V. Повторение изученного материала.
Белоснежка. Мои гномы – шалунишки,
Поиграть они хотят.
Никогда им не встречалось
Столько умненьких ребят!
– Ребята, поиграем с гномами? Тогда отправляемся к Говоруну. Он приготовил для вас интересное задание. Гном Говорун очень много говорит, поэтому внимательно слушайте задание, которое он предлагает выполнить.
Слуховой диктант.
– Выпишите слова с мягким знаком.
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.
Б. Заходер
– Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!
Вот бы тебе, заяц, да волчьи ноги!
Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!
– Э-э, что мне клыки да когти:
Душа-то у меня все равно заячья!
По Н. Сладкову
Вывод: | Осень, осенью, деньки. Мальчик, окунь, окуньки, Колья, стулья и скамья, Крылья, братья и семья. Расскажи, зачем и как Служит в речи мягкий знак. | Слова записаны на доске |
Учащиеся рассказывают о правилах написания мягкого знака – разделительного и обозначающего мягкость.
VI. Словарная работа.
– Гном Мечтатель познакомит вас с новым словарным словом. Отгадайте загадку:
Без крыльев летит,
Без ног – бежит.
Без паруса – плывет.
(Облако.)
Этимологическая справка.
Облако. Слово заимствовано из старославянского языка, где образовано от глагола «обвалакати», соответствующего современному русскому глаголу «обволакивать». Таким образом, облако – то, что обволакивает небо.
СКАЗКА
Мальчик строил лодку.
И построил лодку.
И поплыл по речке
В тихую погодку.
Лодка острым носом
Воду бороздила.
Облако дорогу
Ей загородило.
Мальчик въехал в облако,
В белое, густое.
А за первым облаком –
Облако второе,
Облако пуховое,
Облако из снега.
А за третьим облаком
Начиналось небо…
Д. Самойлов
Работа по тетради для самостоятельной работы (с. 39). Запись слова с выделением орфограммы.
VII. Изучение нового материала.
Познавательные УУД:общеучебные– формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике.
Гном Грамотейка.
Было сели, стало съели.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник? Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объяснение,
И подъезд, и объявление.
На доске записаны слова с разделительным твердым знаком.
– После каких букв стоит твердый знак? (После согласных.)
– Перед какими буквами он стоит? (Е, ё, ю, я.)
– Прочитайте написание слова еще раз и скажите, что происходит с согласными и гласными, между которыми находится твердый знак? (Не сливаются при чтении.)
– Если твердый знак разделяет согласные и гласные, то как его можно назвать? (Разделительным.)
Коллективная работа по учебнику.
Упражнение 39, с. 73–74.
Познавательные УУД:логические – установление причинно-следственных связей; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
– Сравните выделенные сочетания букв в каждой паре.
– Спишите слова с разделительным твердым знаком.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Вы старались, вы писали и немножечко устали.
Вверх поднимем ручки и дотянемся до тучки.
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас, детей. (Прогоняют.)
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло!