II. Сообщение темы и цели урока.
Ход урока
I. Организационная подготовка учащихся к работе.
II. Сообщение темы и цели урока.
Сообщение учителя.
Сегодня мы продолжим изучение деепричастия как особой формы глагола, познакомимся с деепричастным оборотом и основными правилами его пунктуационного оформления, будем учиться правильно употреблять деепричастия и деепричастные обороты в речи и расставлять при них знаки препинания.
III. Проверка домашнего задания с одновременной актуализацией опорных знаний.
1. Комбинированный опрос.
1.1. Индивидуальный опрос (1 человек у доски).
Задание (предлагается ученику на карточке, предложение для разбора заранее записано на доске):
1. Выполнить на доске дополнительные задания к упр. 275: а) морфемный разбор слова «заваленной»; б) словообразовательный разбор слова «бесплодные»; в) разбор по членам предложения последнего предложения. 2. Подготовиться к устному ответу по теме «Деепричастие как особая форма глагола: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль». |
1.2. Фронтальный устный опрос.
Проверка выполнения упр. 275, заданного на дом:
– К какому типу речи принадлежит текст упражнения 275?
– Назовите деепричастия, имеющиеся в предложениях, и вопросы, на которые они отвечают.
– Какие причастия вы нашли в тексте?
– Имеют ли эти причастия зависимые слова?
– Как называются причастия вместе с зависимыми от них словами?
1.3. Проверка и оценивание выполнения индивидуального задания у доски.
IV. Введение нового материала.
1. Анализ языкового явления (коллективно).
Предложение для анализа (записано на доске):
Принюхиваясь, прислушиваясь, труси́т барсук по своей тропе, не глядя по сторонам (Л. Семаго).
Задания и вопросы для анализа:
– Запишите предложение, подчеркните подлежащее и сказуемое.
– Какое значение имеет глагол «труси́т»? Поставьте в нем ударение.
– Найдите в предложении деепричастия.
– Кто совершает и основное, и добавочное действия?
– Какое из деепричастий имеет зависимые слова?
2. Сообщение учителя.
Как мы видим, деепричастие, как и причастие, может иметь зависимые слова. Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот: не глядя по сторонам.
Действия, выраженные и сказуемым, и деепричастным оборотом, относятся к лицу или предмету, названному подлежащим: барсук труси́т, барсук не глядит по сторонам.
Деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, в предложении является обстоятельством: Принюхиваясь, прислушиваясь, труси́тбарсук по своей тропе, не глядя по сторонам. И одиночные деепричастия, о деепричастные обороты обычно выделяются запятыми.
3. Анализ языкового явления (коллективно, устно).
Предложения для анализа (представлены на слайде):
1. В середине долины, поблёскивая среди валунов, бежал ручей (Д. Даррелл).
2. Бобр под водой грызёт ветки и корни, не открывая рта (Л. Семаго).
______
3. Вся команда чинит паруса не покладая рук (К. Паустовский).
Задания и вопросы для анализа:
– Найдите в предложениях 1 и 2 деепричастные обороты и глаголы-сказуемые.
– Где находятся деепричастные обороты по отношению к глаголу-сказуемому: впереди или после него?
– Влияет ли на постановку запятых при деепричастном обороте то, где он находится по отношению к глаголу-сказуемому?
– Найдите деепричастный оборот в третьем предложении и определите, какое значение он имеет.
– Выделен ли деепричастный оборот, являющийся фразеологизмом, запятыми?
4. Сообщение учителя.
Мы может сделать вывод, что деепричастный оборот выделяется запятыми независимо от того, на каком месте по отношению к глаголу-сказуемому он находится. Однако если деепричастие входит в состав фразеологизма, запятые не ставятся.
V. Первичное закрепление знаний.
Воспроизводящая беседа:
– Итак, что такое деепричастный оборот?
– Каким членом предложения он является?
– Как выделяется деепричастный оборот на письме?
– Выделяется ли деепричастный оборот запятыми, если является фразеологизмом?
VI. Формирование учебно-языковых и правописных умений.
1. Нахождение и объяснение языкового явления (коллективно, устно).
Задания:
– Прочитайте предложения упражнения 281, найдите в них деепричастные обороты и объясните, почему в одном случае деепричастный оборот выделен запятыми, а в другом – нет.
– Найдите в толковом словаре учебника на странице 295 объяснение лексического значения слова «амфитеатр».
2. Осложнённое списывание.
Задание. Из упражнения 279 перепишите предложения, выделяя запятыми деепричастия и деепричастные обороты и подчеркивая их как члены предложения.
Форма работы: предложения 1–2 – коллективно, 1 человек у доски; предложения 3–6 – самостоятельно, по вариантам, с последующей проверкой: 1-й вариант – предложения 3–4; 2-й вариант – предложения 5–6.
3. Переконструрование предложений (коллективно, устно).
Задание: из двух предложений составьте одно с деепричастным оборотом.
Предложения (представлены на слайде):
Мы плыли на катере. Мы любовались окружающей природой.
VII. Включение нового материала в систему ранее усвоенных знаний, формирование правописных и речевых умений и навыков.
1. Выборочное списывание (самостоятельно, с последующей проверкой).
Задание. Из текста упражнения 283 выпишите предложения в такой последовательности: 1) с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова; 2) с деепричастным оборотом. Причастные и деепричастные обороты подчеркните как члены предложения.
2. Сообщение учителя (примеры представлены на слайде).
Как мы уже знаем, действие, выраженное деепричастием или деепричастным оборотом, и действие, выраженное глаголом-сказуемым, относятся к лицу или предмету, названному подлежащим: Воробей, негромко чирикая, перелетал с ветки на ветку (воробей чирикал, воробей перелетал).
Если это требование нарушается, деепричастный оборот употреблен неверно: Поговорив с мамой, у Андрея улучшилось настроение. В данном предложении подлежащим является слово «настроение», но не оно «поговорило с мамой», а Андрей.
Такое высказывание надо исправить, переконструировав его, например, в сложное предложение: Когда Андрейпоговорил с мамой, у него улучшилосьнастроение.
3. Редактирование предложений.
Задание: Докажите, что в данных предложениях деепричастный оборот употреблен неверно. Отредактируйте предложения, исправив ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
Предложения для редактирования (представлены на слайде):
1. Узнав о скором приезде бабушки, у меня появилась мысль подготовить сюрприз.
2. Задача решилась легко, вспомнив изученную сегодня на уроке формулу.
3. Выполняя самостоятельную работу, у некоторых пятиклассников возникали вопросы.
Форма работы: предложения 1, 2 – коллективно, устно; предложение 3 – самостоятельно, письменно, с последующей проверкой.