Программа работы с детьми «группы риска»

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»

МКОУ Копёнкинская СОШ

Россошанского муниципального района Воронежской области

Как известно, каждый человек стремится реализовать свой потенциал, постоянно совершенствоваться, найти своё место в жизни (теория А. Маслоу).

В центре классических подходов к этой теме - проблема личности: активность икреативность, автономность и актуализация, свобода выбора и стремление ксамосовершенствованию. Человек изначально добр, в крайнем случае, нейтрален, ивсе отклонения в поведении возникают в связи с нежелательным окружением,значит, девиантность – проявление влияния извне.

Актуален также подход наиболее яркого представителя русской гуманистической педагогики В.А. Сухомлинского, который в основе отношений между людьми видел истину, добро, красоту.

Нестабильность экономической ситуации, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания и в целом нездоровый образ жизни в социуме приводят сегодня к таким явлениям, как: массовое обнищание семей; асоциальное поведение детей и взрослых; безработица, низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания; отсутствие ценностей или создание «антиценностей», приводящих к детской преступности, агрессии, наркомании.

Привычным для нас, к сожалению, становится отклоняющееся поведение,

которое делится на две категории: 1) поведение, несоответствующее нормам

психического здоровья (то есть патологическое); 2) антисоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы).

Дети, склонные при определённых обстоятельствах к неадекватному способу

поведения, относятся к «группе риска».

Ориентируясь на наблюдения и исследования в нашей школе, мы можем

выделить следующие виды таких групп детей:

1) из неблагополучных семей;

2) педагогически запущенные;

3) с отклонениями в поведении;

4) попавшие в проблемные ситуации;

5) испытывающие дефицит общения.

Поэтому для решения проблемы необходимо систематизировать проводившуюся ранее работу, разработать оптимальную технологию, которая бы позволила не подгонять ребёнка под шаблоны требований, а вносить коррективы в его поведение, способствовать саморазвитию личности ученика, признавать за каждым право выбора собственного пути. Это возможно в рамках личностно ориентированного обучения и воспитания.

Содержание деятельности, построенное на основе анализа конкретной психолого-педагогической практики, позволило выделить следующие источники опасности для ребёнка.

Источники опасности

Семья:

▪ гиперопека в семье;

▪ попустительство интересам и нуждам ребёнка;

▪ образ жизни, поведение родителей, не принимаемые детьми;

▪ насилие и агрессия в семье.

Социум

▪ избыток информации: видео, ТВ, Интернет, СМИ.

Я сам

▪ трудность формирования жизненных ориентиров, ценностей;

▪ внутреннее одиночество, непонятность;

▪ переживание собственной неудачливости;

▪ трудность самопонимания, неадекватная самооценка;

▪ отсутствие позитивных жизненных целей;

▪ неумение взаимодействовать с окружающими;

▪ неустойчивость эмоциональной сферы;

▪ неустойчивое развитие навыков саморегуляции;

▪ состояние здоровья.

Сверстники:

▪ противоправные формы самоутверждения;

▪ отношения, построенные на: подчинении и зависимости; испытании себя и

других; потребности защиты или защитника; контакте с криминальными

взрослыми.

Воспитательные, образовательные организации:

▪ атмосфера, не благоприятствующая созданию мотивации к обучению;

▪ конфликтная обстановка;

▪ авторитарный тип общения;

▪ перегрузка школьной жизнью;

▪ профессиональная некомпетентность педагогов: отношения, построенные на

необоснованных требованиях, чрезмерная система контроля, неумение создать благоприятный психологический климат.

Противоречия

В детство закладываются основы личной активности и личностные свойства, появляются ценности, определяющие «качества» будущей жизни человека. В то же время ребёнок наименее защищён от социального, психологического и физического воздействия. Отсюда, на наш взгляд, вытекают следующие противоречия:

1.Декларирование здорового образа жизни, нравственности, правовой законности и отсутствие выполнения этих требований в действительности.

2.Существует множество законов, охраняющих детство и юношество, а в реальной жизни преобладает детская незащищённость.

3.Школа является самостоятельным государством, где ребёнок чувствует поддержку. Оказавшись за пределами школьного государства, он остаётся один на один со сложной реальностью.

