Итоговая аттестация качества усвоения знаний

по дисциплине Б.3.Б.02«Педагогика» предполагает использование технологии накопительной оценки по результатам работы студентов. Для учета аудиторной и внеаудиторной работы студента используется технологическая карта. При этом баллы, набранные студентами по итогам освоения дисциплины «Педагогика» (экзамен в каждом семестре), в соответствии с рекомендациями по использованию балльно-рейтинговой системы, переводятся в традиционные отметки.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

На 1 семестр

1. История становления педагогической науки и практики.

2. Педагогика как наука. Объект и предмет педагогики.

3. Связь педагогики с другими науками.

4. Основные отрасли педагогической науки.

5. Структура педагогической науки.

6. Объект и предмет педагогики как науки.

7. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики.

8. Образование как общечеловеческая ценность

9. Понятие и функции педагогического процесса.

10. Сущностные характеристики педагогического процесса.

11. Принципы построения педагогического процесса.

12. Этапы организации педагогического процесса.

13. Педагогическая задача и педагогическая ситуация как единицы педагогического процесса.

14. Сущность и происхождение педагогической деятельности.

15. Профессиональная компетентность педагога.

16. Коммуникативная природа педагогической деятельности.

17. Педагогическая культура личности как условие профессиональной педагогической деятельности.

18. Образование как основная сфера педагогической деятельности.

19. Профессиональное становление педагога.

20. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.

21. Структура и компоненты процесса обучения.

22. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

23. Закономерности обучения.

24. Принципы обучения. Их характеристика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государствен­ный образовательный стандарт.

25. Документы, отражающие содержание образования. Учебный план, его структура.

26. Учебники, учебные пособия. Методика работы с книгой.

27. Учебные программы, их виды и структура.

28. Компетентностный подход при проектировании и реализации процесса обучения.

29. Понятие методов, приемов и средств обучения.

30. Средства обучения, их характеристика.

31. Классификации методов обучения. Критерии выбора методов обучения.

32. Виды обучения, их характеристика.

33. Анализ современных дидактических концепций.

34. Формы организации процесса обучения, их развитие в дидактике.

35. Общая характеристика классно-урочной си­стемы обучения.

36. Урок – основная форма организации обучения. Типы и структура уроков.

37. Подготовка учителя к уроку. Проектирование и анализ урока.

38. Основные и дополнительные формы организации обучения.

39. Оценка и учет учебных достижений: понятие, технологии оценивания учебных достижений учащихся.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

На II семестр

1. Воспитание как педагогическое явление. Различные подходы к определению понятия.

2. Сущность воспитания и его особенности. Воспитание как формирование и развитие личности.

3. Понятие цели воспитания. Цель и задачи гуманистического воспитания.

4. Общечеловеческие ценности как основа формирования профессионализма педагога.

5. Права ребенка как общечеловеческие ценности. Конвенция ООН «О правах ребенка».

6. Новая этика отношения к детству. Отражение идей конвенции в законодательных актах РФ.

7. Виды воспитания и их краткая характеристика.

8. Тенденции и принципы гуманистического воспитания.

9. Понятие и сущность методов воспитания и их классификация.

10. Методы формирования сознания личности.

11. Методы организации деятельности и формирования опыта социального поведения.

12. Методы стимулирования поведения и деятельности.

13. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

14. Общая характеристика форм воспитания и их классификация. Выбор форм воспитания.

15. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия.

16. Понятие «средства воспитания», система средств воспитания. Взаимосвязь методов и средств воспитания.

17. Происхождение воспитания как осознанного целенаправленного процесса. Концепции происхождения воспитания.

18. Зарождение приемов и организационных форм воспитания в первобытном обществе.

19. Воспитание и школа в Древней Греции.

20. Сравнительная характеристика спартанской и афинской систем воспитания.

21. Педагогические идеи древнегреческих философов: Сократ, Платон, Аристотель.

22. Воспитание и педагогическая мысль в Древнем Риме.

23. Характерные черты педагогики эпохи Возрождения.

24. Религиозное и светское образование в средние века в Западной Европе.

25. Педагогические идеи ранних социалистов-утопистов: Т.Мор, Т.Кампанелла.

26. Гуманистические идеи Ф.Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль».

27. Особенности воспитания и обучения детей в Киевской Руси и Московском государстве (X-XI вв.).

28. Братские школы на Украине и в Белоруссии (XVI – XVII вв.).

29. Педагогические идеи, заложенные в памятниках педагогической культуры Древней Руси: «Домострой», «Поучения Владимира Мономаха детям», их анализ.

30. Пансофия Я.А.Коменского. Цели и задачи воспитания в педагогической теории Я.А.Коменского.

31. Смысловое содержание принципа природосообразности в понимании Я.А.Коменского. Возрастная периодизация.

32. Вопросы обучения и воспитания детей дошкольного возраста в педагогической системе Я. А. Коменского. Задачи, содержание и методы учебно-воспитательной работы с детьми в «Материнской школе», «Мир чувственных вещей в картинках».

33. Концепция воспитания Д. Локка.

34. Теория естественного свободного воспитания Ж.Ж. Руссо.

35. Идея гармонического развития, природосообразный и развивающий характер обучения и воспитания детей дошкольного возраста в педагогической системе И.Г. Песталоцци. Роль матери и семьи в деле воспитания «Книга матерей».

36. Педагогическая система Ф. Фребеля. Теория общественного дошкольного воспитания, дидактические принципы. «Дары Фребеля».

37. Теория свободного воспитания детей в педагогической системе М. Монтессори.

38. Вопросы воспитания в социальных учениях Р. Оуэна, Ш. Фурье, К. Сен-Симона.

39. Педагогическая мысль и школьные реформы в России в 18 в.

40. Школа и педагогическая мысль в России в 19 в.

41. Педагогика и школа на Западе 19в.

42. Педагогические взгляды В. Ф. Одоевского. Ме­тоды умственного воспитаний и обучения детей. Книжки дедушки Иринея». Разработка В. Ф. Одоевским концепции раннего обучения детей.

43. К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики.

44. Дидактическая система К.Д. Ушинского.

45. Педагогические идеи и деятельность Л.Н. Толстого.

46. Становление системы дошкольного образования в России в послереволюционный период.

47. Педагогические направления и идеи в России в конце 19 начало 20вв. (П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, К.Н. Вентцель).

48. Образование в России в годы ВОВ.

49. Педагогика и педология в 20-е годы.

50. Педагогическая деятельность и воспитательная система А.С. Макаренко.

51. Педагогическое и литературное наследие В.А. Сухомлинского.

52. Реформаторская педагогика в Западной Европе и США в конце 19 начало 20вв. (Д. Дьюи, К. Кершенштейнер, Р. Штейнер).

53. Современная школа и педагогика за рубежом.

54. Образование и педагогика в России на рубеже 20-21 вв.

Наши рекомендации