II. Словарно-орфографическая работа.

Лежал, приподнялся, поглядел, вскочил, зарычал, кидался, смотрел, подлетала, проскакал, перехитрила, утащила.

– Что объединяет предложенные слова? (Глаголы, прошедшее время.)

– На какие группы можно их разделить? (По виду, по родам.)

– Объясните все имеющиеся орфограммы.

(Дети записывают слова, объясняя и выделяя орфограммы.)

III. Актуализация опорных знаний.

1. – Текст-описание или текст-повествование можно создать, используя данные слова?

– Какие части речи особенно важны, когда речь идет о действиях?

– Какую роль при этом играют другие части речи?

– Когда авторы подробно показывают действия?

– Какая форма времени помогает читателю приблизиться и как бы наблюдать происходящее?

– Как уйти от повторов имен существительных в тексте?

2. Работа с учебником.

– Перечитайте тексты в упр. 584, 592.

– Какими секретами воспользовались авторы?

IV. Работа над составлением текста по серии картинок.

1. Беседа по содержанию.

– О ком может быть составлен текст со словами из орфографической минутки?

– По каким словам вы это определили?

– Откройте учебник на с. 100.

– Рассмотрите картинки, представьте, что вы все это наблюдали и теперь хотите рассказать другим.

– Какой будет главная мысль рассказа?

– Может ли эта мысль быть заключена в предложении со значением оценки?

– Какой текст будем составлять? Почему?

– Сколько частей предполагается?

Спал цветок и вдруг проснулся.

(Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел.

(Туловище вперёд, назад.)

Шевельнулся, потянулся.

(Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, влево, вправо.)

2. Озаглавливание частей текста.

– О чем повествует первая часть?

– О чем вторая?

– Как можно озаглавить части?

– Выберите наиболее подходящие заголовки.

1-я часть 2-я часть
Не удаётся украсть! Желание вороны. Злой пёс. Не отдам кость. Хитрая ворона. Перехитрила! Вот какая ворона! Ворона победила.

3. Составление устного рассказа.

– Какими секретами авторов при составлении предложений вы воспользуетесь?

– Как можно начать текст?

– Как закончить?

– Обдумайте и расскажите эту историю так, чтобы слушатель представил себе все так же, как вы увидели на картинках.

V. Написание сочинения.

– Запишите историю, стараясь словами рисовать события.

– После написания прочитайте, проверьте текст.

VI. Итог урока.

& Домашнее задание: нарисовать серию картинок с забавным поведением животных.

Урок 159
словами рисуем действия.
работа над ошибками

Цель: обучать составлению словесных историй по картинкам, точному употреблению глаголов.

Ход урока

I. Анализ работ.

1) – Какой по типу текст мы составляли на прошлом уроке? (Повествование.)

– Каким словам в подобном тексте отводится главная роль?

– Выберите из предложенных слов наиболее подходящие по смыслу глаголы.

Пёс (лежал, грелся на солнышке, валялся, скучал) возле будки.

Ворона (приблизилась, прилетела, захотела украсть, задумала обмануть, хотела утащить) …

Барбос (кинулся, бросился, зарычал, отпугнул, не подпустил) …

Стая ворон (налетела, спланировала, метнулась, отвлекла, обманула) …

Ворона (схватила, стащила, украла, умыкнула) …

(Работы учеников учителем проверены, указаны на полях речевые недочеты и ошибки.)

– Посмотрите на свои работы. Может, у кого-то появилось желание употребить другой глагол в рассказе, подпишите карандашом.

2) Какие слова помогли бы избежать повторов?

Пёс, …

Ворона, …

Стая, …

– Продолжите ряд.

– В случае необходимости сделайте отметки карандашом в своих работах.

3) – Прочитайте, какими предложениями вы начали повествование.

– Какими его закончили?

– Где уместно было употребить предложения восклицательные?

– Какие из записанных предложений можно было употребить в начале текста?

– Какие в конце?

Оказывается, ворона – умная и хитрая птица.

Вот так ворона!

А я думал, ворона менее смышлёная птица.

Вот же хитрюга!

– Если возникло желание изменить вступление и завершение текста, пометьте карандашом.

Наши рекомендации