Гипотеза

Нет факта более сложного, чем человеческий поступок. Нет явления более непостижимого, чем человеческое поведение. «Нет работы более изнурительной для сердца, чем работа педагога» (А.А. Сухомлинский). Насколько трудно в сегодняшних условиях сделать так, чтобы для ребёнка стала привлекательной модель поведения, в которой лежат доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных, научно обоснованных правил и законов, есть только общие закономерности развития, созревания личности как существа биологического, психического и социального, которые надо учитывать и которым надо подчинять свои педагогические действия. Главное же на этом пути – педагогическая интуиция, нравственное чувство и желание помочь ребёнку в его самый драматичный период жизни, убедить его поверить в свои силы.

Целеполагание

Итак, целью нашей программы является помочь учащимся:

♦ адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;

♦ развивать адаптационные умения;

♦ почувствовать собственную ответственность за свою жизнь и жизнь других;

♦ приобрести навыки для дальнейшей самореализации.

Задачи

1. Младший школьный возраст:

● обеспечить успешную адаптацию ребёнка к школе и преемственность при переходе от одного возрастного периода к другому;

● учить детей адекватно выражать свои чувства, находить конструктивные способы выхода из жизненных ситуаций;

● готовить учащихся к выполнению социальных ролей.

2. Подростковый возраст:

● через развитие самопознания и самооценки ребёнка развивать умение регулировать своё поведение;

● содействовать формированию устойчивости к неблагоприятным средствам влияния, ориентации на положительного лидера в среде сверстников, адекватности поведения в школе и вне её;

● активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности учащихся, побуждать их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к выработке собственных внутренней позиции, ценностных ориентаций.

3. Юношество:

● способствовать сознательному принятию учащимися нравственных категорий как механизмов регуляции отношений между людьми;

● формировать умение делать выбор в конкретной ситуации, помочь приобрести навыки личностной рефлексии и психологической безопасности.

Приоритетные направления деятельности:

1.Исследовательская работа: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребёнка, отслеживание влияний социума, саморегуляция.

2.Профилактическая коррекционно – развивающая работа: предупреждение,

своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состоянии ребёнка.

3.Просветительская работа: консультации, беседы, лекции, привлечение специалистов, наглядная агитация.

4.Воспитательная работа: вовлечение в деятельность, «живой пример» педагога, эффективное личностное общение.

5.Методическая работа.

Эта программа является практическим инструментом формирования

социально-психологической компетентности. Подросткам предоставляется возможность «здесь и теперь» попытаться преодолеть актуальные для них

жизненные проблемы, а также освоить эффективные способы их разрешения в

будущем.

Цель программы

Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими

социальных навыков; расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего

улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту; актуализация процесса социального самоопределения; создание условий формирования позитивного самоотношения.

Задачи программы

1. Выработка адекватных и эффективных навыков общения.

2. Формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые

позволяют адаптироваться в условиях коллектива класса и школы.

3. Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.

4. Формирование осознанной позиции, расширение возможностей выбора

альтернативных моделей поведения, актуализация представлений о полоролевой самоидентичности.

Структура программы

Программа состоит из трех блоков:

1. Профилактика зависимых состояний.

2. Профилактика сексуальных девиаций (ранние беспорядочные половые связи,

предупреждение ранней беременности, болезней, передающихся половым путем).

3. Формирование образа «Я» и позитивного самоотношения.

Продолжительность программы

Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 45-60

минут (II подгруппа- 45 минут, I подгруппа – 60 минут).

Режим работы 1 раз в неделю ( продолжительность программы 32 недели).

Профилактическая программа может носить циклический характер.

Этапы работы I.

Организационный (2015 -2016 учебный год)

1-й этап. Изучение пакета нормативных документов; анализ состояния

социально-психологического сопровождения в городе, школе. Исходное

тестирование участников группы с целью выявления особенностей эмоционально- личностной сферы и типичных способов взаимодействия. – I четверть

2-й этап. Непосредственная работа над темами программы (подбор

диагностического материала по проблеме социализации учащихся).

II четверть, III четверть

II. Профилактическая работа

3-й этап.–Проведение итогового тестирования. Получение обратной связи от

подростков по результатам тренинга. - IV четверть

4-й этап.Встреча с родителями (по их желанию). - в течение года

III. Заключительный

5 -й этап.Обработка результатов тренинга, проведение «круглого стола» с

преподавателями для анализа и подведения итогов работы. - май 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие 1.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ

Цель: выработка групповых норм, включение детей в работу, знакомство и

определение дальнейших направлений движения.

Задачи:

1. информировать участников группы о содержании работы, задачах, групповых

нормах;

2. обозначить продолжительность занятий;

3. установить принципы работы в группе;

4. сформировать спокойную, доброжелательную обстановку;

5. формировать у членов группы установку на взаимопонимание;

формировать первые впечатления друг о друге.

Время: 45 – 60 минут.

Место занятия: тренинговый класс.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий.На наших встречах мы будем говорить о специфических проблемах, о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем. Вместе мы сможем ответить на эти и другие сложные вопросы, освоить эффективные средства общения.

II. Представление.

Предложить каждому члену группы представиться. Представление ведется по

кругу. Участники имеют право задавать любые вопросы.

III. Взаимное интервью.

Участники разбиваются на пары и в течение 10–15 минут проводят взаимное

интервью. По окончании каждый представляет своего интервьюируемого.

В этой процедуре более высок обучающий эффект, так как есть хорошая

возможность анализировать, на что обратил внимание интервьюер, удалось ли ему достоверно представить психологический портрет своего партнера, какие вопросы задавали друг другу пары. Участники также задают любые вопросы.

IV. Выводы.

Это занятие способствует формированию первых впечатлений друг о друге.

Устанавливается взаимопонимание и общий настрой на дальнейшее

сотрудничество.

Занятие 2.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ:

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Занятие можно проводить в трех вариантах на темы: курение; алкоголь;

наркотики.

Цель: предоставить подросткам необходимую информацию для преодоления

общепринятых мифов и неправильного понимания значения психоактивных

веществ (алкоголя, табака, марихуаны).

Задачи:

1. обсуждение причин употребления психоактивных веществ;

2. обсуждение мифов и реальности воздействия психоактивных веществ на

организм;

3. установить долговременный и кратковременный эффект влияния психоактивных

веществ на организм;

4. описать процесс превращения человека в зависимого от алкоголя, табака,

марихуаны.

Время: 45- 60 минут.

Материалы: большой лист бумаги.

Задание на следующее занятие: попросить детей принести рекламу алкоголя и

сигарет, вырезанную из журналов и газет.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

ВАРИАНТ I. Курение: мифы и реальность

Ведущий.На этом занятии вы получите фактическую информацию о

курении, узнаете, сколько людей курит, каковы причины курения, каковы

немедленные и кратковременные последствия курения и в чем состоит процесс

превращения в курильщика. Будут также затронуты проблемы социальной

приемлемости курения.

I. Исследование проблемы.

Подростки обычно переоценивают количество курящих людей. Подчеркнуть

факт, что курильщики находятся в меньшинстве, задав детям следующие вопросы:

1. Какой процент подростков курит? (Курение в этом случае определяется как

одна сигарета в неделю.)

- Подсчитать (больше половины, меньше половины и т.п.);

- проголосовать по каждой из оценок;

- назвать реальные цифры (11,4%).

2. Какой процент взрослых курит?

- Подсчитать;

- проголосовать;

- назвать реальные цифры (30,8%).

Ведущий.Курят гораздо меньше людей, чем мы думаем. В

действительности курильщики составляют меньшинство. Большинство взрослых и подростков не курят. С 1975 по 1985 год количество старших подростков, которые курили, снизилось с 29 до 18,7%. 33,3% взрослых мужчин и 54% взрослых женщин никогда не курили.

II. Мозговой штурм.

Обсудить причины курения/не курения подростков. Разделить лист бумаги на

две части. Озаглавить одну половину «Причины курить», а другую «Причины не курить». Попросить детей перечислить причины того и другого. Каждое мнение выписывается отдельно и не изменяется. Добавить к спискам те причины, о которых дети не подумали.

Причины не курить: мне не нравится курить; курение вредно для здоровья; я

не хочу иметь вредные привычки; это неприятно выглядит; это слишком дорого;

это вызов другим — показать, что я не курю; никто из моих друзей не курит; это повредит моим спортивным достижениям; мои родители не одобряют курение.

