Программа по коррекционно-развивающей работе с детьми «группы риска» «навстречу друг другу»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА СЕНЗИТИВНОСТИ

2.1 Общее понятие тренинга сензитивности как пример коррекционной работы с подростками с тенденциями к девиантному поведению………………………………………………………………………..21

2.2 Содержание и методика проведения тренинга сензитивности…25

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ I I

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….44

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………46

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…1

РАЗДЕЛ I

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ «ГРУППЫ РИСКА»

1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста……………........2

1.2 Особенности поведения младших школьников «группы риска»……………………………………………………………………………...4

1.3 Направления, формы и методы коррекционно-развивающей работы со школьниками из «группы риска»…………………………………………….….7

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ I……………………………………………...………..23

РАЗДЕЛ I I

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» «НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ»

2.1 Пояснительная записка. Актуальность……………………………….…24

2.2 Цели и задачи реализации коррекционно-развивающей работы……...28

2.3 Принципы и подходы к формированию рабочей программы…………30

2.4 Формы работы в рамках коррекционно-развивающей-программы…...31

2.5 Основные этапы коррекционно-развивающей программы ……………31

2.5.1 Выявление и диагностика школьников «группы риска»………………32

2.5.2 Блок 1. Просветительски-профилакическая работа. Беседа с родителями «Микроклимат семьи, его влияние на детей»…………………...41

2.5.3 Блок 2. Коррекционно-развивающее занятия «Тренинг сензитивности»………………………………………………………….……….43

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ I I……………………………………………………..61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...…….63

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………...……………66

ВСТУПЛЕНИЕ

Начало XXI века характеризуется поиском содержания и путей развития человека, который задумывается о целях и средствах достижения целей, становится не запрограммированным конформистом, а цельной социально-адаптированной личностью.

Согласно концепции Джорджа Герберта Мида, личностное самосознание формируется через процесс восприятия других людей, личностей – «обобщенного другого», представляющий собой ценности и стандарты поведения некоторой группы[18].

Индивид в процессе общения как бы встает на место окружающих его людей. Он оценивает свои действия и внешность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенным другим». Осознание «обобщенного другого» развивается через процессы принятия и исполнения роли. Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Недостаточная способность принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказаться на развитии личности.

Можно с уверенностью констатировать принцип важности исследования общения и поведения подростка со сверстниками и взрослыми для дальнейшего развития и планомерного формирования личности.

Актуальность исследования:

Тематика исследований девиантного поведения особенно актуальна в настоящее время, поскольку люди живут в социуме и принадлежат разным социальным группам с разными социальными нормами. Проблема отклоняющегося от нормы поведения важна в контексте построения здоровой семьи, общества, государства. Результаты научного исследования девиантного поведения используются в криминологии, психопатологии, социологии, педагогике. Научные исследования и данные практики воспитания подростков говорят о том, что недостаточная социально-личностная готовность к принятию социальных норм может базироваться на отсутствии у подростков навыков культуры поведения, недостаточного овладения ими знаниями о нормах и правилах общения из-за отсутствия руководства взрослым в повседневной жизни. Созданию эмоционально положительного микроклимата в семье и социуме способствует готовность подростка к принятию норм социального поведения, основанная на позитивном примере семьи и окружения.

Объект исследования: девиантное поведение подростков.

Предмет исследования: непосредственно процесс коррекции социально-психологических проявлений девиантного поведения подростков.

Цель исследования: обзор методического подхода к сопровождению подростков с тенденциями к девиантному поведению с учетом действующих в настоящее время социально-психологических факторов риска его возникновения.

Задачи исследования:

– анализ сущности девиантного поведения.

– анализ существующих методических подходов к коррекции и профилактике девиантного поведения подростков.

– обзор методического подхода к к сопровождению подростков с тенденциями к девиантному поведению

Методологическая основа:

деятельностный подход к развитию личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина), культурно-историческая теория Л.С. Выготского, а также теория нравственного развития Л. Колберга, концепция девиантного поведения подростков Ю.А. Клейберга.

Содержание и методика проведения тренинга сензитивности

Задачи: обучение участников тренинга лучшему пониманию других людей, скрытых переживанияй собеседника, уменьшение числа конфликтов с социальным окружением

Практическое значение состоит в том, что полученные данные могут
быть использованы как основа для углубленной и развернутой теоретико-методологической разработки темы, а также могут быть использованы в деятельности практических психологов

Практическая цель: научиться понимать людей, улавливать скрытые переживания собеседника, уменьшение числа конфликтов с социальным окружением.

