Схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия (2)

1. Обоснование содержания, формы и целей воспитательного мероприятия.

а) Тема воспитательного мероприятия.

б) Форма воспитательного мероприятия. Соответствие содержания форме мероприятия.

в) Соответствие данного мероприятия возрастным особенностям школьников (их интересам, познавательным возможностям, степени их активности и самостоятельности).

г) Чем мотивируется выбор данного мероприятия для конкретного детского коллектива (указать особенности взаимоотношений между детьми, уровень воспитанности учащихся данного класса, их специфические интересы, отношение к тем или иным явлениям, особенности поведения; отметить, высказывали ли ребята желание и инициативу в отношении организации данного мероприятия).

д) Каких конкретных воспитательных целей можно достичь в результате проведения данного мероприятия (наладить дружеские отношения, изменить отношение к учению, вызвать интерес к чтению, научить уважать людей и т. д.).

2. Психологическое обоснование путей организации и подготовки мероприятия

а) На какой период времени планируется мероприятие и почему (как связано с учебным процессом, загруженностью учеников т.д.).

б) Как конкретно будет проходить мероприятие, каков его общий «сценарий».

в) Какие виды подготовительной работы следует провести, в какой последовательности.

г). Каких качеств личности, умений и навыков потребуют от учащихся отдельные виды подготовительной работы и само проведение мероприятия, какую степень самостоятельности надо проявить (имеются в виду организаторские способности, музыкальные, эрудиция, умение рисовать, воля, выдержка, самообладание, инициатива и т.д.).

д) Кого из членов детского коллектива желательно привлечь к выполнению конкретных заданий и какую роль в подготовке и проведении мероприятия они должны играть.

е) Какими индивидуальными психологическими особенностями учащихся обусловлено предполагаемое распределение ролей, какие конкретные воспитательные цели оно имеет (одному - привить чувство ответственности, другому - дать возможность утвердить себя в глазах сверстников, проявить свои возможности и преодолеть робость и неуверенность, третьему - научиться не только командовать, но и подчинятся и т.д.).

ж) Какова роль воспитателя в подготовке мероприятия? Что он должен сделать сам? В чём помочь учащимся, а что поручить им, чем это обусловлено? Каковы формы помощи и контроля за ходом подготовки (заслушивание информации, присутствие на репетициях, консультации и др.).

3. Психолого-педагогический анализ хода мероприятия.

а) Насколько организованным было начало, вовремя ли, какой была дисциплина.

б) Как убранство помещения и внешний вид учащихся содействовали цели проведения мероприятия.

в) В какой мере школьники, ведущие мероприятие, справились со своими ролями (подготовлены, уверены, спокойны, воодушевлены или растеряны, вялы и т. д.).

г) Все ли участники мероприятия были увлечены его ходом? В чем проявлялась эмоциональная реакция школьников, в какие моменты?

д) Дисциплина школьников.

е) Какие массовые явления наблюдались (подражание, вдохновение, смена общего настроения, дух соревнования и др.).

4. Общая оценка мероприятия

а) Насколько достигнута цель мероприятия? Что при подготовке и проведении его снизило или усилило воспитательный эффект то сравнению с ожидаемым. Как проявили себя непосредственные организаторы и участники мероприятия? Как они справились с заданиями по подготовке и проведению его? Какие качества личности выявили? Оправдали ли ожидания воспитателя в этом отношении.

б) В чем проявилось влияние мероприятия на отдельных учащихся и коллектив в целом? По каким показателям можно судить об этом? Сказалось ли на поведении, дисциплине, отношении к учению, повлияло ли на межличностные отношения в коллективе и т.д. (Дать анализ нескольких примеров.)

г) Какие «корректировки» внесла жизнь в подготовку и проведение мероприятия по сравнению с задуманным планом? Чем это было обусловлено: объективными или субъективными причинами (неожиданно заняли помещение, где планировали мероприятие, кто-то заболел или не проявил активности, испугался трудностей, не справился с поручением)? Что не учтено было при планировании мероприятия?

д) Каковы пожелания на будущее относительно содержания и форм организации подобных воспитательных мероприятий.

Приложение 9

Наши рекомендации