III. Словарно-орфографическая работа

— Расшифруйте слова (оратор, осанка, отдьих).

AT

OP АН OP ОС ДЫ КА ОТ X

— Объясните значения слов. Какое слово лишнее? Составьте предло­жения со словами. Запишите слова в словарик.

IV. Работа над темой

Коллективно-индивидуальная работа. Упр. 424, стр. 76—77; упр. 426, стр. 77-78.

V. Физкультминутка

VI. Повторение и закрепление изученного

Упр. 427, стр. 78.

VII. Проверочное списывание

— Спишите, вставив пропущенные буквы.

Последний сне... сходит (с)полей. Зв...нят (по)оврагам ручейки. Л..мают зимний ле... реки. В...сной ...живает З...МЛЯ. (На)д...рев...ях набухли клейкие поч...ки. По...вились первые цв...ты. Ходят (по)п...лям и д...ро...кам грачи. Весело чирикают шустрые вороб.. и. Птицы рады со...нцу.

Домашнее задание

Упр. 425, стр. 77; упр. 428, стр. 78.

Итог урока

Урок 149

Тема урока: Правописание окончаний имен существительных второго склонения.

Цели урока: Развивать умение правильно употреблять существитель­ные второго склонения.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Чистописание

Стол, корабль, море, платье.

— Что общего в словах? Сегодня мы составим цепочку из букв, кото­рые входят в состав окончаний этих существительных в творитель­ном падеже. Назовите и запишите цепочку букв.

алоелье-

— Когда так говорят?

Волков бояться — в лес не ходить.

— Запишите пословицу. Найдите существительное множественного числа, укажите падеж. Выделите окончание.

III. Словарно- орфографическая работа

— Прочитайте слот (отопление, одеколон).

ОТ... ПЛЕН... Е, ОД... КОЛ... Н

— Объясните смысл слов. Что общего в словах? Чем отличаются сло­ва? Составьте предложение с одним из слов. Запишите слова в сло­варик.

IV. Работа над ошибками

1. Диктант

Текут по оврагам, прилег в зелени, ходьба на лыжах, не­сутся к лугам, лежали под солнцем, покрыты шипами, про­дажа валенок, затянуто тунами, много гнезд, чистка сапог, компот из яблок.

2. Комментированное письмо. Упр. 429, стр. 79.

V. Физкультминутка

VI. Самостоятельная работа

Упр. 430, стр. 79; упр. 432, стр. 80.

Домашнее задание

Упр. 431, стр. 80; упр. 433, стр. 80.

Итог урока

Урок 150

Тема урока: Контрольный диктант по теме: «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонений».

Цели урока: Проверка умения правильно писать падежные окончания имен существительных 1-го и 2-го склонений.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II* Знакомство с текстом диктанта

Учитель читает текст.

Мурзик

Мурзик — мохнатый щенок с черными ушами. Однажды мы ушли на Глухое озеро. Мурзика оставили на веревке у забора. На Глухом озере мы пробыли четыре дня. Вдруг среди ночи при свете костра мы увидели морду Мурзи­ка. Мурзик визжал от радости. На шее болтался обрывок ве­ревки. Глаза покраснели от трудной дороги. На шерсти налип мусор.

Мы дали собаке мясо из банки. Мурзик лег около палатки и уснул.

III. Самопроверка

IV. Грамматические задания

1. Запишите.

На шее болтался обрывок веревки. Подчеркните главные и известные вам второстепенные члены пред­ложения.

2. Укажите падеж существительного «веревка».

3. К данным словам подберите по 3 существительных с безударными окончаниями, поставив их в том же падеже, с теми же предлогами. По берегу, по ... К земле, к ...

В море, в... В квартире, в ...

У. Самопроверка

Домашнее задание

Упр. 434, стр. 81; упр. 436, стр. 81.

Итог урока

Урок 151

Тема урока: Работа над ошибками.

Цели урока: Развивать умение работать над ошибками.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Сообщение общих результатов работы

III» Классификация типичных ошибок и работ над ними

Учитель заранее записывает на доску слова, в которых больше всего до­пущено ошибок.

— На какие- группы можно поделить слова? Обратите внимание на особенности их написания.

Проводится коллективно-индивидуальная работа над каждой группой ошибок.

IV. Самостоятельная работа

1. Прочитайте текст. Найдите три орфографические ошибки. Укажите падежи существительных второго склонения.

Зоопарк

В воскресенье мы поехали в зоопарк. Папалюбовался боль­шими попугаями с яркими перьями. Мне больше всего понра­вилась семья обезьян. Я угостил лофкую обезьянку яблоком. Она быстро села яблоко и еще попросила угощенья. Братья дали зверьками вкусного печенья.

2. Спишите предложения. Подчеркните дополнения.

1.Мама оставила в квартире ключи. 2. Ключи лежат на столе, 3. Строители уложили последние кирпичи. 4. Устрои­телей начался обеденный перерыв. 5. Механики отремонтиро­вали тракторы. 6. К тракторам они прицепили плуги. 7. Туристы скрылись за горой. 8. Туристов сопровождал врач.

