Режиссура культурно-массовых мероприятий

ЯНВАРСКАЯ СЕССИЯ

Режиссура культурно-массовых мероприятий

И театрализованных представлений

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

ВАРИАНТ I

1. Действие - основа сценического искусства.

2.Школа режиссуры В. И. Немировича-Данченко.

3. Разработать сюжет этюда на свободную тему.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.Дать определение сценическому действию, как основному выразительному средству любого вида зрелищного искусства. Раскрыть понятия физического, психического и словесного действия. Превращение психических задач в физические. Действие и противодействие. Специфика сценического действия. Сценическая задача.

2.Режиссёр как лицо троякое: толкователь, организатор, зеркало. В. И. Немирович-Данченко о трёх правдах в искусстве: жизненной, социальной, театральной. Значение этих понятий в режиссуре современных театрализованных представлений.

3.См. методическое пособие «Постановка этюдов» Кутузовой А. Г. Ульяновск. 2008.

ЛИТЕРАТУРА

1.Захава Б. Г. Мастерство актёра и режиссёра. М. 1973.

2.Немирович-Данченко В. И. О творчестве актёра. М. 1984.

3.Кнебель М. О. Школа режиссуры В.И. Немировича-Данченко.1966.

ВАРИАНТ II

1.Конфликт. Организация конфликта.

2. Школа режиссуры В. И. Немировича-Данченко.

3. Разработать сюжет этюда на свободную тему.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.Дать определение сценического конфликта. Конфликт как основа сценического действия. Конфликт-столкновение жизненных противоречий, позиций, идей, взглядов. Раскрыть основные виды сценического конфликта: открытый, внутренний, предполагаемый.

2. См. методические указания к вопросу № 2 варианта I.

3.См. методическое пособие «Постановка этюдов» Кутузовой А. Г. Ульяновск. 2008.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чечётин А. И. Основы драматургии театрализованных представлений М. 1981

2. Поламишев А. М. Действенный анализ пьесы. М. 1982.

3. Немирович-Данченко В. И. О творчестве актёра. М. 1984.

4. Кнебель М. О. Школа режиссуры В.И. Немировича - Данченко. М 1966.

ВАРИАНТ III

1. Сценическое событие.

2. Школа режиссуры В. И. Немировича-Данченко.

3. Разработать сюжет этюда на свободную тему.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.Дать определение сценическому событию. Событие - основа композиционного построения этюда, эпизода, представления. Привести примеры сценического события. Раскрыть понятие событийный ряд, связь событий.

2.См. методические указания к вопросу №2 варианта I.

3.См. методическое пособие «Постановка этюдов» Кутузовой А. Г. Ульяновск. 2008.

ЛИТЕРАТУРА

1.Кнебель М. О. О действенном анализе пьесы и роли. М. 1982.

2. Корогодский 3. Я. Режиссёр и актёр М. 1967.

3. Кристи Г. В. Воспитание актёра школы Станиславского. М. 1972.

4. Немирович-Данченко В. И. О творчестве актёра. М. 1984.

5. Кнебель М. О. Школа режиссуры В.И. Немировича-Данченко. 1966.

ВАРИАНТ IV

1.Сверхзадача и сквозное действие.

2.Школа режиссуры В. И. Немировича-Данченко.

3.Разработать сюжет этюда на свободную тему.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.Дать определение сверхзадаче, как конечной цели произведения, объединяющей эпизоды и сценические задачи. Привести примеры сверхзадач произведений сценического искусства, выраженные в форме призыва. Дать определение сквозного действия, как сплошного, непрерывного, проходящего через всю пьесу и роль стремления к сверхзадаче. Значение учения К. С. Станиславского о сверхзадаче и сквозном действии для режиссуры театрализованных представлений.

2.См. методические указания к вопросу № 2 варианта I.

3.См. методическое пособие «Постановка этюдов» Кутузовой А. Г. Ульяновск. 2008.

ЛИТЕРАТУРА

1.Кнебель М. О. О действенном анализе пьесы и роли. М. 1982.

2.Станиславский К. С. Работа актёра над собой. М. 1985.

3.Немирович-Данченко В. И. О творчестве актёра. М. 1984.

4.Кнебель М. О. Школа режиссуры В.И. Немировича-Данченко.1966.

ВАРИАНТ V

1.Основные положения метода действенного анализа.

2.Школа режиссуры В. И. Немировича-Данченко.

3.Разработать сюжет этюда на свободную тему.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.Раскрыть основные положения метода действенного анализа - «разведки умом и физическим аппаратом». Привести примеры на основе известного произведения, пьесы.

