

Наши рекомендации