Итоговая аттестация качества усвоения знаний
Итоговая аттестация проводится в форме зачёта на основе данных технологической карты и подготовленного портфолио, отражающих содержание заданий, критерии их выполнения, показывающей уровни сформированных компетенций.
Основное содержание дисциплины:
Тема 1.Специфика и классификации видов изобразительного искусства – графики, живописи, скульптуры; архитектуры; прикладного и декоративного искусств; дизайна. Традиционное и народное/национальное искусство. Произведения декоративно-прикладного искусства и их роль в организации жизненной среды. Пространственные и временные искусства. Непосредственные и косвенные искусства. Виды искусства и шкала измерений.
Тема 2.Философия искусства. Онтологические законы (бытие, существование) и художественное творчество. Эстетические и экзистенциальные законы создания образных систем. Естественнонаучные основы создания образов пространства, геометрия построения пространства и формы. Фундаментальные законы зрения и законы композиции.
Тема 3.Философия искусства. Законы гносеологии (познания). Образное преобразование действительности и художественный образ. Художественное образование. Психологические способы построения образов, переживание. Математическое моделирование в искусствознании.
Тема 4.Теория искусства. Общие законы развития искусства. Трактаты по художественной теории от античности до XX века. Специфика отдельных видов искусства и проблема их синтеза. Роль теории в создании произведений изобразительном искусстве и анализе художественных явлений. Символы и аллегории в искусстве.
Тема 5. Методология искусствознание и проблема метода в искусствоведческой науке. Процесс и основные этапы возникновения и развития знаний об искусстве, превращения их в науку. Функции искусствоведения как составной части духовной культуры общества. Предмет историографии. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями. Общие проблемы развития искусства в исторической мысли. Наиболее крупные конкретные художественные, историко-культурные и социологические проблемы в историографии различных направлений. Объективные закономерности развития искусства. Специфика мифологического и религиозного восприятия искусства и архитектуры.
Тема 7. Источниковедение как отрасль искусствознания разрабатывающая теорию и методику изучения и использования иконографических и библиографических источников.
Тема 8.История искусствознания в России. Роль Академии художеств в развитии отечественного искусствознания. И.Грабарь – организатор Института искусствознания.
Тема 9.Периэгеза и современная искусствоведческая эссеистика.
Тема 10.Знаточество, атрибуция и реставрация.Дневники, автобиографии, биографии. Способы консервации и реставрации живописи. Роль технико-технологических исследований в научной реставрации и искусствоведческой практике. Основные принципы научной реставрации.
Тема 11.История искусств (как метод и как дисциплина, представленная в системе учебных изданий). Общая периодизация и представление об основных эпохах развития мирового искусства. История искусств и музейное дело. Принципы хранения и экспонирования памятников искусства. Каталог. Организация выставочной деятельности. История собирательства и коллекционирования. Крупнейшие музеи мира.
Тема 12.Архитектурный анализ как метод комплексного исследования и оценки функциональных, технических и эстетических особенностей архитектурного произведения.
Тема 13. Морфология искусства. Формирования понятия «стиль» и стилистический анализ. Проблема соотношения стиля, направления и творческой индивидуальности.
Тема 14. Морфология искусства. Жанровый анализ. Социально-исторический и социально-психологический анализ.
Тема 15.Иконологический анализ (иконография и иконология).Неиконологические интерпретации. Иконология как направление в искусствознании, исследующее сюжеты и изобразительные мотивы в художественных произведениях для определения их исторически-культурного смысла и выраженного в них мировоззрения.
Тема 16. Типологические характеристики произведений искусств.
Тема 17.Художественная критика как часть искусствоведения, ее специфика. Значение истории художественной критики для понимания художественного процесса в прошлом. Критика и периодика в мировом искусствознании. История русской критики XVIII-XX веков. Художественная критика на современном этапе и ее роль в организации художественной жизни.
Тема 18.Семиотика искусства как раздел искусствознания, исследующий свойства знаков и знаковых систем. Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы: 1) синтактика изучает внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации; 2) семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому; 3) прагматика исследует связь знаков с «адресатом», то есть проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора.
Тема 19.Понятие научного аппарата. Проблема терминологии в искусствознании.
Тема 20.Современное состояние искусствоведческой науки и её институции. Современные методы искусствознания (структурно-семантический анализ: структурализм, постструктурализм, постмодернизм, деконструктивизм).