Объем дисциплины и виды учебной работы. Содержание дисциплины

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Аудиторные занятия (всего)
в том числе:    
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С)
Контрольное занятие (КЗ) (зачеты и диф. зачеты, которые проводятся в зачетную неделю и не выносятся на экзаменационную сессию) - -
Самостоятельная работа (всего)
в том числе:    
подготовка к семинарским и практическим занятиям
подготовка к контрольным работам и тестированию
подготовка учебного проекта / реферата
выполнение диагностико-рефлексивных заданий
решение психологических задач
выполнение творческих работ
Вид промежуточной аттестации: зачет /рейтинговая система    
Общая трудоемкость: часы
зачетные единицы

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№п/п Наименование раздела Содержание раздела
1. Введение в конфликтологию Тема 1. Предмет и задачи конфликтологии как особой области научного знания и практической деятельности. Научный анализ конфликтов и его отличие от обыденного взгляда на этот феномен. Междисциплинарный характер научного исследования конфликтов. Объект и предмет конфликтологии. Структура современной конфликтологии как научной дисциплины. Принципы научного исследования. Методы исследования конфликта: объяснительные, прогностические и управляющие. Тема 2 . История возникновения и развития конфликтологии. Проблема противоречия и конфликта в трудах мыслителей Древнего мира и Средних веков. Исследование социального конфликта в Новое время. Развитие конфликтологии в рамках социологической науки XIX-XX вв. Общая концепция социального конфликта (М.Вебер и Г.Зиммель). Социология конфликта и теория конфликта (Р. Дарендорф и Л. Козер). Общая теория конфликтного взаимодействия К. Боулдинг).Развитие конфликтологии в рамках психологической науки. Возникновение и развитие прикладной конфликтологии. Развитие отечественной конфликтологии.
2. Феноменология конфликта Тема 3. Конфликт: структура, функции, типологии. Понятие конфликта. Специфика и сущность конфликта. Структура конфликта, его элементы: причины, участники, социальная среда, условия конфликта, субъективное восприятие или образ конфликта, действия и поведение участников конфликта. Трудности в выделении каждого элемента конфликта. Явные и скрытые функции конфликта. Конструктивные и деструктивные функции. Типологии конфликтов по основаниям: участникам, результату, содержанию и наличию объекта. Тема 4. Динамика развития конфликта. Развитие конфликта на латентной стадии. Адекватное и неадекватное осознание причин конфликта. Логика профилактики конфликта. Теорема Томаса и феномен самореализующегося пророчества. Инцидент и повод. Факторы, влияющие на искажение восприятия в конфликте: групповые, личностные и ситуативные. Развитие конфликта на открытой стадии. Эскалация конфликта, ее признаки и причины. Пути завершения конфликта. Послеконфликтный период. Постконфликтный синдром. Тема 5. Стратегии поведения личности в конфликте. Модели поведения в конфликтном взаимодействии и их характеристика. Стратегии поведения личности в конфликте. Двухмерная модель Томаса-Килмена стратегии поведения в конфликте. Типы конфликтных личностей. Теория акцентуации характеров: К. Леонгард, А.Е. Личко. Конфликтные личности демонстративного, ригидного, неуправляемого, “сверхточного”, “бесконфликтного” типа.
3. Внутриличностный конфликт Тема 6. Понятие внутриличностного конфликта. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов. Проблема внутриличностного конфликта во взглядах З. Фрейда. Теория комплекса неполноценности А. Адлера. Типы конфликтных ситуаций К. Леви. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Я-концепция К. Роджерса. Теория потребностей А. Маслоу. Концепция “экзистенциальной дихотомии” Э. Фромма. Концепция смысла жизни В. Франкла. Теория А.Н. Леонтьева.Понятие внутриличностного конфликта, его характеристики. Типы внутриличностных конфликтов: конфликт потребностей, конфликт между потребностью и социальной нормой, конфликт социальных норм. Классификация конфликтов на основе ценностно-мотивационной сферы личности: мотивационный, нравственный, конфликт нереализованного желания, или комплекса неполноценности, ролевой, адаптационный, конфликт неадекватной самооценки, невротический. Тема 7. Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов. Формы проявления внутренних конфликтов: неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, рационализм. Разрешение (преодоление) внутриличностного конфликта. Влияние мировоззренческих установок, волевых качеств, темперамента, половозрастных особенностей личности на разрешение внутренних конфликтов. Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов: отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление, изоляция, интроекция, интеллектуализация, аннулирование и т.д. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов: наличие устойчивой системы ценностей и мотивов личности; адаптивность и гибкость оптимистическое отношение к жизни; умение управлять своими желаниями и эмоциями; развитость волевых качеств, уточнение иерархии ролей; адекватность самооценки; своевременное решение возникающих проблем, правдивость в отношениях и др.
