Правила взаимодействия с детьми «группы риска»

в образовательном учреждении

· Позитивный настрой. Если в отношении к ребёнку превалирует негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания. В любом случае переключение на позитивные стороны в поведении ребенка — это проверка гуманистической направленности позиции педагога. Надо спросить себя - чего я хочу достичь: наказать ребёнка, отреагировать свой гнев, выразить свое отношение или создать условия для изменения поведения ребенка? Нужно оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка.

· Доверительное взаимодействие. Для установления доверительных отношений с детьми, имеющими девиантное поведение, помимо позитивного поддерживающего отношения к ним, нужно освоить приемы и способы, позволяющие пробиться через коммуникативные барьеры: агрессию, замкнутость, ложь. Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком. При взаимодействии ребенок ведет себя в соответствии с законами живой природы. Уровень его открытости прямо связан с ощущением собственной безопасности. До этого помощь невозможна. Ребенок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что перед ним именно тот взрослый, который не нарушит его безопасности.

· Субъективность взаимодействия. Помочь ребенку можно только тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни. Главное — это сделать ребенка заинтересованным союзником всех позитивных изменений в себе и своей жизни.

· Выявление причин. Нужно найти причины отклоняющегося поведения (стремление привлечь к себе внимание, стремление к самоутверждению, нравственно-духовная незрелость, стремление отомстить и др.) Конкретное поведение — это всегда следствие чего-то. Даже если поступок имел ситуативные предпосылки и не являлся сознательно мотивированным, следует обратиться к истокам. Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, желаемого результата не достигнуть.

· Последовательность во взаимоотношениях.Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если взрослый будет менять свою позицию или его слова и заявления не будут соответствовать действиям. Например, он советует ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорит, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сам кричит на ребенка и наказывает его. В результате дети начинают презирать взрослых. Конечно же, последовательность не означает, что упорное «стояние на своем» даже в том случае, когда точка зрения взрослого изменилась. Наоборот, следует разъяснить причины изменения позиции. Взрослый только выиграет в углублении отношений, если признается, что его первоначальное мнение было ошибочным.

· Позитивность взаимодействия.

Позитивность взаимодействия предполагает следующее.

1. Постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка. Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат («вести здоровый образ жизни» вместо «бросить курить»; «добиться положительной успеваемости» вместо «не получать двойки»; «приходить в школу вовремя» вместо «перестать опаздывать» и т.д.).

2. Опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Подросток, часто нарушающий поведение, подвергается критике со стороны взрослых, на него обрушиваются негативные эмоции, поэтому у него, как правило, отрицательная самооценка: «Я — плохой». Еще хуже, если формируется негативный жизненный сценарий. Тогда девиации будут просто притягиваться, чтобы доказать правоту сценария. Важно вместе с ребенком выявить его достоинства и ресурсы для позитивных изменений. Для этого можно использовать позитивную обратную связь, искреннее поощрение привлекательных поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка. Нужно помочь ему сфокусироваться на своих положительных качествах, чувствах, мыслях, найти положительный смысл (например, упрямство может свидетельствовать об упорстве; драка — о стремлении отстоять справедливость; курение — о желании быть взрослым).

· Поощрение положительных изменений.Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделять и ценить даже самые малые достижения. Традиционно в нашей культуре принято вознаграждать за «высокие успехи» с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Мало кому придет в голову радоваться в связи с получением тройки по русскому языку, но если твердая тройка получена после бесконечных двоек? Тогда надо праздновать!

· Предложение привлекательной альтернативы. Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы подросток не просто осознал негативность девиантных поступков, но и выработал формы альтернативного поведения. В некоторых случаях возникший «позитив», с точки зрения ребенка, и позволяет достичь значимых целей. Например, подросток курит, употребляет нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой он нашел признание. Естественно, что отказ от общения со сверстниками вряд ли покажется подростку привлекательным. Однако может оказаться привлекательным включение его в круг подростков, имеющих сходные ценности (посещение кружка, секции, переход в другой класс или школу), где не будет надобности отстаивать свою принадлежность к группе ценой девиаций.

· Разумный компромисс.Добиваясь изменений в поведении, важно стремиться к разумному компромиссу, не нужно загонять подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.

· Гибкость. Можно использовать различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы. Правило гибкости также означает, что, если одна из стратегий оказалась неэффективной, можно попробовать реализовать другую.

· Индивидуальный подход. Любая помощь будет эффективной настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Индивидуальный подход означает выявление в каждом конкретном случае психологических механизмов, лежащих в основе детских проблем, выбор соответствующих данному случаю способов и методов работы, осуществление обратной связи, а также корректировку выбранной стратегии в зависимости от реакции ребенка на те или иные воздействия.

· Системность. При оказании психологической поддержки ребенку нужно создавать позитивную воспитывающую среду: выявить значимых для подростка лиц (одноклассников, авторитетных взрослых, друзей); выяснить и по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, во время досуга.

· Превентивность. Всегда легче предупредить возможные отклонения, чем исправить. Лучшим способом предупреждения отклоняющегося поведения является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей: в любви, в безопасности, во внимании, в самоутверждении. Нужно также содействовать формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения. Самоопределившийся человек, имеющий духовно-моральный стержень, вряд ли попадет под влияние негативных норм и образцов поведения

Список используемой литературы

1. Берковец, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.: Учебное пособие / Л. Берковец – СПб.: - 2012. -1 с.

2. Бютнер, К. А. Жить с агрессивными детьми.: Учебное пособие / К. А. Бютнер – М: Педагогика, 2012.- 242 с.