— Какой частью речи выражены дополнения? Определите падежи су­ществительных.

3. Упр. 436, стр. 81.

Домашнее задание

Упр. 437, стр. 81.

Урок 152

Тема урока: Второстепенный член предложения — определение. Цели урока: Познакомить с новым понятием — определение. Разви­вать речь, творческое мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

II. сообщение темы и целей урока

— Сегодня мы вновь совершим увлекательное путешествие в Королев­ство Предложений. Нам дано право дать название еще одному вто­ростепенному поселку. Но для этого нужно преодолеть несколько препятствий. А самые активные получат звание Почетных Гостей Королевства Предложений.

III. Чистописание

1. Отгадайте загадку:

Красная девица По небу ходит. (Солнце)

На доске открывается карточка: СОЛНЦЕ

— Подберите однородные слова.

2 Индивидуальная работа.

Выполнить фонетический разбор слова «солнце». 3. Письмо букв.

— А мы с вами должны определить, какую букву будем писать на ми­нутке чистописания. Эта буква обозначает в слове «солнце» соглас­ный глухой парный твердый звук. (Буква «с».)

— Мы напишем ее с буквами, которые являются в алфавите ее соседя­ми. Назовите буквы. («Р», «т».)

— Запишите, продолжив закономерность:

сс рлгс,

IV. Диктант-цепочка

Путешественники стараются запомнить все, что они увидели и услы­шали в дальних странах. Нужно проверить, хорошая ли у вас память. Для этого проведем игру-соревнование «Кто больше запомнит».

Учитель диктует по 3 слова, победил тот, кто напишет все 12 слов пра­вильно. На доске открываются слова, и дети проверяют работы самостоя­тельно. Слова написаны на карточках. В это время учитель проверяет фонетический разбор.

Береза, листва, солнце, пригревает, осветило, поляна, весна, лесная, местность, ветер, дождь, резкий.

— Обозначьте склонения существительных. Подчеркните волнистой линией прилагательные.

Победители получают жетоны.

V. Работа над темой

1. Путешествие в Королевство Предложений.

— Нам нужно спешить в Королевство Предложений, а для этого сос­тавьте предложение, соответствующее схеме: ________________ _____

Одно из предложений составляется из карточек и записывается на дос­ке и в тетрадях. (Солнце осветило.)

— Что можете сказать о данном предложении?* (Повествовательное, не- распростран'енное.)

— Почему? (Состоит только из подлежащего и сказуемого.)

— Какой член предложения называется подлежащим? Сказуемым?

— Распространите предложение, выбрав подходящие по смыслу слова. Предложение составляется из карточек и записывается на доске и в

тетрадях.

На доске карточки со словами: «солнце», «осветило», «лесную», «поляну». На доске рисунок — карта Королевства Предложений.

— Каждому из слов данного предложения нужно найти местожительс­тво в Королевстве Предложений.

— Где поселится подлежащее? (В городе Подлежащих.)

Карточка со словом «солнце» прикрепляется на соответствующее место Королевства Предложений.

— Сказуемое? (В городе Сказуемых.)

Карточка со словом «осветило» прикрепляется на соответствующее место.

— Где поселятся другие слова? (Во второстепенные поселки.)

— Как же можно туда попасть? (Нужно задать вопрос.) Запись на доске и в тетрадях.

осветило (что?) поляну поляну (какую ?) лесную

— Найдите знакомый второстепенный член предложения. (Существи­тельное «поляну» — это дополнение.)

— Докажите. (Дети рассказывают правило).

Карточка «поляну» прикрепляется на рисунке в поселок «Дополнение».

— Что обозначает другой второстепенный член предложения? (Приз­нак предмета, явления.)

— На какие вопросы отвечает? (Какой?Какая?Какое?)

— Как же называется поселок, где живет это слово? Открывается карточка ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

— Как же называется этот второстепенный член предложения? (Опре­деление.)

— На какие вопросы отвечает определение? (Какой?Какая?Какое?)

— Что обозначает определение? (Признак предмета.)

— Какой частью речи выражено определение? (Прилагательным.) Активные учащиеся получают жетоны.

2. Знакомимся с правилом (стр.83).

— Прочитайте правило и скажите, что нового вы еще узнали об опреде­лении. (Определение отвечает на вопрос «чей?».)

Признак предмета Или явления Обозначает определение «Чей?» и «Какой?» Вопросы просты Лишь не хватает Волнистой черты.

— Подчеркните волнистой линией определение.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного

1. Упр. 438, стр. 83; упр. 439, стр. 83.

— Найдите предложение, в котором определение отвечает на вопрос «чьи»?

— Запишите предложение.

Далее предложения записываются по вариантам.

Вариант 1—1; вариант II — 2; вариант III — 3. После каждого вида работы учитель подводит итог, поощряя детей же­тонами.

2. Составление предложения. Упр. 441, стр. 85; упр. 442, стр. 85.

VIIL Самостоятельная работа

Вариант I: упр. 443 (1—2 предложения), стр. 85. Вариант II: упр. 443 (3—4 предложения), стр. 85

Домашнее задание

Мы возвращаемся домой и жители Королевства нам предлагают следу­ющее задание: упр. 440, стр. 84; упр. 444, стр. 85.

