Итоговая аттестация качества усвоения знаний

Итоговая аттестация предполагает экзамен, на котором определяется:

– уровень сформированности базовых лингвистических знаний;

– знание современных концепций начального языкового образования, их теоретических основ;

– степень владения аналитическими умениями в области технологий обучения детей грамоте, грамматике, правописанию и развитию речи.

Вопросы для подготовки к экзамену (3 семестр).

Вопросы по изученным разделам курса «Методика обучения грамоте», «Методика изучения фонетики, графики, орфографии», «Методика изучения грамматики».

1. Общая характеристика процесса обучения грамоте. Звуковой аналитико-синтетический метод, его сущность и реализация при обучении чтению и письму.

2. Подготовительный период, его этапы, учебно-воспитательные задачи, содержание и организация работы.

3. Основной период обучения грамоте: задачи, содержание и организация работы.

4. Звуковой анализ: его задачи, место, требования к отбору слов, способы проведения в период обучения грамоте.

5. Порядок букв в разных букварях. Приёмы знакомства с буквами и их освоение на уроках чтения.

6. Формирование первоначального навыка чтения, характеристика основных приёмов чтения.

7. Формирование каллиграфического навыка: содержание и способы организации работы на уроке письма.

8. Обучение нормам графики как компонент первоначального обучения письму: содержание и способы работы.

9. Содержание и организация работы над орфографическими правилами в период обучения грамоте.

10. Формирование орфографической зоркости детей в период обучения грамоте.

11. Формирование представления о речи, обучение слушанию и воспитание культуры речевого поведения первоклассников.

12. Работа по развитию речи учащихся в период обучения грамоте; возможности, предоставляемые букварём, азбукой, и их реализация.

13. Варианты уроков чтения и письма в период обучения грамоте, особенности их ведения. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.

14. Уроки обучения грамоте в системе формирования читателя. Возможности использования детских книг.

15. Звуко-буквенный разбор в курсе русского языка: его назначении содержание и способы проведения.

16. Работа над нормами графики в курсе русского языка. Решение вопроса в разных учебниках.

17. Понятие «орфограмма»: виды орфограмм и их изучение в начальных классах. Общая характеристика орфографических умений.

18. Повторение признаков орфограмм: цель, место и организация работы. Совершенствование орфографической зоркости младших школьников.

19. Понятие «орфографическое правило». Обзор правил, изучаемых в начальных классах; их место в курсе, взаимосвязь, условия успешного освоения.

20. Методика работы над орфографическим правилом написания корней (на одном из примеров). Сопоставительный анализ подходов в разных учебниках.

21. Методика работы над орфографическим правилом (на примере правописания падежных окончаний имён существительных). Различие подходов в учебниках.

22. Взаимосвязь грамматической и орфографической работы при изучении правописания личных окончаний глаголов.

23. Виды орфографических упражнений, их назначение, способы проведения, критерии выбора. Характеристика упражнений в учебниках.

24. Обучение младших школьников орфографическому самоконтролю в процессе письма и на этапе проверки.

25. Способы выявления орфографических умений. Исправление ошибок в детских тетрадях и организация работы над ошибками.

26. Формирование понятий «корень слова», «однокоренные слова»: содержание и организация работы. Трудности детей и пути их преодоления.

27. Формирование понятий «окончание», «приставка», «суффикс»: назначение, содержание и организация работы в разных учебниках. Обучение разграничению однокоренных слов и изменений одного и того же слова.

28. Обучение младших школьников разбору слова по составу. Другие виды грамматических и грамматико-речевых упражнений при работе над составом слова.

Вопросы к экзамену (4 семестр):

1. История методики преподавания грамматики и правописания.

2. Влияние исторически сложившихся методов на основные черты современной методики преподавания грамматики и правописания.

3. Научные основы методики преподавания грамматики и правописания.

4. Задачи обучения грамматике и правописанию.

5. Содержание и система обучения грамматике и правописанию.

6. Дидактические принципы обучения грамматике и правописанию.

7. Методы обучения грамматике и правописанию.

8. Типология и характерные этапы уроков русского языка.

9. Общие требования к уроку русского языка.

10. Планирование обучения и работы учителя.

11. Повторение по грамматике и правописанию.

12. Контроль и учет ЗУН по грамматике и правописанию.

13. Совершенствование навыка каллиграфического письма.

14. Научные основы методики обучения правописанию.

15. Понятие об орфограмме. Виды орфограмм.

16. Условия формирования речевого фонематического слуха.

17. Условия формирования орфографической зоркости.

18. Методика работы над орфографическим правилом.

19. Компоненты процесса работы над правилом.

20. Методы и приемы обучения орфографии.

21. Орфографические упражнения.

22. Роль фонетических знаний в овладении устной и письменной речью.

23. Методика ознакомления со звуками и буквами.

24. Методика ознакомления с твердыми, мягкими, глухими и звонкими звуками и обозначение их на письме.

25. Методика работы над слого-буквенным, звукобуквенным, фонетическим составом слова.

26. Обучение правописанию на основе соотнесения звука и буквы.

27. Сущность грамматических понятий.

28. Процесс работы над понятием.

29. Условия, обеспечивающие усвоение понятий и грамматического упражнения.

30. Задачи работы над морфемным составом слов и словообразованием.

31. Система изучения морфемного состава слов.

32. Содержание и методика работы над частями слова.

33. Работа над составом слова в связи с изучением частей речи.

34. Лингвистические основы методики работы над частями речи.