2.См. методические указания к вопросу № 2 варианта I.

3.См. методическое пособие «Постановка этюдов» Кутузовой А. Г. Ульяновск. 2008.

ЛИТЕРАТУРА

1.Кнебель М. О. О действенном анализе пьесы и роли. М. 1982.

2.Поламишев А. М. Мастерство режиссёра. Действенный анализ пьесы. М. 1982

3.Промптова И. Ю. Импровизация и метод действенного анализа. М. 1986

4.Немирович-Данченко В. И. О творчестве актёра. М. 1984.

5.Кнебель М. О. Школа режиссуры В.И. Немировича-Данченко.. 1966.

ВАРИАНТ VI

1. Выразительные средства режиссуры.

2.Школа режиссуры В. И. Немировича-Данченко.

3.Разработать сюжет этюда на свободную тему.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.Описать выразительные средства режиссуры: композицию сценического пространства, световое, декоративно-художественное, музыкальное и шумовое оформление, реквизит, актёрское творчество, как основное средство режиссуры. Привести примеры использования различных видов искусства, как выразительного средства режиссуры.

2.См. методические указания к вопросу № 2 варианта I.

3.См. методическое пособие «Постановка этюдов» Кутузовой А. Г.Ульяновск. 2008.

ЛИТЕРАТУРА

1.Гончаров А. А. Поиски выразительности в спектакле. М. 1964.

2.Уварова Е. Д. Как поставить спектакль. М. Советская Россия. 1962.

3. Немирович-Данченко В. И. О творчестве актёра. М. 1984.

4. Кнебель М. О. Школа режиссуры В.И. Немировича-Данченко. 1966.

ВАРИАНТ VII

1. Мизансцена - язык режиссёра.

2.Школа режиссуры В. И. Немировича-Данченко.

3.Разработать сюжет этюда на свободную тему.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.Объяснить происхождение слова «мизансцена», дать определение мизансцены. Сценические планы, рельеф, ракурсы, графика мизансцены. Мизансцены толпы и монолога. Общий рисунок и индивидуальная пластика в мизансцене. Особенности мизансценирования в театрализованных представлениях. Проанализировать мизансценическое решение какого-либо представления с определением основных видов мизансцен.

2.См. методические указания к вопросу №2 варианта L

3.См. методическое пособие «Постановка этюдов» Кутузовой А. Г. Ульяновск. 2008.

ЛИТЕРАТУРА

1.Мочалов Ю. А. Композиция сценического пространства. Поэтика мизансцены. М. Просвещение 1981.

2.Попов А. Д. Творческое наследие. М. ВТО. 1979.

3. Немирович-Данченко В. И. О творчестве актёра. М. 1984.

4.Кнебель М. О. Школа режиссуры В.И. Немировича-Данченко. М. 1966.

ВАРИАНТ VIII

1. Сценическая атмосфера.

2. Школа режиссуры В. И. Немировича-Данченко.

3. Разработать сюжет этюда на свободную тему.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.Дать определение сценической атмосферы. Атмосфера, как необходимое условие создания зрительного образа произведения искусства. Описать средства создания и изменения атмосферы.

2.См. методические указания к вопросу № 2 варианта I.

3.См. методическое пособие «Постановка этюдов» Кутузовой А. Г. Ульяновск. 2008.

ЛИТЕРАТУРА

1.Попов А. Д. Творческое наследие. М. ВТО. 1979.

2.Ремез О. Я. Мастерство режиссёра. Пространство и время спектакля. М. 1983

3.Немирович-Данченко В. И. О творчестве актёра. М. 1984.

4.Кнебель М. О. Школа режиссуры В.И. Немировича-Данченко. М. 1966.

ВАРИАНТ IX

1.Темпоритм.

2.Школа режиссуры В. И. Немировича-Данченко.

3.Разработать сюжет этюда на свободную тему.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.Дать определение понятию «темпоритм». Раскрыть связь темпоритма с эмоциональным состоянием актёра на сцене. Соотношение скорости (основы темпа) и чередования (основы ритма) в произведениях сценического искусства. Связь темпоритма с предлагаемыми обстоятельствами, с мизансценой и атмосферой. Смена музыки, света и шумов, как средство выражения темпоритма представления.

2.См. методические указания к вопросу № 2 варианта I.

3.См. методическое пособие «Постановка этюдов» Кутузовой А. Г. Ульяновск. 2008.

ЛИТЕРАТУРА

1.Кристи Г. В. Воспитание актёра школы Станиславского М. 1968.

