Объем дисциплины и виды учебной работы. Содержание
Содержание
Цель изучения дисциплины
Место дисциплины в структуре ООП
Требования к результатам освоения дисциплины
Объем дисциплины
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
5.Содержание дисциплины
5.1. Программа дисциплины
5.2. Содержание практических занятий
Технологии обучения
6.1. Технологии аудиторной работы
6.2. Технологии внеаудиторной работы
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
7.1. План-график самостоятельной работы студентов
7.2. Тематика ЦОР и методические рекомендации по их выполнению
Учебно-методическое, информационное и
Материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Основная литература
8.2. Дополнительная литература
8.3. Учебно-методические материалы
8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
8.5. Материально-техническое обеспечение
Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
9.1. Содержание и форма проведения входного контроля
9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний
9.2.1. Формы текущего контроля знаний
9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
1. Цель изучения дисциплины:сформировать у студентов лингвистическую компетентность, включающую в себя целостное представление о сущности и функциях языка и систематизированные знания об основных закономерностях современного русского языка, а также прикладные умения лингвистического анализа единиц всех уровней языка.
Основные задачи изучения дисциплины:
1. сформировать представление о языке как многоуровневой знаковой системе, закономерностях его функционирования и развития;
2. систематизировать знания об основных единицах современного русского литературного языка и разделах языкознания, их изучающих;
3. научить оперировать основными понятиями и категориями предмета;
4. сформировать умение проводить лингвистический анализ единиц всех уровней языка.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Для освоения дисциплины «Русский язык с основами языкознания» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе довузовского обучения (школа, колледж и т.п.) при изучении предмета «Русский язык».
Освоение дисциплины «Русский язык с основами языкознания» является необходимой базой для изучения дисциплин: «Психолингвистика», «Основы культуры речи дефектолога», дисциплин модуля «Методика обучения детей с нарушениями речи», прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
· существенные признаки и функции естественного человеческого языка, признаки литературного языка и его стилевых разновидностей, а также особенности других форм бытования национального языка;
· теоретические сведения о системе современного русского литературного языка;
· сущностные характеристики единиц различных уровней языковой системы, законы и правила их функционирования, сочетания, варьирования и модификации в речи;
· орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
уметь:
· пользоваться научной лингвистической и лексикографической литературой;
· систематизировать сведения по различным разделам современного русского языка;
· выделять в тексте различные единицы языка;
· производить лингвистический анализ языковых и речевых фактов;
· проводить отбор и изучение языкового и речевого материала на основе его лингвистического анализа;
владеть:
· системой лингвистических понятий;
· приемами лингвистического анализа всех видов: фонетического, орфографического, лексического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического, пунктуационного, стилистического;
· навыками применения лингвистических знаний в процессе распознавания и квалификации нарушений языковых и речевых норм (на основе проведения лингвистического анализа) и коррекционной работы с лицами с ОВЗ);
· основами использования различных средств коммуникации в разных сферах профессиональной деятельности.
Объем дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | |||
Очная | |||
Номера семестров: | 3,4,5 | ||
Аудиторные занятия (всего): В том числе: | |||
Лекции (Л) | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||
Семинарские занятия (СЗ) | |||
Лабораторные работы (ЛР) | |||
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе: | |||
Эссе, реферат, доклад, презентация | |||
Аналитические таблицы (Принципы графики. Принципы орфографии. Классификация словосочетаний. Классификация предложений. Классификация сложных предложений) | |||
Другие виды самостоятельной работы | |||
Разработка цифровых образовательных ресурсов | |||
Отбор языкового материала для иллюстрирования схем | |||
Лингвистический анализ текста с различных точек зрения | |||
Работа со словарями | |||
Общая трудоемкость: | |||
Входной контроль(тест) 3 семестр | |||
Текущий контроль.Эссе, реферат, доклад, презентация, аналитические таблицы (Принципы графики. Принципы орфографии. Классификация словосочетаний. Классификация предложений. Классификация сложных предложений), разработка цифровых образовательных ресурсов, отбор языкового материала для иллюстрирования схем, лингвистический анализ текста с различных точек зрения, работа со словарями | |||
Форма промежуточной аттестации3 семестр- Эссе, реферат, 4-зачет, 5-экзамен |
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
Раздел дисциплины | Всего часов | ||||
Лекции | Семинарские / Практические | ||||
Сущность и функции языка. Представление об уровневой системе языка. Язык и речь. | |||||
Возникновение речи у ребёнка и её развитие в дошкольном и школьном возрасте | |||||
Общенародный язык и его разновидности | |||||
Предмет фонетики. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Акустические и артикуляторные характеристики звуков. Классификация звуков | |||||
Слог, ударение, интонация | |||||
Фонология. Понятие фонемы | |||||
Фонетическая и фонематическая транскрипция. Фонетические процессы. Фонетический анализ. | |||||
Орфоэпия | |||||
Графика. Принципы русской графики. | |||||
Разделы и принципы орфографии | |||||
Понятие о лексике. Слово как единица лексического уровня языка. Многозначность слова. | |||||
Явления омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Ономастика | |||||
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса. | |||||
Фразеология | |||||
Лексикография | |||||
Основные понятия морфемики. Морфема и морф. Морфемный состав слова в русском языке. | |||||
Словообразование как раздел науки о языке. Типы основ слова. Морфологические и неморфологические способы словообразования. | |||||
Морфемный анализ слова Словообразовательный анализ слова. Этимология. | |||||
Предмет и задачи грамматики. Предмет и задачи морфологии. Учение о частях речи. | |||||
Именные части речи. Лексико- грамматические разряды. Частные грамматические категории. | |||||
Глагол как часть речи. Категории глагола. Причастие и деепричастие как особые формы глаголов. | |||||
Наречие как часть речи. Категория состояния как особая часть речи.. | |||||
Служебные части речи. Модальные слова. Междометия. Звукоподражательные слова. | |||||
Синтаксис. Понятие о словосочетании. Классификация словосочетаний. Предложение как коммуникативная единица. | |||||
Классификация предложений. Подлежащее и способы его выражения Сказуемое и его типы. | |||||
Односоставное предложение как особый тип предложения. | |||||
Принципы классификации второстепенных членов предложения и их разряды. | |||||
Осложненные предложения. Однородные члены предложения. | |||||
Обособленные члены предложения. | |||||
Обращения. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции и их функции в речи. Понятие об актуальном членении предложения. | |||||
Сложное предложение как синтаксическая единица. Смысловое, структурное и интонационное единство частей СП. Классификация СП | |||||
Сложносочиненные предложения и их структурно-семантические признаки. Виды сложносочиненных предложений. | |||||
Сложноподчиненные предложения и их структурно-семантические признаки. Нерасчленённые и расчленённые сложноподчинённые предложения | |||||
Бессоюзное сложное предложение, его структурно-семантические признаки. Виды БСП. Многокомпонентные сложные предложения.. | |||||
Текст. Предложения с прямой речью. Пунктуация | |||||
Итого по дисциплине: | |||||
Содержание дисциплины
Программа дисциплины
В соответствии с современным состоянием науки данный курс русского языка включает следующие разделы: «Введение в науку о языке», «Фонетика, орфоэпия, графика и орфография», «Лексикология», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Синтаксис».