Причины курить: мне нравится курить; курение снимает раздражение,

расслабляет меня; это привычка; все вокруг меня курят; курение помогает

выглядеть и чувствовать себя старше; курение стимулирует меня, повышает тонус;

курение дает мне шанс занять чем-то руки; это поможет мне сбавить вес; курение

позволяет мне отвлечься, когда я скучаю или в плохом настроении; курение

позволяет мне чувствовать себя независимым.

Информация о курении (в помощь ведущему)

1. Научными исследованиями показано, что курение сигарет является

первичным фактором риска для нескольких тяжелых хронических заболеваний,

включая рак легких, коронарную недостаточность сердца, эмфизему и бронхит.

2. Девяносто процентов рака легких наблюдается у людей, которые курят.

3. Исследования показали, что каждая выкуренная человеком сигарета, уносит

6 минут его/ее жизни.

4. Сигареты опасны, потому что содержат или выделяют при горении

ядовитые вещества - смолы, никотин, угарный газ.

5. Угарный газ является ядовитым веществом, которое снижает способность

крови насыщать клетки организма необходимым количеством кислорода.

6. Большинство существующих способов лечения от курения эффективны

лишь приблизительно в 50% случаев. В течение 6 месяцев после окончания

лечения приблизительно половина лечившихся начинает снова курить.

7. Некоторые специалисты считают, что курение табака может привести к

употреблению других наркотиков.

Ведущий.Рассмотрим некоторые причины того, почему люди курят (чтобы

расслабиться, выглядеть старше, стать более популярными, лучше

концентрироваться). Вы действительно думаете, что сигареты все это могут?

На самом деле сигареты - не магическое средство и не могут сделать все то, что им приписывается.

III. Беседа о долговременных последствиях курения.

Спросить, в чем состоят некоторые долговременные, опасные для здоровья,

последствия курения. Обсудить риск для курильщика заболеть и умереть от рака, сердечно-сосудистых заболеваний.

Ведущий.Курение является главным фактором риска нескольких видов рака,

заболеваний сердца и хронических заболеваний органов дыхания.

Указанные три группы болезней вместе составляют причины 58% смертей в

США ежегодно.

Пусть дети обсудят эффект, который курение оказывает на организм немедленно.

Попросить детей ответить на вопросы:

1. Как курит тот, кто только начал? В группе или один?

2. Отличается ли это от того, как курят давно курящие?

3. Думаешь ли ты, что взрослым курильщикам трудно бросить? Почему? Могут ли люди на самом деле зависеть от сигарет?

Ведущий.Большинство курильщиков проходят через одни и те же стадии:

пробуют курить, курят от случая к случаю, становятся заядлыми

курильщиками.Люди, курящие много (30 и более сигарет в день), обычно с

огромным трудом отказываются от этой привычки, потому что становятся

психологически и физиологически зависимыми.

Курение становится сейчас все более неприемлемым социально, все больше и

больше взрослых людей бросают курить. За последние 20 лет число курящих

снизилось на 12%. Сегодня главная проблема — это возрастание количества

девочек-подростков, которые курят. За 10 лет их количество возросло на 7%.

IV. Главные выводы занятия.

Подростки переоценивают количество курящих людей. Некурящих

большинство. Сигареты не являются магическим средством и не

имеют всех тех эффектов, которые им приписываются.

Существует множество немедленных и отсроченных влияний курения на

организм.

Курильщики проходят через ряд стадий при формировании вредной привычки.

Курение постепенно становится все менее и менее социально приемлемым.

Дым от сигарет потенциально опасен для некурящих.

ВАРИАНТ 2. Алкоголь: мифы и реальность

IV. Беседа.

Показать подросткам, что употребление алкоголя не является эффективным

методом разрешения проблем.

Ведущий. Алкоголь является психоактивным веществом, содержащимся в

спиртных напитках. Алкоголь угнетает работу головного мозга, т.е. Заставляет мозг работать более медленно.