2.Немирович-Данченко В. И. О творчестве актёра. М. 1984.

3.Кнебель М. О. Школа режиссуры В.И. Немировича-Данченко. М. 1966.

ВАРИАНТ X

1.Композиция.

2.Школа режиссуры В. И. Немировича-Данченко.

3.Разработать сюжет этюда на свободную тему.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.Объяснить происхождение слова «Композиция». Композиция представления, как его структура, как соотношение частей единого целого. Композиционное построение представления, его структурные единицы. Раскрыть взаимосвязь композиции и сверхзадачи, атмосферы, темпоритма в представлении.

2.См. методические указания к вопросу № 2 варианта I.

3.См. методическое пособие «Постановка этюдов» Кутузовой А. Г. Ульяновск. 2008.

ЛИТЕРАТУРА

1.Чечётин А. И. Драматургия театрализованных представлений. М. 1979.

2.Немирович-Данченко В. И. О творчестве актёра. М. 1984.

3.Кнебель М. О. Школа режиссуры В.И. Немировича-Данченко. М. 1966.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Тихомиров Д.В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений.М.1977

2.ТумановИ.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. М., 1976г.

3.Триадский В.А. Праздники юности Подмосковья. М., 1983г.

4.Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. М.,1988г.

5.Шароев И.Г. Режиссура эстрадных и массовых представлений. М., 1986г.

6.Шароев И.Г. Режиссура массовых театрализованных представлений. М. 1980г.

7.Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми томах. М. ,1954-1961гг,

8.ГорчаковН.М. Режиссерские уроки Станиславского .М. ,1978г.

9.Рудницкий К.Л. Мейерхольд. М.,19В1г.

10.Захава Б. Мастерство актера и режиссера. М.,1978г.

11.Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. М. ,1978г.

12.Корогодский 3. Я. Режиссер и актер. М., 1967г.

13.Корогодский З.Я. Этюд и школа. М, 1975г.

14.Шахматов Л.М. Сценические этюды. М., 1966г.

15.Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. М., 1982г.

16.Кнебель М.О.Школа режиссуры В.И. Немировича-Данченко. М., 1966г.

17.Поламишев A.M. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. М ,1982г.

18.Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства. Поэтика мизансцены. М., 1981г.

19.Ремез О.Я. Режиссерский замысел и мизансцена, М. ,1981г.

20.Ремез О.Я. Азбука режиссуры. М., 1976г.

21.Паперный З.С. О художественном образе. М., 1961г.

22.Немирович-Данченко В.И. Творческое наследие. М.,1984г.

23.Попов А.Д. Художественная целостность спектакля/Творческое наследие Т.1.М., 1979г.

24.Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. М., 1984г.

25.Товстоногов Г.А. Беседы с коллегами. М. 1988г.

26.Эфрос А.В. Творческое наследие. В 4 томах. М. 1993г.

27.Таиров А.Я.Записки режиссера. М., 1970г.

28.Вахтангов Е.Б. Материалы и статьи. М.,1950г.

29. Мейерхольд. Статьи. Письма. Речи. М., 1968г.

30.Брехт Б. Театр. М.,1965г.

31.Мазаев А.С. Праздник как социально-художественное явление. М.,1975г.

32.Глен Б. Л. Праздник с нами М. 1988г.

33.Немиров О.З. Празднечный город. Л., 1987г.

34.Быков Н. Флаги над городом. М.,1982г.

35.Петров Б.Н. Основы спортивной режиссуры. Л.,1982г.

Технические средства

Варианты 1 - го вопроса:

1. История звукозаписи – эволюция звукозаписывающих и воспроизводящих приборов

2. Классификация и характеристика современных звукозаписывающих и воспроизводящих приборов

3. Фотоаппарат и его технические характеристики. Экспозиция. Пространство. Перспектива. Свет и тень.

4. Эволюция проекционного оборудование. Проекторы. Плазменные и LED панели.

5.Классификация световых приборов. Функциональность.

6. Названия разъёмов и проводов, используемых при соединении звуковых, световых приборов, проекционного оборудования.

7.Сценическое звуковое оборудование (название, функциональность)

8. Свойства звука и его характеристики. Законы распространения звука. Способы изменения акустических способностей.

2 вопрос - для всех:Влияние технических средств на эмоциональное восприятие

3 вопрос - для всех:Нарисовать схему(вид сверху) расположение светового, звукового оборудования, проекционных приборов на сценической площадке и в зрительном зале.

ВЕСЕННЯЯ СЕССИЯ

Режиссура культурно-массовых мероприятий

Наши рекомендации