I. Словарно-орфографическая работа. II. Повторение теоретических сведений о глаголе, с
II. Повторение теоретических сведений о глаголе, с. 32.
III. Найти глаголы в тексте(устно).
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Ф. Тютчев
Люблю березку русскую
То светлую, то грустную…
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится…
А. Прокофьев
Чудный день! Пройдут века –
Также будут в вечном строе
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
Ф. Тютчев
IV. Беседа по вопросам.
– Вспомните, на какие вопросы отвечает глагол?
– Как изменяется глагол?
Выполнение упражнения 73.
V. Изменение глагола по лицам и числам.
Учащиеся вспоминают спряжение глагола, повторяют личные окончания.
· Задание. Поставьте глаголы в заданных формах.
Лететь, дышать, гореть – 2л. мн.ч.; 3л. ед.ч.
Купаться, валяться – 1л. мн.ч.; 2л. ед.ч.
– Можно ли по личным окончаниям глагола определить спряжение?(Можно, если оно под ударением.)
VI. Работа с учебником.
1. Выполнение упражнения 74, взаимопроверка.
2. Выполнение упражнения 75 (устно) при помощи вспомогательных карточек (блоков).
VII. Определение спряжения глаголов.
· Задание. Записать глаголы, определить спряжение.
Строить, дышать, гнать, брить, стелить, гореть, спать, катать, смотреть, тереть, жечь, будить, ждать, войти, позвонить, сшить, возвратить.
VIII. Работа с текстом.
· Задание.Определите, словами какой части речи являются сказуемые в предложениях, а также попробуйте определить форму этого слова.
Бал на реке
Желтые лилии раскрываются с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в десять. Когда все белые распустятся, на реке начинается бал. (М. Пришвин.)
Домашнее задание:упражнение 76, прочитать материалы § 16.
Урок 18.
-ТСЯ и -ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ
Цель:повторить правописание глаголов на -тся и -ться.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Наблюдение над материалами учебника, с. 34.
1. Работа по картинке. Учащиеся поясняют наличие и отсутствие ьв глаголах купаться, валяется.
Уточняется форма глаголов.
2. Игра «Найди на картинке глаголы на -тся и -ться».
(Бросается, плескаться, улыбается, качаться (на воде), выливаться, дождаться, выплескивается)
III. Повторение правила на с. 34 с чтением образца рассуждения. Выполнение упражнения 78.
VI. Сообщение учителя.
– У глаголов в русском языке никогда не пишется «ца» в конце слова! Только слышится!
V. Выборочный диктант.
· Задание. Выберите на слух глаголы из предложения и запишите в группу -тся или -ться.
Правдой мир держится, честный правды не боится. Нечем хвалиться, если из рук все валится. Станешь лениться – будешь в хвосте волочиться. Учиться никогда не поздно. Хорошо трудиться – хлеб уродится. Кто врага не боится, того пуля сторонится. Кто хочет учиться, того лень боится. Недаром говорится, что дело мастера боится.
Пословицы
VI. Составить три–четыре предложения с глаголами на -тся и -ться, выделить грамматические основы.
VII. Словарно-орфографическая работа.
громадный, апельсин, бинокль, грамотный, костюм, профессия, канал, мандарин, рассвет, маршрут, рюкзак, ремень.
Домашнее задание:упражнение 79, правило, с. 34.
Урок 19.
ТЕМА ТЕКСТА
Цели: показать, как в сочинении должна раскрываться тема; развивать умение соотносить тему и содержание высказывания; развивать понятие узкой и широкой темы.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Определение темы текста.
Учитель читает стихотворение, опустив его название.
Дождь
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Пролетный дождь стучит.
С. Маршак
С о о б щ е н и е у ч и т е л я: каждый текст создается на определенную тему. Тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.
III. Работа с текстом.
· Задание. Прослушайте текст, определите тему.
Кони в золоте лучей
Летом мы со старшим братом были у бабушки в деревне. Брат в прошлом году закончил техническое училище и теперь работает на заводе. Осенью он пойдет в армию, а потом будет учиться в институте.
Однажды на рассвете мы отправились на рыбалку. Пришли на место. Закинули удочки. Но я смотрел не на поплавок, а на то, как у другого берега ребята купали лошадей. Искупали, сели на них верхом и поскакали по крутому берегу реки. В это время появилось солнце! Было так прекрасно: кони в золотых лучах солнца!
Они скакали, едва касаясь копытами земли. Их хвосты и гривы развевались на ветру и казались золотыми…
Несколько минут я стоял как завороженный, хотя кони были уже далеко. Клёв в то утро был отменный. Бабушка нашим уловом была довольна.
В о п р о с ы и з а д а н и я:
– Удачно ли озаглавлен текст?
– Укажите в тексте такие предложения, которые не помогают раскрытию темы.
– Где можно расширить повествование?
– Какое из предложений является ключевым, раскрывающим тему?