Практические задачи:

- повышение чувствительность в восприятии окружающего мира;

- развитие способности понимать своеобразие каждого человека;

- улучшение возможностей в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании и деятельности людей;

- помощь в прогнозе поведения людей принадлежащих к разным социальным группам.

Возраст: учащиеся

Состав участников: 15-20 человек

Режим работы: 45 минут

Оборудование: Пачка бумаги, листки с цветом, клубок ниток, стакан с водой

Актуальность: существование разнообразных и противоречивых импульсов, исходящих от современного глобализирующегося мира, требуют от человека социальной пластичности. Возникает необходимость всестороннего анализа сензитивности и определения ее значения в современных условиях.

Структура тренинга:

1. Организационный момент

2. Вступление

3. Цель, задачи

4. Разминка

5. Основная часть

6. Рефлексия

7. Завершение работы

Ход тренингового занятия:

1. Упражнение «Мои уши локаторы»

2. Игра «Ассоциации»

3. Игра «Магия нашего времени»

4. Упражнение «Общение»

5. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность»

6. Упражнение «Звериный ритм»

7. Упражнение «Расскажи о своем хозяине»

8. Игра «Тик-так»

9. Упражнение «Четыре угла – четыре выбора»

10. Упражнение «Лови кастрюлю»

11. Упражнение «Правда или ложь»

12. Упражнение «Коллективный счет»

13. Упражнение «Строим мост»

14. Игра «Молекулы»

15. Упражнение «Эмоции»

16. Упражнение «Паутина»

Вступительная часть.

1.1. Разогрев и сплочение группы. Назначение:обозначить начало занятий, создать особую атмосферу взаимодействия участников; включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

Знакомство:Ведущий предлагает участникам представить себя группе, пользуясь только рисунком, без слов. Попросить описать свой рисунок и рассказать, что каждый чувствовал в процессе работы и после ее завершения.

Тренер следит за интонацией, ритмом речи и, выявляя сильное напряжение, переключает тему.

Упражнение «Наши ожидания».

Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке). Обсуждение в мини-группах общих целей участников тренинга Корректировка запроса.

Разминка «Поиск сокровищ».

Это замечательная разминка для первой встречи с группой. Основное внимание уделяется обмену информацией о личных интересах и пристрастиях участников (эмоциональная, когнитивная, психомоторная).

Попросите участников записать три их увлечения, не связанные с профессией (футбол, домашние животные, сад/огород, музыка…), а затем предложите им найти в аудитории, по крайней мере, двух человек со сходными пристрастиями

Основная часть.

Игра «Ассоциации»

Цель: знакомство, узнать больше информации друг о друге, помогает пересмотреть привычные стереотипы. Выбирается ведущий, выходит за дверь. Один из участников придумывает ассоциации на самого себя. На какое животное, птица, дерево, цветок, любой предмет я похож. Участник-ведущий возвращается в группу. Ведущий тренинг озвучивает ассоциации. Задача угадать человека.3 попытки. Каждый из участников должен побывать в роле ведущего и угадываемого. В конце обсуждаем: что было самым сложным, что нового вы узнали друг о друге, о себе.5-7 мин.

Упражнение «Общение»

Цель: упражнение предоставляет членам группы возможность для лучшего знакомства и экспериментирования с вербальным и невербальным общением.

Процедура: Выберите себе партнёра. Вместе выполняйте одно из описанных ниже коммуникативных упражнений. Приблизительно через пять минут перейдите к другому партнёру и выполните второе упражнение. То же повторите и для двух последних упражнений. Спина к спине. Сядьте на пол спина к спине. Постарайтесь вести разговор. Через несколько минут повернитесь и поделитесь своими ощущениями. Сидящий и стоящий. Один из партнёров сидит, другой стоит. Постарайтесь в этом положении вести разговор. Через несколько минут поменяйтесь позициями, чтобы каждый из вас испытал ощущение «сверху» и «снизу». Ещё через несколько минут поделитесь своими чувствами. Только глаза. Посмотрите друг другу в глаза. Установите зрительный контакт без использования слов. Через несколько минут вербально поделитесь своими ощущениями. Исследование лица. Сядьте лицом к лицу и исследуйте лицо вашего партнёра с помощью рук. Затем дайте партнёру исследовать ваше лицо.