3. Вайнер,М.Э. Коррекционная педагогика в начальном образовании.: Учебное пособие / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю.Н, Вьюнкова.: Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 229 с.

4. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.: Учебное пособие / А. И. Захаров. – М.: Педагогика, 2013. – 298 с.

5. Змановская, Е.В., РыбниковВ.Ю.Девиантное поведение личности и группы.: Учебное пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников– СПб.: Питер, 2012. – 86 с.

6. Изард, К.Э. Психология эмоций.: Учебное пособие / К. Э. Изард, - СПб.: Питер, 2012.- 1 с.

7. Кернберг, О. Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях.: Учебное пособие / О. Ф Кернберг – М.: - 2012.

8. Лорнец, К. Агрессия.: Учебное пособие / К. Лорнец – М.: - 2012.

9. Махортова, Г.А. Эмоциональная напряженность.: Учебное пособие / Г.А. Махортова. - № 1. – 2013. – 50 с.

10. Панфилова, М.А. Игротерапия общения.: Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольного учреждения. / М. А. Панфилова – М.: Знание, 2012. – 1 с.

11. Сартан Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей.: Учебное пособие / Г. Н. Сартан – М.: Сфера, 2012. – 3 с.

12. Спок, Б. Разговор с матерью. Книга о воспитании.: Учебное пособие / Б. Спок. – М.: Политизад, 2012. – 1 с.

13. Пасечник, Л. Агрессивное поведение дошкольника:Учебноепособие/ Л. Пасечник. Дошкольное образование – 2012. - № 5. – С. 73-74.

14. Пасечник, Л. В. Семья и проблемы воспитания.: Учебное пособие / Л. В. Пасечник. –№ 1. – 2012. – 21 с.

15. Севастьянова, Т. Р. Избавляемся от агрессии с помощью игр.: Учебное пособие / Т. Р. Севастьянова.- № 12. – 2012. – 81 с.

16. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности.: Учебное пособие/ Э. Фромм – 2013. – 138 с.

17. Чижова, С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессия: Учебное пособие/ С. Ю Чижова, О.В. Калинина. – 2012.- 16

18. Хамаляйнен, Ю. К. Воспитание родителей. [Текст]. / Ю. К. Хамаляйнен. – 2014. – 136 с.

19 . Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет.Пси­хологические игры, упражнения, сказки: Учебное пособие/ О.В. Хухлаева М.: Генезис, 2012. — 176 с

20. Ярмоленко, Г.П. Регуляция агрессивного поведения. [Текст]/ Г.П. Ярмоленко. – СПб.: Изд.- во Санкт – Петербургского университета. – 2012. – 695 с.

1. Ватова Л. Как снизить агрессивность детей. //Дошкольное воспитание. – 2003 № 8. С. 55-58.

2. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Просвещение, 1985.

3. Зеленкова О.Н. Агрессивный ребенок: как ему помочь//Дошкольная педагогика.- 2003 № 6. С. 39.

4. Сазонова Н.П., Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье.- СПб.: Детство-пресс, 2010.

1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой– СПб.: Изд-во «Речь», 2004.

2. Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С.60-67.

3. Берон Р. Агрессия. – СПБ.: Изд-во «Питер», 2000.

4. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Изд-во «Речь», 2004.

5. Долгова А.Г., Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. – М.: Изд-во «Генезис», 2009 г.

6. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. – М.: Изд-во «Олма-Пресс», 2005.

7. Кэмпбелл Р. Как справиться с гневом ребенка. –М.: Изд-во «Генезис», 1998.

8. Масагутов Р.М. Детская и подростковая агрессия. – Уфа, 2002.

9. Можгинский Ю. Агрессия у подростков. Эмоциональный и кризисный механизм. – М.: Изд-во «Лань», 2008.

10.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: Изд-во «Олма-Пресс», 1996.

11.Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации. – Саратов, 2002.

12.Фурманов И. А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Изд-во «Речь», 2007.

13.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – СПб.: Изд-во «Речь»,1996.

·

Приложение 1


ФИ ребенка Количество агрессивных действий в течение часа Преобладание физической агрессии Преобладание вербальной агрессии Наличие враждебных агрессивных действий, направлен­ных исключительно на физическую боль или стра­дание сверстников Итог: наличие повышенной агрессивности у исследуемого
1 А.М.    
2 А.Д.    
3 Б.С.    
4 Б.Е.    
5 В.К.    
6 Г.М.    
7 Г.Д.    
8 Е.А.    
9 З.С.    
10 З.М.    
11 И.А.    
12 К.А.    
13 К.А.    
14 Л.Г.    
15 М.С.    
16 П.Я.    
17 П.М.    
18 Р.И.    
19 С.Т.      
20 С.П.    
21 Т.С.    
22 Т.С.    
23 Х.К.    
24 Х.А.    
25 Ч.В.    
26 Ч.М.    
27 Ш.Д.    
28 Ш.С.    

Приложение 2

Ограничение активности Негативная оценка взрослым (действий ребенка или его самого) · Несправедливое отношение к ребенку (как он сам это чувствует) Объект агрессии являлся препятствием к достижении цели Особенности темперамента Недостаток внимания Переутомление Негативная оценка сверстником
А.Д.              
Е.А.              
З.С.              
З.М.              
К.А.              
Л.Г.              
Ч.М.              

Приложение 3

Лист наблюдения и анализа.
Информация о ребенке: Имя, возраст.

__________________________________________________________________________________________________

Результаты подсчета (в процентах):

__________________________________________________________________________________________________

Анализ (Насколько совпадает с типом темперамента)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работу выполнили:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации