V.Словарно-орфографическая работа

— Запишите слово акваланг.

Оно содержит два корня: латинский аква — вода и английский ланг — легкие. Слово акварель образовано от латинского аква — вода. От этого же корня образовано и слово аквариум. Это слово в латинском языке содержит суффикс -ариум-, означающий «вместилище», «хранилище».

VII. Продолжение работы по теме урока

(Упр. 22.)

— Прочитайте текст. Что нового вы узнали? На чем писали в Древней Руси?

(Выясняется, какая речь появилась раньше: письменная или устная.)

Материал для учителя

Кто изобрел бумагу?

Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Древние египтяне около 4000 лет назад брали стебли папируса, снимали кожицу и распрямляли ее. Потом полоски папируса клали крест-накрест и спрессовывали так, чтобы они склеивались. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма. Но это еще была не бумага. Ее изобрел в Китае примерно в 105 году человек по имени Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Торговцы из Китая путешествовали далеко на север и запад и пришли в город Самарканд. Там арабы переняли их секрет и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разо­шлось по всему миру, достигло Европы и пришло в Англию.

Кто изобрел перо?

До появления пера человек пользовался различными приспособления­ми для написания букв. Например, в древности использовали заточенный камень, чтобы нацарапать изображение на стенах пещеры. Приходилось обмакивать пальцы рук в сок растений и даже в кровь животных, чтобы изобразить что-либо на стене. Позднее стали использовать мел или куски глины. В Китае для изображения иероглифов использовали тонкие кисти из шерсти верблюдов. Возможно, первые перья были изобретены в Египте. Египтяне присоединили к полому тростнику кусочек меди. В качестве пера использовали кусочки металла, слоновой кости, а писали на таблич­ках, покрытых воском. С появлением в Средние века бумаги для письма стали использовать перья гусей, ворон, лебедей. Кончик пера заостряли и надрезали, и чернила стекали по перу вниз. Стальные перья появились в Англии в 1780 году. Шариковая ручка — изобретение XX века.

VIII. Итог урока

— Отгадайте загадки. О какой форме речи они напоминают?

Поверчу волшебный круг—

И меня услышат вдруг. (Телефон.)

Стальной конек по белому полю бегает, За собой черные следы оставляет. (Ручка.)

Стоит красивый сундучок. Его не тронешь — он молчок, А стоит ручки повертеть,

Он будет говорить и петь. (Телевизор, радиоприемник.)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета.)

— Итак, какая же бывает речь? (Устная и письменная.)

Какая речь называется устной, а какая письменной? (То, что мы говорим и слышим — это устная речь. То, что мы пи­шем и читаем — это письменная речь.)

— Приведите примеры устной и письменной речи.

— Как вы думаете, какая речь важна для человека? (Устная и письменная речь очень тесно связаны друг с другом. Для че­ловека важна и та и другая речь.)

Домашнее задание Упр. 23.

Урок 10. Выделение предложений в устной и письменной речи

Цели: формировать умение выделять предложение в уст­ной речи; развивать умение правильно оформлять предложение в письменной речи.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

II. Проверка домашнего задания

— Сколько в тексте предложений? (Четыре.)

— Как вы разделили текст на предложения? (В предложении о ком-либо или о чем-либо говорится; оно выражает закон­ченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу.)

— Как отделяются предложения одно от другого в письмен­ной речи?

III. Актуализация знаний

IV. Чистописание

V. Работа по теме урока

1. Работа с текстом.

Осень птицы летят на юг журавли летят клином ласточки летят стайкой ребята вышли проводить пернатых друзей дети машут платка­ми в добрый путь!

— Что вы заметили? (Текст не разделен на предложения.) — Прочитайте текст еще раз, определите границы предложе­ний, посчитайте, сколько в тексте предложений. (Семь.) (Предложения зачитываются вслух.)

— О чем этот текст? (Об осени, об отлете птиц на зиму в теплые края.)

— Все ли птицы улетают осенью? (Нет, есть зимующие птицы.)

— Одинаково ли улетают птицы? Что говорит автор?

— Прочитайте предложение, которое состоит из одного слова. (Осень.)

Почему мы можем сказать, что в данном случае это отдель­ное предложение, а не отдельное слово? (Хоть это предло­жение и состоит из одного слова, но в нем заключена мысль о том, что осень наступила.)

— Прочитайте еще раз предложения и найдите, о ком или о чем говорится в каждом из них.

— С каким предложением возникли затруднения? (С последним.) Хотя предложение состоит из трех слов, нельзя определить, о ком или о чем в нем говорится. В этом предложении заключена следующая мысль: провожая птиц в дальние края, дети желают им доброго пути, потому что впереди их ждет множество преград, по­этому не все птицы благополучно добираются до места зимовки, очень многие гибнут.

— Запишите пятое предложение в тетрадь. Что надо знать, что­бы правильно оформить предложение на письме? (Первое слово напишем с заглавной буквы, в конце поставим точку.)

— Всегда ли в конце предложения ставится точка? (Не всегда.)

— Найдите в тексте предложение с другим знаком препина­ния, запишите его. (В добрый путь!)

— Как вы думаете, почему в конце этого предложения стоит восклицательный знак? (Это предложение произносится с особым чувством.)

— Какие знаки препинания вы встречали еще в конце пред­ложений? (Вопросительный знак.)

Как вы думаете, когда в предложении ставится вопроситель­ный знак? (Когда в предложении о чем-либо спрашивается.)

— Составьте предложение, в конце которого нужно поставить вопросительный знак.

— Составьте предложение, которое произнесете с особым чув­ством.

— Какой знак поставите в конце такого предложения? 2. Самостоятельная работа.

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в теплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

Определите, сколько предложений в тексте. Перепишите его, правильно обозначая начало и конец предложений. Подберите название к тексту.

VI. Физкультминутка

Наши рекомендации