Небольшое количество алкоголя: уменьшает способность четко мыслить и

принимать решения; приводит к тому, что люди чувствуют себя более смелыми, чем обычно, и идут на риск. Большое количество алкоголя: снижает активность различных отделов мозга и нервной системы в целом; вызывает головокружение; снижает координацию; снижает время реакции; затрудняет речь, ходьбу; может явиться причиной смерти.

Алкоголь и наркотики производят временный эффект. Вместе с выводом алкоголя из организма уходит и хорошее настроение. Период хорошего настроения сменяется плохим настроением, которое обычно сопровождается депрессией, усталостью, тревогой. Наилучший способ поднять настроение — это естественные способы: физкультура, спорт, танцы, объятия, прикосновения, музыка, романтические чувства, молитвы, медитация, дружба, любовь.

Чем больше человек употребляет алкоголя, тем больше ему надо, чтобы получить тот же самый эффект. Это является результатом привыкания к алкоголю.

Организм постепенно становится толерантным к алкоголю. Важно знать, что возрастание толерантности означает возникновение физической зависимости.

Банка пива или бокал вина содержат приблизительно столько же алкоголя,

сколько стопка водки, виски, рома, джина.

Если человек выпил, то ему захочется спать. Однако, подобно другим

депрессантам, алкоголь не погружает его в спокойный сон, приносящий отдых.

Сон пьяного или выпившего человека, это не тот же самый сон, что у трезвого.

Выпивший накануне обычно встает усталым, нервным и т.п.

ВАРИАНТ 3. Марихуана: мифы и реальность

Цель: изучить мифы и реальные факты, касающиеся марихуаны.

Задачи:

1. описать марихуану;

2. выяснить, что большинство взрослых и подростков не курят марихуану;

3. обсудить причины, по которым подростки могут использовать марихуану;

4. обсудить реальное воздействие марихуаны на организм: что может и чего

не может марихуана;

5. обсудить долговременное и кратковременное влияние марихуаны на

организм;

6. обсудить легализацию марихуаны.

I. Информация о наркотике.

Ведущий. На этом занятии вы получите важную информацию о марихуане.

Мы обсудим причины того, почему люди начинают употреблять запрещенный

законом наркотик, и каковы немедленные и отсроченные последствия воздействия марихуаны на организм.

Марихуана производится из дикорастущего растения, которое может быть

культивировано людьми. Растение содержит более 400 химических веществ. Оно способно отравлять тех, кто его употребляет, за счет своего психоактивного ингредиента - 9-дельта-тетрагидроканнабинола. Это вещество в различных количествах находится в разных частях растения.

Конопля была известна издавна благодаря прочным волокнам стебля и

получаемому из семян маслу, которое использовалось в кулинарии и в живописи.

Известна она была и как растение, содержащее психоактивные вещества,

наиболее сильно сконцентрированные в листьях и упругих цветущих верхушках.

Установить, что большинство подростков и взрослых не курят марихуану.

Проголосовать: какой процент подростков курят марихуану?

Ведущий. Последние опросы показали, что подростки в старших классах

средней школы пробовали марихуану в 50,2%, около 21% - пользователи (иногда в течение последнего месяца), но только около 3,3% курили марихуану ежедневно.

Занятие 4. Я И МОЕ ТЕЛО

Цель:расширение опыта взаимодействия с телесным образом «Я».

Задачи:

1. описать варианты изменения телесного облика;

2. моделирование ситуации изменения образа тела;

3. актуализация выбора индивидуального решения.

Время: 45-60 минут.

Материалы: краски, кисточки, большой лист бумаги, фломастеры.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. Сегодня вы будете заниматься некоторыми приемами изменения

своего тела. Многие люди чувствуют неудовлетворенность своим телом в

различных жизненных ситуациях. Для этого они прибегают к различным

изменениям своего тела.

I. Мозговой штурм.

Подросткам предлагается ответить на вопросы:

1. Что мы делаем со своим телом?

2. Для чего?

Лист бумаги делится на две части, куда вписываются предложенные варианты и мнения детей, а также их положительные и отрицательные стороны. Добавить к причинам те, которые подростки не указали.

Отрицательные стороны: вредно для здоровья; невозможность впоследствии

полностью избавиться; «забивает» индивидуальность, становишься рабом

отдельного круга людей, моды, рекламы; может не понравиться другу/подруге и послужить причиной конфликта; навязывание стереотипа поведения, иногда

губительного для личности.