Итог урока

Учащиеся подсчитывают количество жетонов, победители получают звание Почетных гостей Королевства Предложений.

Урок 153

Тема урока: Закрепление по теме «Второстепенный член предложения — определение»

Цели урока: Развивать речь, умение распознавать определение в пред­ложении.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Чистописание

ие> ие

— Какая часть речи потеряла окончания? (Прилагательное.)

— Что можете сказать о данных прилагательных? (Прилагательные употреблены во множественном числе.)

— Приведите примеры. Запишите цепочки.

— Когда так говорят?

Умелые руки не знают скуки.

— Запишите пословицу. Выделите окончание прилагательного. Разбе­рите предложение по членам и по частям речи.

Один из учеников выполняет работу на доске.

III. Словарно-орфографическая работа

— Какие буквы пропущены?

Л... ШЬ, ПОС... ЕДИ

— Составьте предложение с этими словами. Запишите слова в словарик.

IV. Работа над темой

1. Составление предложений по картине.

Учитель демонстрирует картину или видеофрагмент с изображением весеннего пейзажа. На доске схемы предложений: Определение + подлежащее + сказуемое. Определение + подлежащее + сказуемое + дополнение. Подлежащее + сказуемое + дополнение. Сказуемое + определение + подлежащее.

— Составьте предложения, соответствующие схемам. Предложения составляются устно, наиболее удачные (по одному пред­ложению к схеме) записываются.

Далее можно предложить составить рассказ по картине.

2. Упр. 445, стр. 85.

Первое предложение выполняется коллективно. Далее дети работают по вариантам. Вариант I: 2—3 предложения; вариант II: 4—5 предложения.

V. Физкультминутка

VI. Повторение и закрепление изученного

Комментированное письмо. Упр. 446, стр. 85.

VII. Самостоятельная работа

1. Упр. 449, стр. 86.

2. Упр. 450, стр. 86.

Вариант 1:1—2-е словосочетания; вариант И: 3—4-е словосочетания.

3. Упр. 452, стр. 87.

Вариант I: 1-й столбик; вариант II: 2-й столбик.

Домашнее задание

Упр. 447, стр. 86; упр. 451. стр. 86-87.

Итог урока

Урок 154

Тема урока: Повторение изученного по теме «Второстепенный член предложения — определение».

Цели урока: Развивать речь, творческое мышление, умение распозна­вать определение среди других членов предложения.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Чистописание

Космонавт, синеть, лететь, ракета.

— Что общего в словах? (Все слова с безударной гласной в корне.)

— Какое слово лишнее? («Ракета». В слове непроверяемая безударная гласная «а».)

— На минутке чистописания мы напишем цепочки из букв, которые являются безударными гласными. Составьте такую цепочку.

аиеа>

— Составьте закономерность и выполните работу до конца строчки.

— Запишите слова, вставив попущенные буквы,

инт...ресный вч...ра б...бл..,отека к„.ртоф.,.лина

III. Наблюдение над второстепенными членами предложения

1. Определение или дополнение?

Лицо в веснушках, шапка с ушами.

— Прочитайте внимательно и поставьте правильно вопрос. Варианты ответов:

лицо (в чем?) в веснушках, шапка (с чем?) с ушами; лицо (какое?) в веснушках, шапка (какая?) с ушами.

— Кто прав? Каким членом в предложении будет существительное с предлогом?

Выслушиваются все варианты ответов. Затем учитель обобщает ответы детей.

— Чтобы правильно поставить вопрос, нужно внимательно читать. Оп­ределение обозначает признак предмета, а значит в приведенных со­четаниях зависимые слова — это определения. Если «с ушами» считать дополнением, то надо понимать так, что шапка живет сама по себе, гуляет с ушами вместе. А лицо, умываясь, не расстается (или расстается) с веснушками, (В. Бурмако)

Правильный вариант записывается в тетрадь.

— Спишите, поставив вопросы.

Костюм (...) артиста, книга (...) для детей, кофта (...) с пуговицами.

— Каким членом в предложении будет зависимое слово?

IV. Физкультминутка

V. Повторение и закрепление изученного

Упр. 454, стр. 88.

VI. Проверочный диктант

В горах

Хорошо весной в горах. Склоны запестрели цветами. Они тянут головки к весеннему солнцу и жадно пьют его луни. Выпрямились сухие травы.

Из серых скал выползла туна. Небо потемнело. Посыпал колючий снег и град. Ветер прогнал мохнатую тучу. Солнце растопило снег. Раскрылись цветы. Весело кружат заботли­вые пчелы.

VII. Грамматическое задание

1. Выпишите из диктанта 3 слова с безударными гласными е,ои подбе­рите к ним проверочные слова.

2. Выпишите из диктанта 3 слова с проверяемой согласной в корне и подберите к ним проверочные слова.

3. Разберите по частям речи и по членам предложения:

Ветер прогнал мохнатую тучу.

Домашнее задание

Упр. 453, стр. 88.

Урок 155

Наши рекомендации