Цели этой фазы заключаются в решении следующих задач

* сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям к участникам совещания по их подразделениям;

* появление мотивов и целей участников совещания;

* передача запланированной информации;

* анализ и проверка позиций участников совещания;

* формирование основ для аргументации или предварительной проверки правильности отдельных узловых пунктов аргументации руководителя и создание в случае необходимости новых «точек опоры» в сознании участников совещания, которые руководитель может использовать в следующей фазе совещания;

* по возможности предварительное определение направлений последующей деятельности, что значительно облегчает и упрощает фазу принятия решения.

Сообщаемая информация на совещании должна быть точной, ясной, содержательной, наглядной и профессионально правильной. Особое внимание должно уделяться краткости изложения.

3. Этап аргументации

Аргументирование -- это наиболее трудная фаза служебного совещания, которая требует больших знаний, концентрации внимания, присутствия духа», напористости и корректности высказываний, детерминированных и зависящих во многом от участников совещания.

Аргументация влияет на изменение позиции оппонента, т.к. корректная аргументация основывается на применении общепризнанных и принятых в деловых кругах риторических приемов. Руководителю необходимо относиться к мнению участников совещания или мнению собеседников точно так же, как к своему собственному, независимо от того, считает ли руководитель собеседника противником или единомышленником.

В этой фазе можно попытаться изменить уже сформировавшееся мнение, закрепить новое, измененное мнение.

В этой фазе прокладываются пути для ясных, точных, частичных или общих заключений, создается общая база для последней, решающей фазы совещания - принятия решения.

4 Этап нейтрализации замечаний

На этом этапе делового совещания руководитель может усилить убедительность своего выступления и закрепить то, что было достигнуто в ходе служебного совещания.

Наиболее важные задачи этой фазы:

* разграничение отдельных возражений по субъектам, объектам и т.д.;

* приемлемое объяснение замечаний;

* нейтрализация замечаний собеседника.

5 Этап принятия решения

Принятие решения -- это завершающий этап служебного совещания и центральный момент управления.

Данная фаза служебного совещания венчает не только усилия руководителя и участников совещания, но и все служебное совещание. Успешно завершить совещание -- это значит достигнуть заранее намеченных и запланированных целей проводимого совещания.

Выделяются следующие задачи завершения делового совещания:

* достижение основной или в худшем случае запасной цели;

* обеспечение благоприятной атмосферы в конце делового совещания;

* составление всеобъемлющего, впечатляющего резюме делового совещания, понятного для всех присутствующих, с четко выделенным основным выводом. Такое резюме очень важно для обеспечения успеха делового совещания.

В последней фазе служебного совещания недопустима расплывчатость формулировок.

Таким образом, результатом каждого служебного совещания, дискуссии, развернувшейся на совещании, должно быть решение, принятое руководителем или участниками совещания по обсуждаемых вопросам (проблемам), и его практическая реализация. Решение принимают все вместе и каждый в отдельности. От того, насколько каждому участнику совещания удалось включить свои соображения и предложения в решение, зависит глубина решения и его эффективность.

После окончания работы совещания необходимо определить, в какой форме будут подведены итоги. Например, рассылка протокола (протокол о ходе или результатах совещания), выписки из протокола и постановка задачи (письменно, устно) со ссылкой на решения совещания. Иными словами, в конце совещания всегда подводятся итоги и фиксируется, что, кем и к какому времени должно быть сделано.

52 (2)Виды служебных совещаний и основные требования к определению их целей.

По видам служебные совещания обычно разделяют следующим образом:

Информационные (инструктивные) - доведение информации, сведений, выдача поручений и распоряжений “сверху вниз” по схеме управления до исполнителей, контроль исполнения поручений;

Оперативные (диспетчерские) - получение информации “снизу вверх” от подчиненных, о состоянии дел, рассмотрение отчетов, анализ и решение текущих вопросов, выдача и контроль исполнения поручений;

Проблемные (ситуационные) – коллективный, командный анализ состояния дел, а также сложных ситуаций, проблем, стоящих перед компанией и выработка наилучших решений по этим проблемам.

Обычно эти виды совещаний проявляются при рассмотрении отдельных тем и вопросов, определенных в повестке дня одного или нескольких совещаний.

Цели проблемных совещаний -поиск наилучших решений проблемы в кратчайшие сроки, вынесение на обсуждение хозяйственных проблем, рассмотрение организационных перспектив, обсуждение различных проектов.

Цели инструктивных совещаний -передача необходимых сведений и распоряжений сверху вниз по схеме управления для скорейшего их выполнения. До сведения участников совещания доводятся принятые руководителем предприятия или организации решения, распределяются задачи с соответствующим инструктажем, разъясняются неясные вопросы, определяются сроки и способы выполнения поручений.

Инструктивные совещания целесообразно использовать в случае отсутствия времени для письменных распоряжений или при желании руководителя эмоционально воздействовать па подчиненных.

Цели оперативных (диспетчерских) совещаний -получение информации о текущем состоянии дел. Оперативные совещания проводятся регулярно, всегда в одно и то же время, список участников постоянный, специальной повестки дня не имеется, они посвящаются неотложным задачам текущего и последующих 2-3 дней.

Наши рекомендации