Положительные стороны: подчеркивает индивидуальность; появляется

чувство гордости за то, что ты не такой, как все; меняется настроение и поведение в целом, например был замкнутым, «забитым», стал крутым и сильным; красота и привлечение внимания.

Что мы делаем со своим телом Для чего
Макияж - кому-нибудь понравиться - приятно выглядеть - для себя и окружающих - повысить уверенность в себе - по привычке - скрыть недостатки - подчеркнуть индивидуальность
Татуировка - красиво и модно - в подражание другим - стереотипы - чтобы выразить внутренний мир - показать индивидуальность - это «круто», показать свою силу, авторитет (у зеков), - необычность, стиль - чтобы шокировать окружающих - вызывает чувство гордости
Пирсинг - принадлежность к какому-нибудь клану, вере - стильность - сексуальность - имидж - чтобы не быть как все - модно

II. Обсуждение.

Обсудить, зачем человек прибегает к таким способам изменения своей

внешности. Разобрать культурные и исторические аспекты нанесения татуировок,

макияжа, прокалывания различных частей тела, например: ритуал, средство

привлечения внимания, коммуникации, статусные отношения.

III. Инсценирование.

Предложить подросткам придумать и нанести красками на свое тело

татуировки и макияж.

IV. Обсуждение в кругу.

Каждый участник говорит о том, что он хотел изобразить, почему именно на

этом месте, в таком объеме и что чувствует в этом образе.

Предложить участникам представить, что нанесенный узор - настоящая

татуировка и они прожили с ней 50 лет. Какие чувства они при этом испытывают?

V. Обобщение главных моментов занятия.

• Изменение телесного облика ведет к изменению состояния;

• моделируемая ситуация позволяет актуализировать выбор индивидуального

решения при возможности изменения или вмешательства в свое тело;

• интенсивность нанесения татуировок, макияжа, пирсинга отражает «чувство

меры» человека, индивидуальные особенности личности, выполняет

компенсаторные функции;

• татуировка отражает временное состояние; после определенного срока

человек хочет изменить или избавиться от нее.

Занятие 5. Я И МОЕ ТЕЛО (продолжение)

Цель:тело как ценность; формирование бережного и позитивного отношения к собственному телу.

Задачи:

1. обсудить различные варианты отношения к телу;

2. установить, что многие люди стесняются своего тела или отдельных его частей;

3. моделирование репрезентации образа тела;

4. обсуждение созданной телесной модели.

Время: 45 - 60 минут.

Материалы: пластилин.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. Сегодня мы будем заниматься «строительством тела» из

пластилина. Многие люди стесняются своего тела, его формы. Но на протяжениивеков критерии красоты и гармонии человеческого тела менялись и зависели отвеяний моды и социальных критериев. Однако каждое тело обладает уникальностью и неповторимостью, а потому и беспредельно ценно.

Чего стесняются Причины
- большой рост - большой нос - полнота/худоба - косметические дефекты - угри - цвет кожи - кривые ноги - ненакачанное тело -мнения окружающих - насмешки, издевки - уровень личностного развития - после болезней - боятся быть хуже других - из-за образа жизни - сниженная самооценка - боязнь быть на виду - неуверенность в себе - боязнь быть непризнанным - из-за сниженной силы воли

I. Мозговой штурм.

Провести мозговой штурм причин, по которым люди стесняются своего

телесного облика. Для этого на одной половине листа бумаги выписываются

мнения о том, чего стесняются люди, а на другой - причины стеснения.

II. Лепим фигуру.

Разделить подростков на три группы. Предложить вылепить из пластилина

любые части человеческого тела. Каждый ребенок выполняет задание

самостоятельно, не советуясь и не договариваясь с другими. Возможен вариант, когда участники договариваются. Это служит дополнительным диагностическим критерием на значимые детали тела.

III. Обсуждение.

Готовые части тела соединить в единую фигуру. Каждая подгруппа

демонстрирует свое произведение, называет, что это за существо, как

функционирует, что может и что ему недоступно. Участники из других подгрупп также высказывают свое мнение, принимают участие в обсуждении.

