II. Словарно-орфографическая работа. (не занятый работой) – (от древнерусского – праздъ –свобода)
(не занятый работой) – (от древнерусского – праздъ –свобода).
· Задание. Составьте предложение с одним из записанных слов, выделите грамматическую основу предложения.
III. Выполнение упражнения 88.
работу над упражнением можно продолжить с помощью вопросов.
1. Вспомните, как изменяются существительные?
2. Какого рода могут быть имена существительные в русском языке?
3. Какие слова являются словами-подсказками? (Он, она, оно). К какой части речи относятся эти слова?
4. В каком числе могут употребляться существительные? (В ед. и мн. ч.)
5. Назовите местоимение, помогающее определить множественное число имени существительного. (Они.)
6. Можно ли определить род существительного, если оно стоит в форме множественного числа?
IV. Тренировочные упражнения.
1. Выполнение упражнения 89, проверка.
2. выполнение упражнения 90.
Учащиеся повторяют названия падежей, падежные вопросы, вспоминают понятие одушевленности – неодушевленности.
V. Определение числа и падежа существительных.
Выполнение упражнения 91, комментирование.
Не лишним будет, если при комментировании учащиеся назовут и выделят главное слово, стрелкой покажут связь и запишут падежный вопрос, а также выделят окончание слова.
VII. Повторение типов склонения.
Работа с таблицей – упражнение 92.
VIII. Объяснительный диктант.
Тихая полночь, кругом тишь, белая ночь, острый нож, спящий сторож, старинный ключ, плащ-дождевик, солнечный луч, скорая помощь, серебристый лещ, зеленый камыш, лечащий врач, серая мышь, спелая рожь, скосить рожь.
IX. Игра «Распознай склонение».
Игра проводится с помощью карточек
Грач, пень, камыш, тушь, день, соль, дочь, черемуха, березняк, дичь, кувшин, черемша (трава), цветок, учебник, солнце, сковорода, окно, сердце, солдат, земля, каша, нож, дерево, пенек, туча.
X. Повторение орфограммы № 8.
Домашнее задание:упражнение 94, орфограмму № 8 выучить.
Урок 23.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Цель: закрепить умение написания падежных окончаний имен существительных.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа по таблице падежных окончаний имен существительных.
Работа с таблицей из упражнения 95. (В данной таблице даны только окончания -е и -и, потому что только они в безударном положении звучат неясно. При написании существительных I скл. нужно подставить проверочное слово (земля, вода, строка), имеющее ударное окончание, которое совпадает с безударным. Для слов II и III склонений этого делать не нужно, т. к. в этих случаях только один вариант написания: для существительных II скл. -е, для существительных III скл. -и.)
III. Объяснительный диктант.