Поделитесь своими ощущениями и переживаниями.

Упражнение «Звериный ритм»

Задачи упражнения:

§ способствует эмоциональной разрядке,

§ создает хороший фон для продолжения работы

Участники садятся в круг.

Инструкция: «Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый».Все по очереди называют животных, и надо потратить достаточно времени, чтобы все запомнили, какое животное назвал каждый. Для упрощения задачи запоминания можно попросить называть животных по очереди (по кругу), и каждый, прежде назовет животное, повторит все то, что сказали предыдущие участники. «Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения».

Тренер демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям. «На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто начнет первым, хлопнет два раза в ладоши и скажет название своего животного: например, волк-волк, а потом, хлопнув два раза по коленям, - название животного того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопая два раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопая два раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибется, получит дополнительное задание». В процессе упражнения постепенно ускоряется темп его выполнения. Тот, кто ошибается, должен вместо названия своего животного два раза, хлопая в ладоши, изображать характерный звук, издаваемый этим животным. И все остальные с этого момента должны обращаться к нему, воспроизводя этот звук. Кто ошибается второй раз, выбывает из игры.

Вопросы для обсуждения: что вас больше всего отвлекало во время игры?

Упражнение-игра «Тик-так»

Цель: снятие напряжения, активизация внимания.

Участники передают друг другу звуковую передачу: «тик» – направо, «так» – налево по кругу. «Бум» - означает перемену направления передачи звука. Любой участник игры имеет право изменить направление передачи.

Упражнение «Лови кастрюлю»

Цель: снятие напряжения.

Ход игры: Участники, сидя или стоя в большом кругу, перебрасываются воображаемыми предметами. Бросая, участник объявляет имя партнера и предмет, который он кинет. Тот, кому кидают, должен немедленно «пристроиться» к предмету – ведь котенка нужно ловить иначе, чем змею.

Игра «Коллективный счет»

Цель: Разминка, повышение взаимной чувствительности членов группы.

Участники закрывают глаза. Задача группы – называть по порядку числа от 1 до 20. Условия игры – каждое следующее число не может называть рядом сидящий участник, нельзя называть два числа подряд одному и тому же участнику, нельзя одновременно называть число двум и более участником. После каждой ошибки, ведущий возобновляет счет.

Упражнение «Строим мост»

Цель: Осознание своих ролей в групповом взаимодействии.

Необходимые материалы: Много бумаги формата А4, стакан с водой Группа делиться на 2 подгруппы.

Задание: Построить мост из пачки бумаги через реку шириной 50 см. Мост должен выдержать стакан водой. Время выполнения 15 мин.

В конце игры проверяем результаты.

Обсуждение.

§ Какие роли вы увидели? Лидер, исполнитель, генератор идей и т.д.

§ Какую роль играли вы?

Игра «Молекулы»

Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.

Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа.

Игра «Эмоции»

Цель: прием, направленный на повышение точности восприятия партнера по общению.

Необходимые материалы: наборы игровых карточек из 6 штук с картинками, на которых изображены проявления эмоций в мимике, и игровые столы, за которыми располагаются игроки.

Сюжет игры: зависит от варианта, который выбрал ведущий. Основная идея игрового сюжета состоит в том, чтобы определить и назвать а) эмоцию, которая будет переживаться большинством/меньшинством участников в определенной (данной) ситуации; б) партнера по игре, который переживает такую же/другую эмоцию, что и сам игрок в определенной (данной) ситуации. В зависимости от точности восприятия (угадывания) игрок получает/теряет очки. По итогам игры называется самый «эмпатичный» игрок. В ходе игры участникам раздаются наборы карточек. Играющие получают разъяснения относительно того, какая эмоция графически изображена на каждой карточке. Затем проводится пробный тур. Ведущий объявляет ситуацию, в которую условно попадает каждый из участников, например: «За экзаменационную работу вы получаете оценку 5 с двумя плюсами». Участникам необходимо выложить на игровой стол обратной стороной карточку с изображением того эмоционального состояния, которое возникнет у участника в данной ситуации. После этого игроки тянут жребий: «согласование» или «рассогласование». Одновременно игроки должны назвать имя одного из участников. Если им выпал жребий «согласование», они должны назвать имя человека, выложившего одинаковую с ним карточку. В случае жребия «рассогласование» нужно назвать имя человека, положившего другую карточку. При этом жребий оставляется в тайне до раскрытия всех карточек. Затем карточки открываются. В случае, если игрок, верно, назвал имя партнера, он получает 1 очко, если ошибся – минус одно очко. Далее зачитывается новая ситуация и т.д. В процессе проведения игры следует соблюдать такие правила: Запрещается намеренно раскрывать свои карты и демонстрировать свой выбор до сигнала ведущего. Если игрок заявляет, что все его партнеры сделали такой же ход, как и он, либо никто не сделал подобного хода, и это подтверждается при раскрытии карт, он получает плюс пять очков, если не подтверждается, то он получает минус пять очков. Каждая новая фаза игры начинается после предыдущей. Последовательность игровых фаз такова:

§ зачитывание ситуации ведущим;

§ выкладывание игровых карточек;

§ раздача жребия;

§ выбор участника по заданию;

§ раскрытие карточек;

§ оценка результатов.

В начале проведения игры необходимо предусмотреть информационную часть, когда ведущий объясняет понятие эмоции, и сообщает ее психологическое содержание. Сообщение ведущего должно быть сделано с учетом особенностей аудитории и контекста ситуации.

Перед началом игры необходимо объяснить, что предлагаемая игра - не карточная, хотя в ней используются карточки, ведется подсчет очков. Самым важным приобретением в этой игре будет более глубокое понимание других людей, их особенностей, побудительных причин.

Ведущий должен принимать участие в обсуждении, побуждать участников к анализу своих переживаний. Особое внимание следует обращать на тех участников, которые часто делают ход «все» или «никто». Как правило, такое поведение свидетельствует о не включенности в игру или переключение с содержательного ее аспекта (постижение переживаний другого человека) на формальный (заработать побольше очков).

Ведущему очень важно организовать обсуждение эмоциональных реакций. Как правило, обсуждение ведется относительно причин возникновения именно этой эмоции. Нередко, однако, выдвигаются на первый взгляд неправдоподобные реакции. Например, для ситуации «Вы получаете пятерку с двумя плюсами за контрольную по математике» одна из школьниц выложила карточку «гнев, ярость», объясняя это тем, что учительница просто издевается над ней, если за такую работу поставила такую оценку.

Несмотря на то, что часто, таким образом, реализуется психологическая защита, иногда стоит предложить аудитории подумать над тем, что может стоять за этой эмоцией в данной ситуации, чем может быть вызвана эта эмоция: индивидуальными особенностями, особенностями опыта (ученица подумала про конкретную учительницу, вызывающую у нее агрессию) и т.п.

Очень важно не навязывать своего мнения игрокам или говорить о неадекватности выбора. Как правило, вопрос об этом поднимают сами игроки. Причем мнение об адекватности-неадекватности той или иной эмоции можно использовать для организации обсуждения некоторых понятий (если это обучающее занятие по психологии), например, фрустрация, тревожность, психологическая защита, эмпатия. Практически на каждой игре возникает проблема переживания так называемых «неправильных чувств».Игра требует некоторой предварительной подготовки («разогрева»). Начинать игру нужно по возможности с комических ситуаций. И лишь в случае высокой включенности и отсутствия сопротивлений предлагать ситуации, вызывающие тревогу. Особо внимательным ведущему следует быть, если участники группы совсем незнакомы друг с другом или давно знают друг друга (учебная группа). В этом случае также возможно сопротивление. Как показывает опыт проведения, в каждой группе был участник, игравший на результат и не принимавший содержательную сторону игры. В этом случае правилами принципиально не предусматривается штрафных санкций. Очень важно самому ведущему правильно отреагировать на ситуацию. Ни в коем случае нельзя оценивать такого игрока или поощрять любые оценки других участников. Обычно мы говорим, что у игры есть два плана – количественный (набрать побольше очков) и содержательный (научиться понимать другого человека). Также ведущему целесообразно обратить внимание на то, что стратегия «набора очков» сразу отслеживается остальными игроками. Кроме того, играть нечестно просто невыгодно (особенно – в многочисленной аудитории). В качестве методического приема для преодоления такого сопротивления можно порекомендовать начинать игру с «мягкого» варианта. При таком проведении значение выпавшего жребия преобразуется в «наибольшее количество» – «наименьшее количество». Участники игры называют не имя человека, а карточку, которая больше (меньше) всего представлена на игровом столе. Изменение по сравнению с основным вариантом – в прочувствовании не одного партнера, а настроения (установок) группы. Этот вариант по сравнению с основным, как правило, вызывает меньшее сопротивление. Кроме того, в этом варианте игры участники допускают меньше ошибок. Сложность ее состоит в обеспечении динамики игры и проведении содержательного обсуждения, а также в фиксировании результатов.

