Схема системного анализа воспитательного мероприятия
(разработана Аверкиевой Г.В.)
1.Общая характеристика:
- Тема воспитательного мероприятия, ее актуальность, познавательная, воспитательная и развивающая ценность. Условия выбора содержания и формы мероприятия для организации воспитательной работы с классом.
- Форма проведения, возраст и количество участников, краткое описание хода мероприятия.
2.Цели и задачи мероприятия (воспитательные, познавательные, развивающие).
3.Охарактеризуйте:
- Содержание (обоснованность отбора и дозировки, познавательная и воспитательная ценность подобранного материала; занимательность, доступность, соответствие возрастным особенностям учащихся, их интересам, познавательным возможностям, степени их активности и самостоятельности, особенностям ученического коллектива),
- Конкретную обстановку проведения данного мероприятия (обстановка помещения; наличие наглядных пособий на стенах и стендах, место расположения участников, наличие технических средств, усиливающих воспитательное воздействие).
- Структуру (взаимосвязь этапов, продуманность начала и окончания, соразмерность частей с точки зрения используемого времени);
- Форму организации мероприятия (соответствие задачам и содержанию, оптимальность в выборе, целесообразность применения);
- Степень его подготовленности (четкость в организации, качество и целесообразность использования оформления);
- Умения и профессиональные качества организатора (создать необходимую эмоциональную атмосферу, поддерживать дисциплину и порядок, увлечь участников темой, вовлечь их в активное действие, импровизировать, быстро реагировать на неожиданные ситуации, убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися);
- Отношение участников к происходящему, степень их активности, психологическая реакция (заинтересованная, нейтральная, позитивная, негативная). Наличие спадов и подъемов интереса. Причины их возникновения.
Общая оценка мероприятия
- Степень достижения цели мероприятия.
- Реальная воспитательная, развивающая и познавательная ценность.
- Достоинства и недостатки мероприятия.
- Педагогические рекомендации.
Документ 3
Психологический анализ воспитательного мероприятия
(Данилова И.Л., Илгунова О.Е, Макаровская И.В., Сизова О.Р.,
Скороходова Н.Ю.)
I Обоснование содержания, формы и целей воспитательного мероприятия:
1. Тема воспитательного мероприятия. Ее актуальность и ценность в связи с общими целями воспитания школьников.
2. Форма воспитательного мероприятия (классный сбор, групповое собрание, диспут, беседа, читательская конференция, встреча с выдающимися людьми и т.д.). Соответствие содержания форме мероприятия.
3. Соответствие данного мероприятия возрастным особенностям школьников (их интересам, познавательным возможностям, степени их активности и самостоятельности).
4. Чем мотивируется выбор данного мероприятия для конкретного детского коллектива (указать особенности взаимоотношений между детьми, уровень воспитанности учащихся данного класса, их специфические интересы, отношение к тем или иным явлениям, особенности поведения; отметить, высказывали ли ребята желание и инициативу в отношении организации данного мероприятия)?
5. Каких конкретных воспитательных целей можно достичь в результате проведения данного мероприятия (наладить дружеские отношения, изменить отношения к учению, вызвать интерес к чтению, научить уважать людей труду и т.д.)?
II Психологическое обоснование путей организации и подготовки мероприятия:
1. На какой период времени планируется данное мероприятие и почему (как связано с учебным процессом, загруженностью учеников, общешкольным планом и т.д.)?
2. Как конкретно будет проходить мероприятие, какой его общий «сценарий»?
3. Какие виды подготовительной работы следует провести и в какой последовательности?
4. Какие качества личности, умений и навыков потребуют от учащихся отдельные виды подготовительной работы и само проведение мероприятия, какую степень самостоятельности надо проявить (имеются в виду организаторские способности, музыкальные, эрудиция, умение рисовать, воля, выдержка, самообладание, инициатива и т.д.)?
5. Кого из членов детского коллектива желательно привлечь к выполнению конкретных заданий и какую роль в подготовке и проведении мероприятия они должны играть?
6. Какими индивидуальными психологическими способностями учащихся обусловлено предполагаемое распределение ролей и какие конкретные воспитательные цели оно имеет (одному — привить чувство ответственности, другому — дать возможность утвердить себя в глазах сверстников, проявить свои возможности и преодолеть робость и неуверенность, третьему — научиться не только командовать, но и подчиняться и т.д.)?
7. Какова роль воспитателя в подготовке мероприятия? Что он должен сделать сам, в чем помочь учащимся, а что поручить им, чем это обусловлено? Каковы формы помощи и контроля за ходом подготовки (заслушивание информации, присутствие на репетициях, консультации и др.)?
III Психолого-педагогический анализ хода мероприятия:
1. Насколько организованным было начало, вовремя ли, какой была дисциплина?
2. Как убранство помещения и внешний вид учащихся содействовали цели проведения мероприятия?
3. В какой мере школьники, ведущие мероприятие, справились со своими ролями (подготовлены, уверены, спокойны, воодушевлены или растеряны, вялы и т.д.)?
4. Вся ли масса участников мероприятия была увлечена его ходом? В чем проявлялась эмоциональная реакция школьников, и в какие моменты?
5. Какие морально-политические, интеллектуальные и эстетические чувства пробудились у учащихся в ходе мероприятия?
6. Дисциплина школьников.
7. Какие массовые явления наблюдались (подражание, вдохновение, смена коллективного настроения, дух соревнования и др.)?
IV Общая оценка мероприятия:
1. Насколько достигнута цель мероприятия? Какова его реальная идейная, воспитательная и познавательная ценность? Что при подготовке и проведении его снизило или усилило воспитательный эффект по сравнению с ожидаемым?
2. Как проявили себя непосредственные организаторы и участники мероприятия? Как они справились с заданиями по подготовке в проведению его? Какие качества личности выявили? Оправдали ли ожидания воспитателя в этом отношении?
3. В чем проявилось влияние мероприятия на отдельных учащихся и коллектив в целом? По каким показателям можно судить об этом? Сказалось ли на поведении, дисциплине, общественном мнении, отношении к учению, повлияло ли на межличностные отношения в коллективе и т.д.? (Дать анализ нескольких примеров.)
4. Какие «корректировки» внесла жизнь в подготовку и проведение мероприятия по сравнению с задуманным планом? Чем это было обусловлено: объективными или субъективными причинами (неожиданно заняли помещение, где планировали мероприятие, кто-то заболел или не проявил активности, испугался трудностей, не справился с поручением)? Что не учтено было в обосновании мероприятия при планировании?
Документ 3