Принципы работы социального педагога с детьми группы риска

1.создание атмосферы доверительности отношений «социальный педагог - ребенок»;

2.подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, охраны общественного порядка, здравоохранения).

3.тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Создание доверительных отношений с ребенком требует наличия у социального педагога наряду с психологической техникой информации о личностных характеристиках ребенка. Сбор такой информации можно проводить с помощью наблюдения, бесед с ребенком, его родителями, друзьями и т.д. Можно использовать психологические и педагогические методики изучения личности.

Социальный паспорт класса

( заполняется один раз в год классным руководителем или социальным педагогом на основании данных, полученных в ходе изучения семьи.)

1Всего детей_________________________________________

2 Количество многодетных семей:____________________________________________

_______ в них детей__________________________________

_______ учатся в школе_______________________________

_______ находятся в дошкольном уч.____________________

3Дети - инвалиды:_____________________________________

_____ из них больны сахарным диабетом___________________

4Семьи – беженцы:______________________________________

__ в них детей__________________________________________

5Семьи , родители которых безработные___________________

6Семьи, пострадавшие от стихийных бедствий______________

7Семьи–переселенцы из зон,где проживание невозможно_____

8Количество малообеспеченных семей:__________________________________________________

__детей в школе_______________________________________

___в дошкольных учреждениях___________________________

__ из них получают бесплатное питание____________________

9Количество детей, оставшихся без попечения родителей_____

10Родители в заключении_________________________________

11 Неполные семьи_______________________________________

12 Матери – одиночки_____________________________________

13Неблагополучные семьи_________________________________

__ в них детей_________________________________________

___ стоят на учете в ПППН_________________________________

___ стоят на учете в школе_________________________________

14Родители уклоняются от воспитания_______________________

15Родители, лишенные родительских прав____________________

16Количество девиантных детей_____________________________

__ стоят на учете в инспекции по делам несоверш._________________________________________________

__ стоят на учете в школе__________________________________

СПИСОК УЧАЩИХСЯ, ТРЕБУЮЩИХ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ.

№ п / п ФИО Адрес, телефон
     
     


СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА, ТРЕБУЮЩЕГО ОСОБОГО ВНИМАНИЯ

__________________________, ученик (ца)___________класса

Дата рождения_________________________________________

Адрес________________________________телефон________________

С кем проживает ученик:

__ с родителями

__ с матерью

__ с другими родственниками

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ ИЛИ ЛИЦАХ, ИХ ЗАМЕЩАЮЩИХ

  Мать Отец
Место работы        
Должность        
Образование        
Рабочий телефон        

СВЕДЕНИЯ О ДРУГИХ ДЕТЯХ В СЕМЬЕ

ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ

    20__\__ УЧ.ГОД 20__\__ УЧ. ГОД
I II III IV год I II III IV год
УСПЕВАЕМОСТЬ                      
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ                      
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ                    
ВЗАИМООТНОШЕНИЕ С УЧЕНИКАМИ                    

Другие сведения

  20__/__ уч. год 20__/__уч.год
Состояние здоровья    
Интересы, увлечения    
Вредные привычки    

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

__________________________________________________________

Карточка учащегося из многодетной семьи

1. Фамилия,имя,отчество__________________________________

2 Дата рождения_________________________________________

3 Сведения о родителях___________________________________

( № свидетельства)

4 Домашний адрес________________________________________

5 Дата обследования условий жизни семьи___________________

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Формы Примечания  
Бесплатное питание      
  Бесплатный проезд    
  Пособие на школьную ( спортивную) форму  
  Обеспечение учебниками    
  Льготы по оплате жилья    
  Летний отдых    
Страхование      
  Другое    


Дневник посещений учащихся на дому

ДАТА ФАМИЛИЯ РЕЗУЛЬТАТ
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА_______ КЛАССА

20__/__ учебный год

1. Количество детей в классе_____________________________________________

2. Количество семей:__________________________________

А) полных____________________________________________

Б) неполных_________________________________________

3 Количество родителей_________________________________

4 Образовательный уровень родителей___________________

а) имеющих высшее образование________________________

б) среднее специальное________________________________

в) 11 классов_________________________________________

г) 9 классов__________________________________________

д) меньше 9 классов___________________________________

5. Количество детей в семье:

А) более 3_х чел._______________________________________

Б) 3 чел._____________________________________________

В) 2 чел.____________________________________________

Г) 1 чел_____________________________________________

6. Работают на государственных предприятиях_____________

7. В частных организациях_____________________________

8. Не работают нигде_________________________________

9. Количество семей, имеющих нормальные_жилищные условия_____________________________________________

10 Количество семей, не имеющих нормальных жилищных условий______________________________________________

11. Материально обеспечены___________________________

12 Материально не обеспечены__________________________

13 Количество родителей, имеющих разносторонние интересы_________________________________________________

14 Не интересуются ни чем_______________________________

15 Наличие домашней библиотеки_________________________

16. Количество пьющих родителей:________________________

а) матерей_____________________________________________-

б) отцов_______________________________________________

17 Оказывают помощь в подготовке уроков__________________

18 Не оказывают помощи в подготовке уроков___________________________________________________

19 Отношение родителей к дальнейшему образованию ребенка__________________________________________

А) получение высшего образования_______________________

Б) среднего специального________________________________

В) среднего_____________________________________________

Г) профессионально – технического_______________________

Д) достаточно 9 классов_______________________________________________

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ УЧАЩЕГОСЯ И ЕГО СЕМЬИ

__________________________________________

фамилия

__________________________________________

имя, отчество

____________________________________

дата рождения

№ школы_______________________

класс___________________________

классный руководитель___________________________

___________________________

дата заполнения паспорта

Характеристика учащегося. Учебная деятельность.