Упражнение «Паутина»

Цель: создает ощущение целостности группы.

Необходимые материалы: клубок с нитками.

Все участники сидят в кругу. У ведущего клубок с нитками. Он оставляет край нитки у себя и передавая клубок участнику говорит ему «Имя, ты мне нравишься, потому что +». И так каждый участник. Передавать клубок можно любому участнику группы. Нитки нужно оставлять у себя, а клубок передавать. После того, как все участники спутаны одной паутиной, нужно обратить внимание на целостность группы. Далее клубок нужно смотать обратно, отдавая его тому, кто передал тебе со словами « Спасибо тебе Имя, за то, что ты считаешь меня +»

Заключительная часть.

3.1 Рефлексивный анализ и вербализация.

Назначение: анализ и обсуждение тренинга.

Рефлексия:

Упражнение “Мне сегодня...”

Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”, и ответить на вопрос «Оправдались ли ваши ожидания?»

Анализ и вербализация:

В конце занятия проводится опрос, в котором все желающие высказывают свое мнение о проводимом тренинге, в контексте расширение восприятия образа собственного «Я»; результатов ознакомление с приемами, способствующими раскрытию новых ресурсов жизненной энергии.

§ Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?

§ Какие чувства испытывали?

§ Что нового узнали о себе, о группе?

§ Как будете использовать эти знания?

§ Чему научились?

§ Как это пригодиться в будущем?

§ Что было важным?

§ Над чем вы задумались?

§ Что происходило с вами?

§ Что нужно развивать на будущее?

Завершение работы

Ведущий благодарит участников, подводит итоги, прощается с участниками[25].

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - М., 2011.

2. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая адаптация и дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 2013.

3. Альманах психологических тестов / сост. и общ. ред. Р. Р. Римский, С. А.Римская. М., 2015.

4. Архиреева Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудр, 2013.

5. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 2013.

6. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 2014.

7. Беличева С.А. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М., 2013.

8. Березина С. В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. М., 2010.

9. Боенко А. В., Лях Ю. М., Маров В. А., Стороженко А. П. Профилактика самоубийств. М., 2012

10. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / под. Ред. М. И. Рожкова. М., 2011.

11. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. СПБ., 2010.

12. Журавлев Д.В Методы психологического исследования. М., 2012

13. Колберг. Л Концепция девиантного поведения подростков. М., 2014.

14. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2012

15. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. — СПб.: Речь, 2011.

16. Макарычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. М., 2015

17. Минияров В. М., Ельцова В. А., Райкова Е. Ю. Психологическое консультирование по проблемам детско-родительских отношений. Самара. 2015

18. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев.— М., 2012. — 290 с. (Сер.: Теория и история социологии).

19. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студентов вузов. Десятый изд., Перераб. и доп. М .: Издат. центр «Академия», 2011

20. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М., 2010.)

21. Осницкий А. К., Определение характеристик социальной адаптации // Журнал практического психолога

22. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. 2013

23. По неписаным законам улицы / под ред. Ю. М. Хотченкова. М., 2015.

24. Практикум по курсу/Девиантное поведение подростков под ред. Н. А. Николавой. Оренбург.:Издат.ОГПУ, 2011.

25. Психология агрессивных и террористических проявлений у подростков / под ред. И. Соковни. М.,2014

26. Реан. А. А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 2013.

27. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 2011

28. Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.,2015.

29. Рычкова Н. А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофила ктика. М., 2011.

30. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М-В-ж, 2012.

31. Сизанов А. Н., Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. М., 2013.

32. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М., 2013.

33. Смелзер Н. Дж. Социология. М., 2014.

34. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 2011.

35. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. М., 2011.

36. Тагирова Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. М., 2005.

37. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей / под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2015.

38. Хажилина И. И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М., 2012.

39. Шабалина В. В. Зависимое поведение школьников. СПб., 2011.

40. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М., 2011.

41. Шилова Т. А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. М., 2005.

42. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. М., 2015.

43. Шульга Т. И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 2001.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА СЕНЗИТИВНОСТИ

2.1 Общее понятие тренинга сензитивности как пример коррекционной работы с подростками с тенденциями к девиантному поведению………………………………………………………………………..21

2.2 Содержание и методика проведения тренинга сензитивности…25

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ I I

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….44

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………46

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…1

РАЗДЕЛ I

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ «ГРУППЫ РИСКА»

1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста……………........2

1.2 Особенности поведения младших школьников «группы риска»……………………………………………………………………………...4

1.3 Направления, формы и методы коррекционно-развивающей работы со школьниками из «группы риска»…………………………………………….….7

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ I……………………………………………...………..23

РАЗДЕЛ I I

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» «НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ»

2.1 Пояснительная записка. Актуальность……………………………….…24

2.2 Цели и задачи реализации коррекционно-развивающей работы……...28

2.3 Принципы и подходы к формированию рабочей программы…………30

2.4 Формы работы в рамках коррекционно-развивающей-программы…...31

2.5 Основные этапы коррекционно-развивающей программы ……………31

2.5.1 Выявление и диагностика школьников «группы риска»………………32

2.5.2 Блок 1. Просветительски-профилакическая работа. Беседа с родителями «Микроклимат семьи, его влияние на детей»…………………...41

2.5.3 Блок 2. Коррекционно-развивающее занятия «Тренинг сензитивности»………………………………………………………….……….43

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ I I……………………………………………………..61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...…….63

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………...……………66

ВСТУПЛЕНИЕ

Начало XXI века характеризуется поиском содержания и путей развития человека, который задумывается о целях и средствах достижения целей, становится не запрограммированным конформистом, а цельной социально-адаптированной личностью.

Согласно концепции Джорджа Герберта Мида, личностное самосознание формируется через процесс восприятия других людей, личностей – «обобщенного другого», представляющий собой ценности и стандарты поведения некоторой группы[18].

Индивид в процессе общения как бы встает на место окружающих его людей. Он оценивает свои действия и внешность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенным другим». Осознание «обобщенного другого» развивается через процессы принятия и исполнения роли. Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Недостаточная способность принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказаться на развитии личности.

Можно с уверенностью констатировать принцип важности исследования общения и поведения подростка со сверстниками и взрослыми для дальнейшего развития и планомерного формирования личности.

Актуальность исследования:

Тематика исследований девиантного поведения особенно актуальна в настоящее время, поскольку люди живут в социуме и принадлежат разным социальным группам с разными социальными нормами. Проблема отклоняющегося от нормы поведения важна в контексте построения здоровой семьи, общества, государства. Результаты научного исследования девиантного поведения используются в криминологии, психопатологии, социологии, педагогике. Научные исследования и данные практики воспитания подростков говорят о том, что недостаточная социально-личностная готовность к принятию социальных норм может базироваться на отсутствии у подростков навыков культуры поведения, недостаточного овладения ими знаниями о нормах и правилах общения из-за отсутствия руководства взрослым в повседневной жизни. Созданию эмоционально положительного микроклимата в семье и социуме способствует готовность подростка к принятию норм социального поведения, основанная на позитивном примере семьи и окружения.

Объект исследования: девиантное поведение подростков.

Предмет исследования: непосредственно процесс коррекции социально-психологических проявлений девиантного поведения подростков.

Цель исследования: обзор методического подхода к сопровождению подростков с тенденциями к девиантному поведению с учетом действующих в настоящее время социально-психологических факторов риска его возникновения.

Задачи исследования:

– анализ сущности девиантного поведения.

– анализ существующих методических подходов к коррекции и профилактике девиантного поведения подростков.

– обзор методического подхода к к сопровождению подростков с тенденциями к девиантному поведению

Методологическая основа:

деятельностный подход к развитию личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина), культурно-историческая теория Л.С. Выготского, а также теория нравственного развития Л. Колберга, концепция девиантного поведения подростков Ю.А. Клейберга.

Наши рекомендации