Схема анализа воспитательного мероприятия

1. Общая характеристика детской группы:

- состав;

- возраст;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, запросов детей.

2. Место и время проведения.

3. Тема, цель, форма проведения.

4. Анализ качества подготовки мероприятия:

- наличие плана;

- определение задач;

- активность детей и педагога;

- участие и заинтересованность родителей и др.

5. Анализ хода мероприятия:

- содержание и воспитательная направленность;

- отношение учащихся к мероприятию, увлеченность, творчество, инициатива;

- характеристика педагогических средств;

- создание условий для влияния на детей.

6. Выводы, замечания, предложения:

- оценка методического своеобразия и эффективности мероприятия;

- недостатки в ходе подготовки и проведения, пути их устранения;

- пожелания по улучшению подготовки, содержания и форм организации мероприятия.

Схема анализа воспитательного дела

1. Актуальность темы.

2. Цель и воспитательные задачи, их соответствие уровню развития

школьников данного класса.

3 Характеристика подготовительного периода, его основных этапов: степень участия в подготовке воспитательного дела коллектива класса, органов самоуправления, каждого участника; уровень активности и самостоятельности учащихся при подготовке воспитательного дела, способы стимулирования воспитателем инициативы и общественной активности школьников; характер педагогического руководства коллективом класса при подготовке занятия, стиль общения классного руководителя с учениками.

4. Оценка содержания и методики проведения КТД, соответствие

содержания его форме и поставленным воспитательным задачам, оформление на каждом из этапов КТД; общественная, познавательная и эмоциональная направленность КТД.

5. Отношение учащихся к воспитательному делу: заинтересованность, самостоятельность, инициативность, способы дисциплинирования школьников воспитателем.

6. Характер использованной литературы при подготовке КТД.

7. Предложения по совершенствованию методики подготовки и

проведения подобного КТД.

Анализ КТД

1. Фамилия, имя, отчество руководителя КТД.

2. Возраст участников.

3. Дата проведения, место, форма, количество участников.

4. Оптимальный выбор времени, продолжительность с учетом

возраста, использование ТСИ (Технических средств информации)

5. Тема, цели и задачи:

• актуальность

• соответствие возрастным особенностям

• соответствие интересам и уровню воспитанности детей

• формирование у детей педагогически ценных мотивов участия в деле

6. Примерная структура хода мероприятия, содержания основных компонентов:

• создание ситуации готовности

• организационное начало

• содержательность

• оптимальное сочетание рациональной и эмоциональной информации.

• степень заинтересованности на протяжении всего КТД

• степень самостоятельности

• организованное завершение

7. Педагогический самоанализ:

• оценить, насколько реализованы планируемые воспитательные задачи

• проектирование последствий КТД

• создание воспитывающих ситуаций

• корректировка воспитательных целей, задач и методов организации КТД в системе воспитательной работы

Рабочие планы на неделюпозволяют вносить коррективы в заранее планируемую работу, отражают ранее принятые решения. Рабочие планы позволяют четко реагировать на изменяющуюся ситуацию. Жестких требований к оформлению рабочих планов на неделю нет, они являются рабочим документом организации.

Личный план- в форме еженедельника, дневника, куда, кроме дружинных, отрядных, общешкольных, районных, городских дел, заносятся все педсоветы, совещания, семинары, курсы повышения квалификации, участие в клубе вожатых. Также заносятся сроки написания отчетов, справок, различных методических работ, личное участие в конкретных мероприятиях, индивидуальная работа с детьми, свои выводы и наблюдения, так называемые "заметки на полях" и др.

Ежедневный рабочий план дняотражает в себе организационные и содержательные решения в течение рабочего дня. Он является документом, позво­ляющим анализировать эффективность и результативность приемов и способов организации рабочего времени.

Таким образом, сочетание перспективно-календарного ежедневного планирования поможет:

- увидеть сочетаемость идей и их практическую реализацию на практике;

- дает возможность использовать динамизм и изменчивость как отношений, складывающихся между членами организации, так и видов, форм детской инициативы;

- наглядно демонстрирует резервы, возникающие в ходе подготовки того или иного мероприятия, или проблемы, возникающие при этой подготовке;

- позволяет значительно экономить рабочее время;

- дает богатый материал для анализа деятельности организации и самоанализа эффективности труда старшего вожатого.

Примерная схема анализа работы старшего вожатого

Анализ работы старшего вожатого (ФИО) _____________________ за ________ уч.год.

1. Проанализируйте цели и задачи, которые вы поставили перед собой в этом учебном году.

2. Что удалось выполнить, по каким показателям можно об этом судить?

3. Какие задачи не удалось реализовать и по какой причине?

4. Проанализируйте обеспечение образовательного процесса:

- разработаны учебные пособия;

- разработаны и оформлены документы;

- разработаны программы и т.п.

5. Проанализируйте работу с педагогическими кадрами:

- оказана методическая помощь педагогам по разработке конкретных мероприятий;

- проведены консультации (групповые, индивидуальные); и т.п.

6. Разработаны, составлены и систематизированы методические материалы.

7. Проанализируйте работу ДОО и органов ученического самоуправления:

- Какие педагогические меры воздействия сильнее всего влияют на поведение ребят?

- Насколько работоспособен школьный актив?

- Какие проблемы детской жизни в состоянии ре­шить ДОО самостоятельно?

- Какие проблемы развития ОУС и ДОО сопряжены с трудностями, требуют помощи со стороны взрослых?

8. Общая оценка результатов работы по итогам проведенных мероприятий.

9. Каким образом вожатый повышал свою квалификацию в течение учебного года?

10. Выводы и предложения по улучшению деятельности в следующем году.

Приложение № 1.

Требования к оформлению сценария

1. Титульный лист содержит:

- название образовательного учреждения;

- наименование материала;

- возраст детей, на которых ориентирован данный материал;

- ФИО автора;

- место и год написания.

2. Поэтапное описание (изложение основного действия):

- время и место проведения;

- действующие лица;

- оборудование, реквизит;

- оформление;

- содержание.

3. Рекомендации (советы и подсказки о том, как избежать возможных ошибок и лучше справиться с задачей. Рекомендации можно расположить и в тексте, особо выделяя, или после него).

4. Литература, использованная при составлении разработки.

Рецензия

на сценарий праздника_______________________________________________

__________________________________________________________________ разработанный (кем, когда)_________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Данный сценарий рассчитан на (возраст, количество участников)____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Цель мероприятия______________________________________________________________________

Форма, используемые методы (целесообразность выбора)

Оформление праздника

Оборудование, целесообразность его использования

Общее впечатление

Сценарий может (не может) быть рекомендованным для дальнейшей работы потому, что...__________________________________________________________________________________

Подпись. Должность Число

Приложение №2

Методическая разработка – это один из видов методической продукции. Отличие методической разработки от сценария в том, что в методической разработке дается полное описание не только мероприятия, но и подробное описание его подготовки.

Структура методической разработки:

1. Титульный лист, на котором указывается:

· полностью название учреждения,

· фамилия, имя, отчество автора,

· название документа,

· название города,

· год разработки.

2. На втором листе указываются цель и задачи мероприятия (образовательные, воспитательные, развивающие).

3. Форма проведения мероприятия.

4. Оформление – перечень плакатов, таблиц, стендов, сцены и прочее.

5. Оборудование – наличие современных технических средств и оборудования, различный реквизит.

6. Схема подготовки мероприятия – разработка сценария, выбор при необходимости оргкомитета, проведение его заседания, составление программы мероприятия, распределение обязанностей между всеми организаторами, распространение афиш, приобретение призов, сувениров и прочее.

7. План проведения мероприятия:

· Вступительная часть

· Основная часть

· Подведение итогов, награждение

8. Ход мероприятия (подробный сценарий)

9. В конце на отдельных листах:

· Список использованной литературы;

· Список дополнительной литературы;

· Советы организаторам.

Приложение № 3

Основные требования к профессии и организации труда

Старшего вожатого

(для всех типов образовательных учреждений)

Основные требования к профессии старшего вожатого разработаны на основе тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования РФ (Приказ Минобразования РФ от 31.08.1995 г. № 463/8268) и являются методическими рекомендациями для руководителей образовательных учреждений, МО старших вожатых, аттестационных комиссий при определении целей, результатов, сущности, специфики, содержания и функций труда вожатого, его должностных обязанностей.

Данный документ используется для:

- составления локальных актов, трудовых договоров при определении функциональных обязанностей старшего вожатого;

- определения уровня профессиональных качеств, достигаемых старшим вожатым в процессе трудовой деятельности по мере накопления опыта, овладения профессиональным мастерством;

- профориентации, отбора, повышения квалификации и аттестации кадров вожатых;

- для планирования работы методических объединений старших вожатых, их самообразования.

Предмет труда старшего вожатого: дети и подростки, коллективы, в которые они объединены (детские общественные объединения).

Цель труда: обеспечение деятельности школьного детского общественного объединения в соответствии с его целями, задачами, функциями и принципами деятельности.

Результат труда:

а) состояние воспитанности членов детских общественных объединений, характеризующееся степенью сформированности идейно - нравственных качеств, согласуемых с общими целями, задачами детских/пионерских объединений, законами пионеров, владение воспитанниками умениями работы в общественном объединении;

б) состояние коллектива школьной детской общественной организации, характеризующееся общественно-полезной направленностью, сплоченностью, активностью, самодеятельностью, творчеством, эффективным воздействием на воспитание членов организации.

Сущность труда:воспитание.

Специфика труда: специфика трудовой деятельности старшего вожатого состоит в том, что цели и результатов труда вожатый достигает только путем организации и всемерного развития общественно-полезной, нравственно направленной самодеятельности воспитанников.

Кадровый статус: вожатый - кадровый работник детского объединения и представитель образования в общественном детском объединении. Как кадровый работник детского общественного объединения, работает над осуществлением уставных целей детского объединения под руководством районных, городских детских организаций, как представитель образования находится в административном подчинении директора школы и решает задачи в интересах органов образования.

Содержание деятельности: реализация задач по гражданскому воспитанию и личностному развитию детей и подростков, их социальному определению, защите прав детей, созданию воспитывающей микросреды.

Функции вожатого:

1. Руководитель школьного детского общественного объединения.

2. Воспитатель членов детского общественного объединения.

3. Организатор деятельности детского общественного объединения.

4. Методист.

Указанные функции проявляются в едином трудовом процессе, взаимопроникают друг в друга. Их сущностью является воспитание, во имя которого осуществляются и руководящая, и организаторская, и методическая деятельность старшего вожатого.

Руководитель: эффективно оценивает работу школьного детского общественного объединения и отдельных его членов или группы ребят, вырабатывает меры по совершенствованию деятельности школьного детского общественного объединения.

Организатор: практически реализует замыслы и намеченные планы работы школьного детского общественного объединения, организует самодеятельность своих воспитанников.

Воспитатель: реализует в своей деятельности основные принципы социальной работы; является носителем идеологии детского движения, наставником, другом и товарищем своих воспитанников.

Методист: передает знания теории и методики работы в детском общественном объединении педагогам школы, отрядным вожатым, обобщает опыт работы и пропагандирует его; разрабатывает методические материалы, последовательно обучает членов детского объединения.

Функциональные обязанности старшего вожатого.

Как руководителя детского общественного объединения:

1) Изучает документы, 3аконы РФ по вопросам защиты прав детей, образования и воспитания молодежи, молодежной политики, документы и материалы по детскому движению. Основы социальной педагогики и психологии ребенка и коллектива; вопросы теории управления, овладевает методами научного изучения личности ребенка и детских коллективов.

2) Изучает коллектив школьного детского общественного объединения; интересы, запросы членов детского общественного объединения; происходящие в среде детей и подростков социальные процессы, специфику социальной среды, в условиях которой действует детское объединение.

3) Исходя из уставных целей и задач областной детской организации, решений слетов, сборов, заседаний руководящих органов, специфики и интересов школы, интересов, запросов детей и подростков, разрабатывает перспективы и конкретные задачи воспитания членовшкольного детского общественного объединения.

4) Обеспечивает планирование (или программирование) работы детского общественного объединения силами самих членов детских организаций.

5) Планирует личную работу.

6) Участвует в планировании работы школы (вносит в план работы школы массовые мероприятия, учебу и методическую помощь членам педагогического коллектива по вопросам детского движения).

7) Подбирает отрядных вожатых, направляет, контролирует и оценивает их деятельность при активном участии молодежных объединений и организаций, действующих в рамках школы.

8) Силами отрядных вожатых и членов детского объединения на основе самодеятельности, демократичности, широкой гласности и добровольности обеспечивает выборы органов детского самоуправления/пионерского актива, направляет их деятельность.

9) Представляет школьное детское объединение в педагогическом совете школы, Советах районных/городских детских организаций, других общественных и государственных учреждениях.

10) Постоянно анализирует эффективность проводимой работы, вырабатывает рекомендации и меры по повышению воспитательного воздействия деятельности коллектива.

11) Готовит информации, отчеты о деятельности детского объединения для администрации школы, районных, городских Советов детских организаций.

12) Постоянно совершенствует свои профессиональные знания, умения, личностные качества путем самообразования и самовоспитания.

13) 3аботится о здоровье и безопасности жизни доверенных ему детей.

14) Ведет необходимую документацию: план работы детского общественного объединения, протоколы общих сборов и слетов, заседаний органов самоуправления и т.д.

Как организатора детского общественного объединения:

1) Через отрядных вожатых, органы самоуправления детского объединения, путем включенности воспитанников в активную деятельность обеспечивает практическое выполнение намеченных планов, разнообразную деятельность объединения.

2) Организует работу группы младших школьников через вожатых, заботится о пополнении состава детского объединения.

3) Стимулирует активную работу детских коллективов и их членов через поощрение, воспитание на положительном примере.

4) Вместе с Советом актива организует работу и отдых с воспитанниками в период каникул.

5) Организует практическое участие в деятельности объединения старшеклассников, родителей и общественности.

6) Обучает отрядных вожатых, выборный актив и организаторов конкретных дел.

7) Информирует и инструктирует родителей, представителей общественности, участвующей в жизни детского объединения.

Как воспитателя в детском общественном объединении:

1) Обеспечивает проведение всей работы на основе самодеятельности, инициативы, творчества пионеров, органов детского самоуправления.

2) Обеспечивает общественно - полезную направленность всех проводимых мероприятий.

3) Обеспечивает проведение разнообразной работы, способствует всестороннему развитию детей и подростков, формирует у них активную гражданскую позицию.

4) Ведет пропагандистскую работу, разъясняет цели, задачи, принципы деятельности детского общественного объединения.

5) Препятствует проникновению в среду детей и подростков антигуманной идеологии, активно выступает против равнодушия, бесчеловечности.

6) Заботится о том, чтобы жизнь детского объединения была яркой, красочной, наполненной романтикой, вызывала заинтересованность и активность воспитанников.

7) Владеет навыками общения с детьми и взрослыми.

Как методиста:

1) Обучает актив детского объединения.

2) Ведет разъяснительную работу среди взрослых и детей - не членов организации.

Профессионально- значимые знания.

