Изучение музейных предметов и коллекций
Новая экспозиция – итог серьезной научной работы, в которой участвуют хранители, научные сотрудники музея, привлеченные эксперты. Без изучения музейных предметов и коллекций невозможно сформировать и реализовать программу научного комплектования фондов музея. Научное изучение коллекций требуется также при подготовке предметов к экспонированию в других музеях, перед их отправкой на реставрацию и в ряде других случаев. Активизация выставочной деятельности, проведение работ по созданию Электронного каталога Музейного фонда приводит к необходимости изучения фондовых собраний, атрибуции предметов, что возможно только при наличии высококвалифицированных специалистов.
Показ на местности археологических объектов, имеющих значительные размеры (селения, оборонительные сооружения, могильники и др.), требует проведения масштабных археологических исследований, консервации раскопок, благоустройства территории при сохранении в неприкосновенности объектов наследия.
Одна из важнейших задач музея – введение в научный и культурный оборот предметов Музейного фонда, объектов культурного наследия, культурных ландшафтов. Значительная часть уникальных материалов, которые хранятся в музеях, недоступна даже для специалистов, нередко в связи с тем, что большинство отечественных музеев не имеет специализированных залов для работы сторонних специалистов с фондовыми собраниями. Тесное сотрудничество с отечественными и зарубежными учеными будет способствовать атрибуции музейных предметов, изданию каталогов фондовых собраний (в т. ч. электронных), публикации уникальных документов и материалов. Участие музейных сотрудников в российских и международных конференциях признается важнейшей частью научного обмена и обогащения опытом.
Наиболее эффективным является комплексное исследование музейных предметов на основе междисциплинарного подхода, что будет способствовать совершенствованию музейной деятельности, оценочного бизнеса и системы страхования. Экспертное исследование (научное, технологическое, материаловедческое и др.) лежит в основе экспертизы, оценки и страхования музейных предметов.
6.4. Культурно-просветительная и образовательная деятельность, распространение опыта музейной педагогики
Современные технологии позволяют шире, чем прежде, реализовать образовательный потенциал музея, применяя различные формы интерактивного погружения в эпоху, дать посетителям не только знания по определенным наукам, но и осуществить незабываемое эмоциональное воздействие. Необходимо распространение и внедрение в музейную практику передового опыта музейной педагогики, накопленного в России и за рубежом, создание музейно-образовательных центров и специализированных детских музеев. Актуальным остается применение разнообразных форм обмена успешным опытом музейной педагогики в ходе непосредственного общения представителей музеев друг с другом, проведения мастер-классов, открытых экскурсий, обучающих научно-практических семинаров.
Все направления культурно-просветительной деятельности музея (экскурсии, массовые мероприятия, конкурсы и фестивали), музейные программы в период до 2030 года будут становиться все более высокотехнологичными и синтетическими, обогащаться элементами разных искусств (театр, музыка и др.). Музейные программы должны будут опираться на результаты изучении целевой аудитории и охватывать как гуманитарную, так и естественнонаучную сферу.
Широкое распространение опыта музейной педагогики при минимальных финансовых затратах может привести к значительному росту интереса подрастающего поколения к музеям, предлагаемым ими программам, музейным коллекциям. При приобщении к культуре, в т. ч. благодаря посещению музеев, в раннем возрасте у ребенка формируется устойчивый интерес к объектам культуры. В этой связи музейная педагогика и тиражирование имеющегося опыта рассматривается в данной Концепции в качестве одного из наиболее актуальных направлений музейной деятельности.
Стратегические приоритеты инновационной деятельности музеев
Музей и социум
Музей уже сейчас предстает социокультурной институцией, которая становится пространством для распространения культурных инициатив, развития творческого потенциала личности.
Реализация социокультурных функций подразумевает развитие спектра социальных ролей, которые выполняет музей, в т. ч.:
· стимулирование социальной сплоченности общества путем воздействия через образовательные программы, ориентированные на межличностное и межгрупповое взаимодействие;
· осуществление социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями;
· целенаправленную работу с представителями всех социальных слоев, включая социально незащищенные категории и мигрантов;
· нацеленность на творческое развитие личности (через музейные программы, конкурсы, фестивали, смотры и др.).
В обществе, претерпевающем изменения, музеям все чаще приходится выполнять роль хранителей исторической правды и наследия прошлого, свидетельств современной истории. Возрастает роль музея как активного популяризатора истории среди населения. Местные жители нередко становятся активными участниками создания музейно-выставочных продуктов Их знания, опыт, помощь в комплектовании музейных коллекций могут и должны быть использованы при создании музейных экспозиций и интерьеров.