Отношение к учебе:___________________________________

- заинтересованность;

- увлечение;

- безразличное;

- отрицательное.

Формы выполнения учебной работы:_____________________

- старательность;

- аккуратность;

- организованность.

Уровень развития внимания:____________________________

- высокая;

- средний;

- низкий.

Запоминание учебного материала:_________________________________

- быстрое;

- медленное;

- не запоминает.

По каким предметам испытывает Причины затруднений:

существенные трудности:

_____________________ ____________________

_____________________ ____________________

Выполнение школьного режима и правил поведения на уроке: _______________________________________________________

Реакция на критические замечания учителя и на оценки:

- спокойная;

- заинтересованная;

- пассивная;

- агрессивная;

- непредсказуемая.

Реакция на собственные неудачи в учебе:

- переживание;

- подъем активности;

- спад активности;

- пассивность;

- равнодушие.

Способность учащегося к самооценке своих способностей, успехов и неудач в учебе:

- завышена;

- занижена;

- адекватна.

Творческие способности:

общие: специальные:

__________________________ ____________________________

Предметы, вызывающие Причина интереса:

повышенный интерес учащегося:

_______________________________________________

__________________________________________________________________

Какая область знаний вызывает повышенный интерес учащегося, почему?

__________________________________________________________________

Рекомендации Проведенная работа. Дата. Результат.
   
     
     
     

Характеристика учащегося.

Межличностное общение.

Какое положение занимает учащийся в коллективе?

(лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный)

Как относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим замечаниям?

(благожелательно, серьезно, болезненно, равнодушно, враждебно).

Стиль отношений со сверстниками: спокойно-доброжелательный; агрессивный; неустойчивый; обособленный.

Пользуется ли авторитетом в коллективе: большинства учащихся; только мальчиков; только девочек; небольшой группы; не пользуется авторитетом.

Имеет ли друзей: только в своем классе; вне класса; и в классе и вне класса; сверстников; старше себя; младше себя; ни с кем не дружит.

В качестве кого участвует в школьных мероприятиях: инициатор; организатор; активный участник; пассивный исполнитель; дезорганизатор; не участвует.

Как выполняет общественные поручения: с удовольствием; хорошо; удовлетворительно; плохо; уклоняется от поручений.

С кем чаще всего бывают конфликты: с одноклассниками; учащимися других классов; учителями; родителями и родственниками.

Рекомендации Проведенная работа. Дата. Результат.
     
     
     
     

Социально-демографический паспорт семьи

Домашний адрес:____________________________________

Телефон:___________________________________________

Мать:_____________________________________________

Место работы:______________________________________

Должность:________________________________________

Образование:_______________________________________

Рабочий телефон:___________________________________

Отец:______________________________________________

Место работы:______________________________________

Должность:_________________________________________

Образование:________________________________________

Рабочий телефон:____________________________________

С кем проживает учащийся

С родителями:_______________________________________

С матерью:__________________________________________

С отцом:____________________________________________

С другими родственниками:____________________________

(сведения о них)

Сведения о других детях в семье:________________________

(степень их родства, возраст)

_____________________________________________________

Бытовые условия жизни учащегося:_________________________

(общие условия, условия для занятий, отдыха)

____________________________________________________

Круг интересов членов семьи(хобби):_________________________

_________________________________________________________________

Взаимоотношения учащегося с родителями и другими

членами семьи:

- атмосфера в семье дружная, теплая;

- отношения близкие, доверительные;

- отношения отчужденные;

- взаимопонимание ребенка с родителями;

- нет взаимопонимания.

Особенности семейного воспитания:

- строгий контроль за поведением ребенка;

- ограничение самостоятельности;

- большая самостоятельность ребенка;

- родители сотрудничают с учителями;

- вступают в противоречие с учителями.

Формы участия членов семьи в жизни класса, школы:__________

_______________________________________________________

Серьезные поступки и нарушения

Когда совершен Причина Какая комиссия, совет рассматривали Решения
       

Работа с родителями

Дата С кем проводилась встреча, беседа Какие вопросы обсуждались
     

МАТРИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБОБЩЕННОГО ПОКАЗАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА

    №     Социальные характеристики Балл
Состав семьи ребенка  
  Мать, отец, дедушка, бабушка
  Только мать и отец
  Мать и отчим, отец и мачеха
  Одна мать, один отец
  Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники
Школьная успеваемость  
  Хорошая
  Удовлетворительная
  Неудовлетворительная
  Оставил школу, работает
  Оставил школу, не работает
Здоровье ребенка    
  Практически здоров
  Часто болеет в пределах нормального развития
  Имеет хронические болезни
  Отставание в умственном развитии
  Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни
Санитарно-жилищные условия жизни семьи  
  Благоустроенная отдельная квартира
  Отдельная квартира с родителями супругов
  Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами
  Комната в коммунальной квартире с удобствами
  Комната в общежитии, в бараке без удобств
Доход семьи  
  Могут практически ни в чем себе не отказывать
  Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг
  На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности
  Живут от зарплаты до зарплаты
  Денег до зарплаты не хватает
Уровень социального благополучия семьи  
  Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви
  Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке»
  В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам
  Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей
  Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение
Поведение ребенка в школе  
  Хорошее
  Удовлетворительное
  Неудовлетворительное
  Неоднократно был замечен в асоциальном поведении
  Стоит на учете в ИДН
Внешкольное общение ребенка  
  На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересах
  Несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени
  Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей
  Асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки, токсичные вещества
  Криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики
Жизненные цели ребенка  
  Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей
  Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны
  Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авось»
  Ориентации на цели носят, скорее, негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов
  Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограничены, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ИДН
Эмоциональные отношения родителей с детьми  
  Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия
  Слепая любовь, гиперопека
  Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное
  Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы
  Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

Наши рекомендации