II. Словарно-орфографическая работа

(120) Морфоло́гия. Мо́рфе — ‘форма’,

Морфологи́ческий. ло́гос — ‘учение’ (греч.)

III. Подготовка к работе по таблице на с. 179 учебника.

— Все слова в языке (в зависимости от признаков, которые мы начнем сегодня изучать) распределяются по классам. Эти классы слов называются частями речи.

IV. Работа по таблице на с. 179 учебника.

— Части речи делятся на две большие группы: 1) самостоятельные; 2) служебные. Кроме них, в языке есть еще междометия, которые выделяются в особую (третью) группу частей речи.

V. Беседа о самостоятельных и служебных частях речи.

Что вы мысленно видите, когда я произношу слова: 1) радуга, голубое, плывет; 2) с, со, а, не, в, и?

Почему, когда произношу слова первой группы, вью «видите» картины, предметы, их признаки, действия, а когда произношу слова второй группы, вы ничего «не видите»?

В первой группе — слова, которые относятся к самостоятельным частям речи; они имеют лексическое значение. С каждым из этих слов в нашем сознании связаны понятия об определенном предмете, признаке, действии. Во второй группе — слова, которые относятся к служебным частям речи; они лексического значения не имеют.

На доске написано: 1) 9, май, 1945, год, наш, народ, торжественно, праздновать, день, Победа; 2) с, со, а, не, же, как, и, в, потому что, ибо. Из каких слов можно построить предложение, из каких нельзя? Почему?

Когда из слов первой группы, из слов самостоятельных частей речи, мы построим предложение, чем станут эти слова? (Членами предложения.) Какой отсюда вывод? В чем еще различие между самостоятельными и служебными частями речи?

VI. Грамматический разбор предложения, составленного из слов первой группы.

9 мая 1945 года наш народ торжественно праздновал День Победы.

Задания: 1. Произвести синтаксический разбор предложения. 2. По таблице запомнить группу самостоятельных частей речи. 3. Указать, к какой части речи относится каждое слово в составленном предложении 4. Проследить, есть ли в предложении служебные слова; сделать вывод из своих наблюдений.

— В составленном нами предложении служебных слов нет. Заметим: можно встретить целые абзацы, состоящие из таких предложений, в которых служебных частей речи нет. Например:

Великая Отечественная война закончилась. 9 мая 1945 года наш народ торжественно праздновал День Победы. Этот великий праздник каждый год отмечают народы нашей страны.

(Из учебника «История Отечества».)

Значит, основную информацию в тексте передают самостоятельные части речи.

VII. Продолжение работы по таблице.

Задание: перечислить служебные части речи, рассказать, для чего служат предлоги, для чего — союзы. Сравнить (устно) пары предложений, указать, чем они различаются по составу и по значению: 1. Сходи за почтой.— Сходил бы ты за почтой. 2. Иди.— Иди же! Сделать вывод из своих наблюдений. (Частицы добавляют различные оттенки к значению самостоятельных частей речи.) В тексте, воспринимаемом на слух, попытаться найти междометие.

Вспомним прекрасную повесть Виктора Голявкина «Мой добрый папа», ее последние, глубоко волнующие строки:

Была победа. Салют. Радость. Цветы. Синее море.

— Ура! — орал Боба. — Ура!

Возвращались домой солдаты. Но мой папа, мой добрый папа, он никогда не вернется.

— Междометие в этом тексте — слово ура. Оно служит для выражения чувства радости. (Дети приводят примеры междометий, выражающих другие чувства.)

VIII. Диктант с последующей самопроверкой и грамматическим заданием.

Это имя...

Только вдумайся, вслушайся

В имя «Россия»!

В нем и росы, и синь,

И сиянье, и сила.

Я бы только одно у судьбы попросила —

Чтобы снова враги не пошли на Россию...

(Ю. Друнина.)

Задание 1. Выразительно прочитать стихотворение. 2. Составить схему связи однородных членов во втором предложении; объяснить, что достигается именно таким соединением однородных членов. 3. Указать в тексте слова служебных частей речи. 4. Определить, к какой части речи относятся слова синь и сиянье.

IХ. Беседа об общем плане характеристики самостоятельных частей речи.

1. Сравнение слов прекрасно и прекрасно в двух написанных на доске предложениях:

II. Словарно-орфографическая работа - student2.ru

2. Комментируя памятку «Как определить части речи» (см. учебник, с. 283), подчеркиваем: 1) любой член предложения может быть выражен словами любой части речи; 2) синтаксические признаки частей речи проявляются в том, в каких словосочетаниях в качестве главного или зависимого слова они могут быть.

Домашнее задание: § 87; упр. 459, 462 (устно), 463 (письменно); повторить § 33.

Имя существительное (19+4)

Наши рекомендации