35. Система изучения имен существительных

36. Система изучения имен прилагательных.

37. Система изучения глаголов.

38. Методика работы над предлогами, местоимениями, наречиями. Словообразовательные и лексические упражнения.

39. Научные основы изучения синтаксиса и пунктуации.

40. Методика работы над словосочетанием.

41. Методика работы над предложением.

42. Ознакомление с пунктуацией.

Вопросы к экзамену (5 семестр)

1. Взаимосвязь лингвистики и методики обучения русскому языку как одно из важнейших условий развития этих наук. Разделы лингвистики, изучающие язык и речь, как база для соответствующих разделов методики.

2. Слово как единица языка и речи. Основные направления работы над словом в начальных классах.

3. Лексикография как раздел языкознания. Лингвистические словари, их характеристика и использование в работе учителя начальных классов. Словари в школьных учебниках.

4. Лексикология как раздел науки о языке. Содержание и организация работы над лексикой в начальных классах. Лингвометодическая характеристика лексических ошибок школьников.

5. Фонетика. Лингвометодическое обоснование значимости изучения фонетики в начальных классах; содержание и способы работы на разных этапах обучения.

6. Графика как раздел науки о языке. Содержание и организация работы на разных этапах обучения.

7. Лингвистические основы современной системы обучения грамоте. Лингвометодическая характеристика 1-2 букварей.

8. Орфография как раздел науки о языке. Понятие «орфограмма»; классификация орфограмм. Лингвометодическая характеристика современных подходов к обучению орфографии и их отражение в учебниках для начальных классов.

9. Морфемика как научная база для изучения состава слова. Лингвистическое и методическое обоснование содержания и способов формирования у младших школьников понятий из области морфемики и соответствующих умений. Особенности организации работы в разных учебниках.

10. Морфология как раздел языкознания и начального курса русского языка. Лингвистическое и методическое обоснование содержания и способов изучения частей речи в начальных классах. Особенности постановки обучения в разных учебниках.

11. Словообразование и формообразование слов. Рассмотрение вопроса в учебниках русского языка для начальных классов. Лингвистическая характеристика словообразовательных и морфологических ошибок учащихся.

12. Имена, их основные морфологические категории. Лингвистические основы изучения имён в начальных классах. Содержание и организация работы на уроках русского языка по различным учебникам.

13. Глагол, его основные грамматические категории. Содержание и организация работы над глаголом на разных этапах обучения. Особенности представления материала в учебниках для начальных классов.

14. Неспрягаемые глагольные формы, их лексико-грамматические признаки, образование. Изучение неспрягаемых глагольных форм в начальной школе.

15. Наречие. Слова категории состояния. Их значение, грамматические признаки, использование в речи. Практическая работа над ними в начальных классах.

16. Служебные части речи, их грамматические функции. Изучение служебных слов в начальной школе по различным учебникам.

17. Словосочетание как единица синтаксиса в науке и практике обучения. Работа над словосочетанием по разным учебникам. Лингвистическая характеристика ошибок учащихся в построении словосочетаний.

18. Предложение как единица синтаксиса. Классификация простых предложений. Лингвистическая характеристика содержания и способов работы над предложением в начальных классах; специфика работы по разным учебникам.

19. Способы осложнения простых предложений. Возможные ошибки в построении осложнённых и неосложнённых предложений. Знакомство с однородными членами в начальных классах.

20. Виды сложных предложений. Практическая работа в начальных классах; особенности работы по разным учебникам.

21. Теоретические основы методики развития речи в начальных классах. Общая характеристика содержания работы, основных требований к ней и системы упражнений. Особенности организации работы в различных учебниках.

22. Стилистика как одна из лингвистических дисциплин, изучающих речь. Значение, место и характер использования стилистики в работе по развитию речи.

23. Текст как лингвистическое понятие. Его использование в работе по развитию речи в начальных классах при обучении по разным учебникам. Текстовые умения младших школьников и пути их формирования.

24. Понятия «язык» и «речь». Лингвометодическая характеристика речевых ошибок младших школьников.

25. Культура речи как одна из лингвистических дисциплин, изучающих речь. Содержание и организация работы над культурой речи на разных этапах обучения по разным учебникам. Характеристика видов упражнений.

26. Лингвистическая и методическая характеристика 1-2 учебников русского языка для начальных классов; взаимосвязь обучения, развития и воспитания.

27. Формирование читателя на уроках обучения грамоте и уроках чтения: специфика задач, способов и средств обучения; возможности использования детских книг как учебного материала.

28. Компоненты умения читать (правильность, беглость, сознательность, выразительность), их взаимосвязь. Содержание и организация работы над техникой чтения, над полноценным восприятием читаемого на уроках чтения.

29. Этапы работы над произведением на уроках чтения. Своеобразие чтения и обсуждения произведений разных жанров и стилей. Характеристика видов работ.

30. Общая характеристика системы формирования у младших школьников умения самостоятельно действовать с детской книгой, своеобразие работы на разных этапах, виды упражнений с книгой. Метод чтения-рассматривания и его реализация, виды упражнений с книгой.

31. Филологическая и методическая характеристика 1-2 учебников по чтению для начальных классов: структура, содержание чтения, методический аппарат.

Методические материалы, обеспечивающие самостоятельную работу студентов: портал СДО, информационный ресурс в кабинете, в библиотеке.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Б.1.В.ОД 5 «Теоретические основы и технологии начального языкового образования»

Основная и дополнительная литература

Наши рекомендации