Попросить каждого подростка рассказать, какую часть тела он лепил, почему и какими качествами, благодаря этому, стала обладать сделанная фигура.

IV. Выводы.

Завершить обсуждение кратким резюме по поводу индивидуальной стратегии

работы и непохожести одного тела на другое.

• Излишне акцентируя внимание на отельных частях тела и игнорируя другие,

мы тем самым формируем искаженный образ тела, создавая дефицит телесного опыта.

• Человек стесняется своего тела чаще всего из-за насмешек других людей,

общественного мнения. По этой причине он может замкнуться в себе.

• Иногда даже человек с хорошей фигурой начинает «комплексовать», так как

у него нарушена внутренняя гармония. Он думает, что некрасив, и остальные

относятся к нему так же.

• Следует повышать свою самооценку, любить себя таким, каков ты есть,

потому что ты такой один - единственный и неповторимый, несмотря на все твои недостатки.

Занятие 6. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Цель:исследовать процесс принятия решения группой.

Задачи:

1. обучить эффективному поведению в процессе поиска согласия в группах;

2. получить информацию о коммуникативных процессах в группе и о

существующих в ней отношениях доминирования и руководства;

3. способствовать сплочению участников группы.

Время: 45 -60 минут.

Материалы: копии инструкции, листы бумаги, карандаши.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. Сегодня мы на примере игры узнаем, как и почему люди принимают

решения. Чем старше вы становитесь, тем более сложные решения вам придется принимать. Наша игра даст вам возможность поучиться принимать решения.

I. Инструкция.

Каждый участник получает указание за 15 минут выполнить задание по

инструкции.

Ведущий. Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В

результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза

уничтожены. Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы испорчены. По самым благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в тысяче миль к юго-западу от ближайшего берега.

Ниже приведен список из 15 предметов, которые не пострадали от пожара.

Кроме того, у вас осталась резиновая спасательная шлюпка с веслами,

достаточно большая, чтобы вместить вас, остальной экипаж и все

перечисленные ниже предметы. Плюс к тому в карманах у всех вас в сумме

набирается пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять долларовых банкнот.

Ваша задача - расставить все предметы из списка по их важности для

выживания. Самый важный предмет получает номер 1, следующий - номер 2 и

так далее до номера 15, который наименее важен.

• Секстант

• Зеркальце для бритья

• Пятигаллоновый бочонок воды

• Противомоскитная сетка

• Одна коробка с армейским рационом питания

• Карты Тихого океана

• Подушка для сиденья (одобрено как плавсредство службой спасения на водах)

• Двухгаллоновый баллон дизельного топлива

• Транзисторный приемник

• Репеллент для отпугивания акул

• Двадцать квадратных футов светонепроницаемого пластика

• Одна кварта пуэрториканского рома

• Пятнадцать футов нейлоновой веревки

• Две коробки шоколада

• Набор рыболовных принадлежностей

II. Выработка решения.

После того как каждый закончил работу над своим списком, группа получает 45

минут для выполнения следующей задачи.

Надо выработать общее для всей группы решение, руководствуясь специальным

методом достижения консенсуса. Он предусматривает достижение согласия всех членов группы относительно позиции каждого предмета в списке.

После того как группа завершит свою работу над списком, посмотрите в

приложении к занятию, каким должен быть правильный порядок. Можно сравнить результаты работы каждого участника с результатом, который был получен группой в целом.

III. Обсуждение процесса принятия решения.

Проводится в форме групповой дискуссии.

1. Какие стили поведения способствовали или препятствовали достижению

согласия?

2. Какие отношения лидерства и подчинения выявились в процессе принятия

общего решения?

3. Кто участвовал в выработке консенсуса, а кто нет?

4. Какой была атмосфера в группе во время обсуждения?

5. Удалось ли использовать возможности группы оптимальным образом?

• Как можно улучшить процесс принятия общего решения?

Выводы.

Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка важности предмета из

списка будет соответствовать мнению всех участников. Некоторые рекомендации по достижению соглашения:

• не ставить свое мнение превыше всего; подходить к каждому вопросу с позиций логики;

• не отказываться от своего мнения на том лишь основании, что это необходимо для достижения согласия и предотвраще

Наши рекомендации