4. Межличностный конфликт Тема 8. Понятие межличностного конфликта и его особенности. Понятие межличностного конфликта и его структура. Основные подходы в изучении межличностных конфликтов. Мотивационный подход М. Дойча и Г. Макклинтона. Когнитивный подход. Деятельностный подход. Организационный подход и др. Сферы проявления межличностных конфликтов: коллектив, семья, общество. Классификации межличностных конфликтов. Межличностные конфликты и межличностные отношения. Уровни развития межличностных конфликтов. Особенности личности как факторы межличностного конфликта. Тема 9. Управление межличностными конфликтами. Предотвращение или профилактика. Управление конфликтами и конфликтными отношениями на стадии их возникновения. Использование результатов отдельных актов конфликтной борьбы, а также результатов разрешения конфликта (как конструктивных, так и деструктивных). Проектирование и конструирование конфликтов и их последствий.
5. Групповой конфликт Тема 10. Особенности групповых конфликтов и механизмы возникновения. Понятие групповых конфликтов, их структура. Классификация групповых конфликтов. Особенности образа конфликтной ситуации в групповых конфликтах. Факторы воздействия группы на индивида: социальная фасилитация, социальная леность, деиндивидуализация, групповая атрибуция, групповой фаворитизм, групповое давление. Конфликт типа “личность – группа” и его особенности. Конфликт между лидером и группой; конфликт между рядовым членом группы и группой. Причины конфликта “личность – группа” и их проявления в различных сферах профессиональной деятельности. Социально-психологические и индустриально-психологические причины. Тема 11. Основные виды межгрупповых конфликтов. Политические конфликты: сущность, структура. Субъекты политических конфликтов: классы, группы интересов, политические институты. Межгосударственные конфликты и национальные интересы. Этнические конфликты. Этнополитическая эволюция. Принципы регулирования этнических конфликтов. Конфликты цивилизаций.
6. Конфликт в организации Тема 12. Специфика конфликта в организации. Понятие организации как основной ячейки в структуре современного общества. Типы конфликтов в организации. Объективные и субъективные причины их возникновения. Функции конфликтов в организации. Организационно-технические, социально-экономические и административно-управленческие предпосылки конфликтов в организации. Социально-психологические и социально-культурные источники конфликтов в организации. Организационные конфликты. Производственные конфликты. Трудовые конфликты. Инновационные конфликты. Тема 13. Особенности управления конфликтами в организации. Стадии управления конфликтом: восприятие конфликта и первичная оценка ситуации; исследование конфликта и поиск его причин; поиск путей разрешения конфликта: осуществление организационных мер. Авторитарный и партнерский типы разрешения конфликтов. Социальное партнерство и его уровни. Социальное партнерство как официальная модель трудовых отношений. Трудовая реализация социального партнерства.
7. Управление конфликтами Тема 14. Способы предупреждения конфликтов. Прогнозирование конфликтов, методы и этапы прогнозирования. Предупреждение конфликтов. Вынужденные и превентивные формы предупреждения конфликтов. Психологические, нравственные и правовые требования к регулированию конфликтов. Два уровня конфликтогенных причин – социальный и психологический. Социально-психологические методы профилактики конфликта. Стиль отношений. Зрелые и незрелые коллективы. Предупреждение конфликтов как тактика современного менеджмента. Доктрина человеческих отношений и принципы современного менеджмента. Нормы деловой этики, способствующие предупреждению конфликтов. Тема 15. Способы разрешения конфликтов. Тактика ухода, или метод избегания конфликта. Силовое подавление, или метод насилия. Два подхода к регулированию конфликта: тактики “выигрыш – проигрыш”, “выигрыш – выигрыш”. Метод односторонних уступок, или приспособления. Тактика компромисса, взаимных уступок. Тактика скрытых действий и проблема “цены конфликта”. Основные механизмы тактики взаимного выигрыша: механизмы осуществления тактики компромисса, четырехшаговый метод урегулирования конфликта. Универсальные методы разрешения конфликтов. Тема 16. Переговоры как способ разрешения конфликтов. Переговорный процесс, его функции и основное содержание. Модели поведения партнеров в переговорном процессе. Технологии общения в переговорном процессе. Технологии управления эмоциями в переговорном процессе. Манипулятивные технологии в переговорном процессе. Стратегии ведения переговоров. Тактические приемы ведения переговоров. Посредничество в переговорном процессе. Требования к выбору посредника. Влияние посредника на переговорный процесс. Модели посреднической деятельности. Критерии оценки эффективности посреднической деятельности. Динамика переговоров. Подготовка к переговорам. Процесс ведения переговоров: уточнение интересов и позиций сторон; обсуждение, предполагающее выработку возможных вариантов решения проблемы; достижение соглашения. Анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей.

Наши рекомендации