Общественно - социальные:

Основные закономерности общественного развития, вопросы общественной жизни страны и мира, права молодежи и детей, закономерности социального формирования личности, основные социальные факторы, участвующие в этом процессе, методы социологических исследований в целях повышения эффективности воспитания.

3нания о предмете труда:

Основные закономерности развития личности детей и подростков, специфику их потребностей, интересов, установок, мотивов, факторы их удовлетворенности и неудовлетворенности характером, содержанием и условиями их деятельности.

3нания из области детской и возрастной физиологии и психологии:

Физиологические и психологические закономерности развития личности, физиологию и психологию ребенка и подростка, особенности мальчиков и девочек, основы индивидуального подхода к воспитанию, методы изучения личности ребенка и подростка, охрана жизни и здоровья детей.

Знания из области социальной психологии.

Специфику, закономерности развития и функционирования групп и коллективов, взаимоотношения личности и коллектива, основы руководства детским коллективом; формальные, неформальные лидеры и работа с детским активом, общение в коллективах и с коллективами детей и подростков, способы воздействия в процессе общения, методы изучения детских и подростковых коллективов.

Знания общих основ воспитания (педагогики).

Теорию и методику воспитания и самовоспитания, сущность воспитания.

Основные трудовые операции.

Вожатый: а) творчески, аналитически, конструктивно мыслит; б) пишет; в) читает; г) говорит; д) слушает; е) работает руками; ж) выполняет организаторские действия.

Психофизические аспекты труда: труд вожатого связан с большим физическим и нервным напряжением, которое вызывается: ответственностью за качественное и оперативное выполнение работы, жизнь и здоровье детей, многообразие видов деятельности и трудовых операций, сложностью общения с людьми разного возраста.

Организация труда:

Рабочее время старшего вожатого определяется в соответствии с закрепленной за ним ставкой и является, как правило, внеурочным, каникулярным по отношению к учебному процессу.

Дни, проведенные старшим вожатым на семинарах, учебно-методических сборах с отрывом от производства по направлению органа управления образованием считаются рабочими днями с сохранением средней заработной платы по каждому рабочему месту.

Администрация образовательного учреждения по согласованию с органом управления образованием и рай/гор Советом детской организации, МО старших вожатых, устанавливает для старшего вожатого методический день, который используется для участия в работе МО старших вожатых, работы в библиотеке при подготовке к мероприятиям, методических консультаций и др. Администрация не имеет оснований отказать старшему вожатому в праве участвовать в работе методических семинаров.

Рабочее место:

Старшему вожатому в образовательном учреждении предоставляется рабочее место – отдельный кабинет или часть помещения для организации работы с активом детского объединения, индивидуальной работы с воспитанниками.

Для проведения массовых мероприятий и дел администрация предоставляет имеющиеся в образовательном учреждении помещения – актовые и спортивные залы, спортивные площадки и т.п.

В образовательном учреждении определяется помещение или часть его для создания информационного и ритуального места детского объединения, где содержится общая и оперативная информация о деятельности детского общественного объединения, законы/правила членов объединения, символы, атрибуты и т.д. Кроме того, на территории образовательного учреждения выделяется участок под создание кострового/отрядного места детского объединения. Решение о создании кострового места, его оборудование и содержание принимается образовательным учреждением и детской организацией.

Другие вопросы, связанные с деятельностью детского объединения в рамках образовательного учреждения, оговариваются в Договоре между образовательным учреждением и детской общественной организацией.

Приложение № 4

Принят на Конференции

Марта 1991 года.

Изменения и дополнения

Приняты на Конференции

Октября 1996 года

Изменения и дополнения

Приняты на Конференции

Октября 2001 года

Утвержден в новой

Редакции на Конференции

Протокол №15

От 7 ноября 2006 г.

Утвержден в новой

Редакции на Общем собрании

Протокол №19

От 03 ноября 2010 г.

Устав

Наши рекомендации